Педагогика сотрудничества. Организация работы с родителями по развитию речи учащихся начальных классов

Разделы: Работа с родителями


Труд учителя нелёгок, но нелёгок труд и того, кого он учит. Учитель должен стремиться понять индивидуальный стиль мышления каждого ученика и построить учебный процесс в соответствии с его познавательными возможностями. Одно из достижений творчески работающего учителя и есть понимание мира школьника, умение видеть мир его глазами. И этот учитель всегда помнит, что главная фигура в процессе обучения – каждый ученик класса. О нём нужно думать, о нём заботиться, для него жить и работать.

Учитель должен не только хорошо знать своих питомцев, их родителей, стиль воспитания в семье, он должен помогать им “расти” на каждом уроке, будить их мысль, укреплять внимание и память, увлекать неизведанными тайнами. Долг учителя – прислушаться к голосу каждого ученика, поддержать робкого, заставить класс слушать его, если надо, помочь по-товарищески, одобрив и его мнение, заставив прислушаться к товарищам, поучиться у них. “Не мешайте, Борис думает! Не спешите поднимать руки! Боря выскажет свою мысль, тогда и вы выступите” - эти гуманные правила взаимопонимания должны выполнять учащиеся на каждом уроке, веря в способности каждой личности.

Речь – это способ познания действительности; она выполняет функции общения и эмоционального самовыражения. Богатство речи в большой степени зависит от обогащения ребёнка новыми представлениями и понятиями, а хорошее владение языком, речью способствует успешному познанию связей и в природе, и в жизни вообще. Однако есть несколько условий, без которых речевая деятельность невозможно и успешное развитие речи учащихся.

Первое условие – потребность детей высказываться; второе – о чём нужно сказать, т.е. наличие содержания; третье – создание хорошей речевой среды. Чем богаче, полнее материал, тем содержательнее высказывание.

Успехи учащихся в связной речи обеспечивают и в большей мере определяют успех в работе по всем предметам. Развитие речи – это принцип в работе, как по чтению, так и по грамматике и правописанию. Работа над правильным произношением, над внятностью и выразительностью устной речи, над обогащением словаря, над словосочетанием, предложением и связной речью – это основное содержание уроков по языку.

Для многих современных детей трудно грамотно выражать свои мысли, речь их отличается бессвязностью, отсутствием логики, ясности, выразительности

“Научить наблюдать, думать, читать, писать, передавать мысль словом” - так В.А.Сухомлинский определил главную задачу начальной школы. Наблюдать, видеть, думать на каждом уроке! Ученики сами в процессе наблюдений должны “пораскинуть умом”, задуматься, открыть новые законы математики, природы. И главное – выразить свою мысль словом. А для этого необходимы речевые упражнения, устные и письменные.

Выполнение речевых упражнений сочетается с разнообразной работой, направленной на воспитание у детей наблюдательности, любви к природе, эстетических чувств и в целом – на развитие их личности.

Главными помощниками учителя должны стать самые близкие – это родители учащихся. Ведь не секрет, кто всех лучше знает своего ребёнка, кто понимает каждый взгляд, движение, кто всегда рядом в трудную минуту. Работа с родителями учащихся – одна из наиболее сложных составных частей педагогической деятельности учителя. Необходимо познакомится с каждым из родителей, стилем воспитания, бытовыми условиями. Не секрет, что родители порой недостаточно занимаются воспитанием детей, не всегда могут оказать помощь своему ребёнку в учебной деятельности, им не хватает времени проконтролировать самостоятельную работу детей.

Для родителей своих учеников мною проводятся консультации, беседы, лекции, родительские собрания, круглые столы и многое другое. Родительские собрания - одна из наиболее эффективных форм повышения педагогической культуры родителей, формирующая их общественное мнение, родительский коллектив. На протяжении всех лет работы в школе ставлю перед собой задачу – проводить работу с родителями так, чтобы, уходя с собрания, они всегда имели искорку надежды, что вместе мы можем одолеть многое. Каждая наша встреча даёт повод к раздумью, вызывает желание анализировать, думать, читать.

Для того чтобы родители могли лучше понять возможности детей, требования к ним, следить за их интеллектуальным ростом, провожу открытые уроки для пап и мам своих учеников. На открытых уроках родителям представляется возможность убедиться, что игра, игровая ситуация очень помогают в учёбе. Родители узнают, как можно использовать дидактический материал. Наблюдения за детьми на уроках позволяют родителям понять, на что следует обратить внимание, как и какую помощь, оказать сыну и дочери. Постепенно родители убеждаются, что заинтересованный труд ребёнка приносит более ощутимые результаты, нежели понукание, окрик, и постепенно привыкают использовать приёмы и методы, которые демонстрирую им на открытых уроках. Родители видят, что дети учатся не только писать, читать, считать, но и быть пытливыми, любознательными, добрыми, отзывчивыми. А достигается это благодаря совместному труду учителя, учеников и родителей.

