Тема урока: "Палладиум земли Русской"

Разделы: МХК и ИЗО


Тема урока: “Палладиум земли Русской”.

Цели:

  1. Возрождение российских традиций духовной культуры.
  2. Развивать интерес к самостоятельному изучению памятников православной культуры.
  3. Прививать чувство сопричастности к истории Отечества.

Оформление:

  1. Репродукция иконы Казанской Божией Матери.
  2. Репродукция иконы Владимирской Божией Матери.
  3. Два подсвечника со свечами.
  4. Плакат из серии “Сокровища Руси”, “Святые места России”.
  5. Плакат с высказыванием Святого Иоанна Кронштадтского.
  6. Приложения №1, №2.

Словарная работа:

Икона-изображение, образ.

Изограф - иконописец.

Палладиум-защитница.

Ход урока

1.Оргмомент.

2.Слово учителя: Ф.М.Достоевский сказал: “Красота спасет мир. ” Давайте подумаем, о какой красоте говорил писатель? О внешней ли красивости или о чем-то более важном для человека?

Скажите, кому мы больше доверяем? Человеку, у которого изумительная фигура, красивое лицо, но холодные и безразличные глаза, или тому, кто не столь красив внешне, но от него веет теплом, глаза которого лучатся добротой?

Ответы учащихся.

Слово учителя. Где мы лучше себя чувствуем? В фешенебельной пятизвездочной гостинице или у бабушки в деревне, где нет шикарных апартаментов, но так тепло и пахнет домом: пирогами, травами и чем-то родным и близким?

Ответы учащихся.

Слово учителя. Душа, дух! Вот о чем говорил Ф.М.Достоевский. Но можем ли мы говорить о красоте души человека, если он не знает истоков своей культуры? Вряд ли!

Для того, чтобы душа жила, ей надо пищу, пищу духовную – это знание своих истоков, знание истоков нашей культуры.

Мы с вами на уроках не раз говорили на эту тему. Говорили о том, что культура России очень многогранна, о том, что в ней воедино сплелось органично язычество и религия.

Сегодня мы продолжим разговор о ценностях нашей культуры.

Учитель: Что такое икона?

Ученик зачитывает словарную статью.

Варианты ответов учащихся:

А) Изначально икона создавалась как предмет культа, такой же предмет поклонения, как и крест.

Б) В древности к иконе как к предмету поклонения относились с большим уважением. Икона считалась лучшим и очень ценным подарком.

В) Иконы были не только в храме, они были в каждом доме на самом почетном месте - в красном углу – висели образа.

Г) А еще иконы устанавливались на развилках дорог, у колодцев, вывешивались на воротах при въезде в город.

Записать в тетради значение слова “ИКОНА”

Учитель: Кого чаще всего изображали на иконах?

Ученик: Чаще всего изображали святых.

Учитель: А почему святых?

Варианты ответов учащихся

А) В средние века в жизни каждого человека, кем бы он ни был и чем бы ни занимался, играли большую роль, При крещении ребенок получал христианское имя в честь какого-либо святого. Считалось, что этот святой покровительствует человеку на протяжении всей его жизни.

Б) Не только одному человеку. Целым категориям людей. Никто не оставался без покровительства святых.

Святой Георгий считался покровителем воинов и хлебопашцев.

Святой Николай покровительствовал строителям.

Козьма и Демьян покровительствовали кузнецам и лекарям.

Учитель: А как вы думаете, когда на Руси появились иконы?

Ученик: Мне кажется, на Руси первые иконы появились с принятием христианства на Руси .

Учитель: Совершенно верно. Иконы на Руси появились после принятия Русью христианства. Сначала их привозили из Византии. Именно византийские художники стали первыми учителями русских изографов.

Кто такой изограф? Кто им мог стать? Какие требования предъявлялись к изографам? На все эти вопросы вы ответите, обратившись к, отрывку из книги “Стоглав”, лежащему у вас на столе. (приложение №1).

Кто же такой “ИЗОГРАФ”? Что вы узнали из отрывка?

Ответы учащихся.

Записать в тетрадь значение слова “ИЗОГРАФ”.

Учитель: Евгений Трубецкой. “…иконопись выражает собою глубочайшее что есть в древнерусской культуре, более того, мы имеем в ней одно из величайших мировых сокровищ религиозного искусства.”

Иконы Божьей Матери, о которых мы сегодня будем говорить, наиболее известны. Это древние святыни России. Они прославлены самыми разными чудесами: явлениями, знамениями, исцелениями больных. И все же глубокую народную любовь они снискали именно во время войн и вражеских нашествий. Это были иконы-защитницы, иконы-хранительницы Земли Русской. Их поднимали на крепостные стены во время штурма города неприятелем; их носили по стану перед сражением, с ними шли на битву. Так было и на поле Куликовом, и под Сталинградом.