Общие дела и интересы школы сплачивают детей и родителей, помогают найти язык общения, положительно воздействуют на формирование личности ребёнка. Восприимчивые души детей являются благодатной почвой, способной взрастить семена знаний, добра, нравственности.

Работу с родителями по развитию речи учащихся начинаю с проведения родительского собрания на тему: “О слове, о речи, о культуре общения”. В ходе подготовки к собранию привлекаются родители и дети класса. Родителям предлагалась анкета, с помощью которой они могли бы подумать над темой, проанализировать, как развивается и обогащается речь детей. В анкете были следующие вопросы:

  • Придаёте ли вы значение развитию у ребёнка правильной, грамотной речи? Какими способами?
  • Умеет ли ваш ребёнок регулировать громкость, темп своей речи?
  • Уделяете ли вы внимание воспитанию культуры общения?
  • Как вы считаете, говорит ли ваш ребёнок бранные слова? Проводите ли профилактическую работу в этом направлении?
  • На что надо обратить внимание педагогу в отношении вашего ребёнка?
  • Какие испытываете трудности в развитии речи ребёнка?
  • Какие вопросы хотите узнать на собрании, кого предлагаете пригласить?

Увлечь учеников и их родителей помогли конкурсы на лучшего чтеца, час знатоков поэзии, урок вежливости “Наша речь”. С помощью родителей придумывались частушки, сценки из жизни класса на тему “Развитие правильной речи и умение вести беседу”. Составляли викторины, загадки, ребусы к стихам известных поэтов, готовили маски сказочных героев, речь которых предстояло изобразить строками стихотворения или сказки. Родители написали плакаты по теме:

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками… Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием: в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса. (И.С.Тургенев)

Чтение стихов должно быть постоянным, чтобы душа не засохла. (А.И.Герцен)

Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегись от такого слова, которое разъединяет людей. (Л.Н.Толстой)

За несколько дней до собрания семьи получили приглашения в виде развернутой книжечки с рисунками детей на обложке. Переступив порог класса, родители сразу почувствовали, что их здесь ждали. Были оформлены столы, выставки и плакаты, которые ещё до начала диалога вводили в обстановку темы, тихо звучала музыка, которая способствует снятию напряжения и усталости, создавала настрой на дискуссию.

Слова о нашем прекрасном русском языке звучали во вступительном слове. “Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный блеск”,- писал К.Паустовский. Научить детей внимательно относиться к своей и чужой речи, хорошо понимать все оттенки слов, в совершенстве владеть родным языком – это задача взрослых. Внимание родителей обращаю также на проблему освоения детьми устной речи, ибо невнимание к этому препятствует овладению знаниями.

Говоря о нашей речи, нельзя не вспомнить о её красоте, образности, эмоциональности. Бедная или ярко окрашенная речь детей зависит от усилий взрослых, от того, какое внимание уделяется этому в семье. Необходима постоянная помощь по обогащению словарного запаса детей, работа над эмоциональной окраской речи.

Родителям были предложены игры и упражнения по обогащению речи детей, которые можно провести в кругу семьи. Вот некоторые из них:

  • Какой снег (белый, пушистый, мягкий, искристый и т.д.)?
  • Узнавание предмета по эпитетам. Что это (кудрявая, белоствольная, стройная)?
  • Работа с антонимами. Карандаш длинный – короткий; пух лёгкий, а камень - …; река широкая, а ручей - … . Что бывает широким, узким, зелёным, хмурым, деревянным? Например, свежий – (хлеб, капуста, газета, ветер, трава, овощи, листья).
  • Подбор к предмету слов, обозначающих действия. Ветер – что делает? (Воет, пыль поднимает, листья срывает, освежает, тучи гоняет.)
  • Игра в увеличительные очки. “Я надела увеличительные очки, и теперь вижу не дом, а домище…”
  • Игра “Я – ласка”. Все предметы называть только ласково: кошка – кошечка, ложка – ложечка и т.п.
  • Составление парных созвучных слов. Мишка – шишка и т.д.

На этом собрании был затронут еще один важный вопрос о культуре общения. Почему так остро стоит этот вопрос сегодня? Потому, что бестактность, грубость, враждебное отношение к людям возникают, как правило, из-за недостатков воспитания в детские годы! Всем ясно: культуру общения одними разговорами не привьёшь. Если ребёнок слышит, как родители при нём говорят раздражённым тоном, как закричала на своего сына соседка, видит, как пнул сапогом подвернувшегося щенка и выругался обозлённый чем-то отец, то позже, и он начнёт грубить людям, срывать зло на слабом.

Умеют ли вести беседу наши дети? Культуре общения помогают простые правила, напечатанные на листах:

  • Не говорите о человеке плохо в его отсутствии.
  • Бестактно прерывать разговор; если срочно нужно что-то спросить, то, прежде всего, необходимо извиниться.
  • В разговоре неприлично выпячивать своё “я”.
  • Во время беседы надо смотреть в глаза собеседнику, а не в сторону, на часы, не теребить пуговицы собеседнику, не жестикулировать.
  • Не следует разговаривать с дальнего расстояния: через стол, коридор или улицу.
  • Находясь в компании, не следует шептаться.
  • Помни: всякое замечание воспринимается мягче, если оно следует за похвалой.

И в заключении, делаем вывод: “Человек, равнодушный к своему языку, - дикарь. Его безразличие к языку объясняется безразличием к прошлому и настоящему Отечества. Будем помнить: наша речь как в зеркале отражается в речи наших детей. Исключим из речи детей повторы, бранные слова, неточности в произношении слов. Богатство языка познаётся через поэзию. Будем помнить, что привитие культуры общения, умение вести разговор, спасать словом, нести добро людям – одна из основных задач воспитания наших детей”.

В своей практике часто приходится консультировать родителей дети, которых отстают в развитии или имеют дефекты речи. Работа по развитию речи у данных детей требует разнообразных приёмов и средств, так как в процессе занятий меняются учебная ситуация и мотивы речи. Например, учащимся даётся картинка, на которой изображён маленький рыболов, возвращающийся с хорошим уловом. Сзади кот-плутишка осторожно ест рыбку.

Задание: сначала ответить на вопросы:

  1. Где был Сережа?
  2. Что делал мальчик на реке?
  3. Кто съел рыбку?

Потом составить устный рассказ.

При составлении устного описания картины “Осень” можно предложить алгоритм описания:

  1. Рассматриваем картину.
  2. О чём хотел рассказать художник?
  3. Какое настроение у вас от просмотра этой картины?
  4. Как вы думаете, какое заглавие можно подобрать к картине, к содержанию?

Дополнительно можно ввести сведения о том, какие фрукты, овощи созревают осенью.

Или, например, составление описания животных. В этом очень помогают серии картинок. Сначала уточняются, представление о признаках зверей: кто крупнее, белка или лиса? Кто мельче, белка или петух? Про каких зверей говорят маленький зверёк? Описывая ежа, предлагаю использовать алгоритм:

  1. Внешний вид ежа (форма, глазки, лапки, чем покрыто тело, есть ли хвостик и т.д.).
  2. Какую форму напоминает тело ежа? (Форму овала.)
  3. Какие глазки? (Глазки блестящие, маленькие, как пуговицы.)
  4. Какие лапки? (Лапки маленькие, быстрые.)
  5. Чем покрыто тело ежа? (Тело ежа покрыто иголочками, мордочка забавная.)
  6. Вывод. (Зверёк маленький, быстрый, симпатичный.)

Большое внимание уделяю вопросу: Как научить ребенка пересказывать текст? Мною были разработаны индивидуальные карточки:

Как составить выборочный пересказ?

  1. Внимательно прочитай название выборочного рассказа.
  2. Найди в тексте учебника отрывки, которые нужны.
  3. Определи, о чём говорится в каждом отрывке. Дай ему название.
  4. Составь план своего рассказа.
  5. Перескажи рассказ по плану тихо, шепотом.
  6. Проверь себя.

Как составить краткий пересказ?

  1. Прочитай текст, который нужно кратко пересказать.
  2. Раздели его на части.
  3. Скажи точно, о чём говорится в каждой части.
  4. Запиши план рассказа.
  5. Попробуй кратко рассказать каждую часть (1-2 предложения).
  6. Проверь себя.

Данные карточки помогают родителям в выполнении домашнего задания по пересказу текстов по чтению, природоведению, истории.

Также хотелось бы рассказать о воспитании у детей интереса к чтению. Не только в школе, но и дома, в семье, учат детей любить книги. Наверное, нет родителей, которые не хотели бы научить своих детей быстро и выразительно читать, привить интерес к чтению, ибо роль книги в жизни огромна. Хорошая книга и воспитатель, и учитель, и друг. Недаром во все времена великие люди призывали к чтению: “Чтобы воспитать, тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение” (А.П.Чехов).

Мною разработаны правила чтения:

  • Читайте не более 10-15 минут. Прежде чем читать, проветрите комнату, уберите со стола отвлекающие предметы. Если ребёнок устал, сделайте физкультурную паузу. Не бойтесь хвалить ребёнка.
  • Спросите, понравилось ли ребёнку прочитанное. Чем? Что нового узнал? Попросите его рассказать о главном герое, главном событии. Чему научила книга? Предложите ребёнку нарисовать картинку к понравившемуся эпизоду, выучить отрывок, если это стихотворение.

Необходимо убедить родителей, что читать с ребёнком необходимо каждый день, обсуждая прочитанное, обучая при этом детей правильной, точной речи, исключая слова-повторения и слова-паразиты. Для преодоления утомляемости во время чтения использовать игровые приёмы, физкультминутки. В обращении с ребёнком помнить народную мудрость: “Кто не возьмёт лаской – не возьмёт и строгостью”. Каждая семья может найти время и возможность для семейного чтения (полчаса в неделю). Необходимо выписывать и приучать детей читать детские журналы.

Работа с родителями – одно из труднейших участков в деятельности учителя. Эта работа требует разносторонней подготовки, прежде всего знания психологии и педагогики.