Ученик: До сих пор православные люди считают, что иконы стоят на страже нашей земли. “Тихвинская икона хранит и благословляет северные пределы, - пишет иеромонах Филадельф. - Иверская икона - южные.

Почаевская и Смоленская ограждают Землю Русскую с запада. На востоке до края земли сияет лучами благодати, ограждая российские земли, Казанская икона Божьей Матери. А в центре сияет образ Божьей Матери Владимирской”.

Зажигается свеча перед иконой Владимирской Божией Матери.

Учитель: Владимирская Божья Матерь - главная святыня России. (Записать в тетрадь)

По общему верованию предков, Владимирская икона написана евангелистом Лукою на доске от того стола, за которым трапезовали Иисус Христос, Дева Мария и Иосиф Обручник. Это не список, а подлинная святыня, прошедшая сквозь два тысячелетия

Ученик: Эта дивная икона избирала местом своего пребывания разные города :

Иерусалим, Константинополь, Киев, Вышгород, Владимир, Москву. В

Москве она пребывает и сейчас. Но Владимирская Божья Матерь не только покровительница Москвы, Она – хранительница всей России, всего русского Православия, Владимирская икона - это Русь, сбросившая татарское иго.

Ученик: В 1395 году Русской земле угрожала страшная опасность. В ее пределы вступил жестокий завоеватель Востока –Тамерлан. Меч самаркандского завоевателя мог положить конец самому государственному бытию России. Тамерлан со своими полчищами приблизился к рязанским пределам, взял город Елец. После разгрома Ельца Тамерлан дошел до Дона, направляясь к Москве. Князь Василий Дмитриевич спешно собрал войско, вышел на берег Оки, где и остановился. Сил для отражения нашествия явно не хватало, и тогда князь послал гонца к митрополиту с просьбой принести из Владимира икону Божьей матери. Десять дней несли икону до Москвы. Это было поистине грандиозное шествие: десять дней икону окружала огромная людская масса, не раз повторявшая на едином дыхании:” Матерь Божия, спаси Землю Русскую!”Это были дни всероссийской молитвы о родной земле. И молитва народа была услышана. Тимур неожиданно повернул назад. Русь была спасена. Почему ушел “Железный хромец”? В книгах по истории объяснений не приводится (ушел, и все), а вот русский летописец уверен, что Тамерлан “бежал, гонимый силою Пресвятой Девы”.

Учитель: Яркую страницу в летопись чудес от Владимирской иконы вписало уникальное событие, известное в истории под названием “Великое стояние на Угре”.

Ученик: В 1480 году, после того как Иван 3 разорвал ханскую басму и отказался платить дань Орде, на Москву устремились несметные полчища хана Ахмада. Дойдя до Угры, войско хана встало в ожидании благоприятного момента для атаки. На противоположном берегу Угры выстроились русские войска. В передних рядах воины держали икону Владимирской Божьей Матери.

Долго и напряженно стороны ждали нападения и решающей битвы; но никто из противников не хотел нападать первым. Русские чуть отошли от реки, давая татарам возможность начать переправу, но и татары стали отходить. Русское войско остановилось, а татарское продолжало отдаляться. И вдруг грозные ордынские всадники помчались прочь без оглядки, паникуя и словно бы трепеща от страха, хотя никто на них не нападал, никто не преследовал. Что случилось?

Русским воинами это событие было истолковано как явное выражение покровительства Владычицы Небесной Земли Русской.

Ученик: Невозможно перечислить сейчас все чудеса, связанные с Иконой Владимирской Божьей Матери, и назвать все иконы. Образов Владимирской иконы Божьей Матери по России великое множество, и многие из них являются местночтимыми или чудотворными.

Первая из Владимирских икон - та, что написана святым апостолом Лукой, - находится в Москве, в Третьяковской Галерее. В великие престольные праздники святыня появляется перед православными в Успенском соборе Кремля, участвует в самых торжественных молебнах.

Зажигаем свечу перед иконой Казанской Божией Матери.

Учитель: Мы не знаем, кто и когда написал эту икону и откуда она пришла в Казань. Известно только, что это список с образа, который хранился во Влахернском храме в Константинополе. О появлении иконы Казанской Божьей матери существует легенда.

Ученик: В 1579 году Казани сильно пострадала от большого пожара. Сгорел дотла и дом стрельца Онучина. У стрельца этого была дочь, маленькая восьмилетняя девочка Матрена. И вот во сне Матрена увидела Божию Матерь, которая велела объявить всем, что Ее чудотворная икона находится в земле под развалинами сгоревшего дома. На пепелище девочка сама достала из земли икону, которая сияла новыми красками, каким-то, как будто изнутри вспыхнувшим, светом.

Записать “Казанская Божия Матерь”

Учитель: Казанская икона воссияла на востоке, но ей суждено было стать хранительницей северной столицы и всей России. Не один раз помогала Казанская Божия Матерь России.

Ученик: Первый раз это случилось в Смутное время. Предстояла решающая битва за Москву, но князь Дмитрий Пожарский не хотел разрушать Москву, и все ополчение молилось перед иконой, прося сохранить город. Молитвы были услышаны: 22октября 1612 года русские, призвав на помощь Царицу Небесную, пошли на приступ и взяли Китай-город, куда вместе с войском вошла и Казанская икона.

Учитель: На помощь России Казанская Божия Матерь пришла и в годы Великой Отечественной войны.

Ученик: После наступления полной блокады Ленинграда митрополит Гор Ливанский Илия имел видение Божией Матери, которая объявила, что Ленинград будет спасен, если икону из Князь-Владимирского собора с крестным ходом обнесут вокруг города. Казанскую икону вынесли из собора, пронесли по осажденному городу. И город выстоял. В январе 1943-го блокада была прорвана.

Ученик: Чудотворная икона была отправлена в Сталинград, где перед нею непрерывно служились молебны и панихиды. Победа под Сталинградом стала переломным моментом во всей Второй Мировой войне.

Казанская Богородица помогла нашим войскам и при штурме Кенегсберга.

Ученик: Многие чудеса совершали иконы Казанской Божией Матери. Они сияли дивным светом, от них слышался голос Богородицы, они источали слезы, они не сгорали в огне, они исцеляли больных и останавливали эпидемии.

Сейчас почти в каждом русском городе отыщется чтимая Казанская. Наиболее почитаемая икона Казанской Божией Матери находится в городе Санкт-Петербург в Казанском соборе.

Учитель: Мы говорили сегодня только о двух иконах с образом Богородицы.

Для того, чтобы вы могли твердо различать их, вы найдете в описаниях этих икон, которые лежат перед вами, общие черты и различия между ними. Назовите общее в описаниях этих икон. Назовите отличия.

(Ученики работают с приложением №2.)

Ответы учеников.

Учитель: А теперь вернемся к словам, написанным на доске. Вы уже в тетради записали значение слов: “икона”, “изограф”. Как вы думаете, какое значение имеет слово “палладиум”?

Ответы учащихся.

Записать: “Палладиум - защитница”.

Ученик: Святой Иоанн Кроншадтский говорил:

“Мы веками дознали и убедились, сколь сильна и спасительна молитва Ее. Сколько раз Она спасала Отечество наше и грады наши, народ наш, села наши, и многих в отдельности - от всяких бед и зол!”

Учитель: Русский философ Иван Ильин писал в одной из своих работ:

“Судьбы народа сокрыты в его истории. И мы, смущенные, мы, малодушные и маловерные, мы должны научиться читать и разуметь молчаливые глаголы нашего прошлого; разуметь сокровенные судьбы и явные дары, и таинственное признание нашего народа, нашего русского величия, уверенно разуметь и уверенно предвидеть грядущее всенародное воскресение России.”

Подведение итогов урока.

Приложение №1.

Нравственный портрет иконописца нарисовал “Стоглав”: “Подобает бо бытии живописцу смирну и кротку, благовейну, не празднослову, не смехотворцу, не сварливу, не завистливу, не пьяницы, не убийцы, не но же всего хранити чистоту душевную и телесную со всяким опасением… в посте и в молитве пребывати”.

На Руси к иконописцам относились с большим почтением. Немало мастеров иконного дела принадлежало к монашескому чину: полулегендарный Олимпий, живший в Киеве в 12 веке, Андрей Рублев.

Перед началом работы над иконой художник постился, воздерживался от хмельного, накануне ходил в баню, облачался в чистую рубаху. Приступая к работе, иконописец возносил молитву Богу, испрашивая у него благодати на труды свои.

Приложении №2.

ОПИСАНИЕ ВЛАДИМИРСКОЙ ИКОНЫ

Поясное изображение Богоматери. На Ее правой руке сидящий Младенец. Он припал левой щекой к правой щеке Богоматери. Левая рука Пресвятой Девы направлена к Младенцу. Его правая ручка протянута к левому плечу Богоматери, левой ручкой он обхватывает Ее шею. Левая ножка Младенца Христа согнута так, что видна подошва ступни, что в последующее время становится обязательным признаком иконографии этого образа.

Икона передает полное нежности общение ребенка с матерью, предвидящей страдания Сына на Его земном пути.

Иконы этого типа, изображающие ласкание Младенца и Богоматери, получили на Руси название “Умиление” (греч. “Елеуса”)

ОПИСАНИЕ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ

Погрудное изображение Богоматери. Голова Богоматери склонена к Младенцу вправо.Изображение Младенца поясное, анфас.Правая рука его поднята и благословляет род человеческий; левая рука опущена и прикрыта гиматием (прямоугольный длинный кусок ткани – плащ, надеваемый поверх хитона).

Иконографический тип – “Одигитрия” (греч. “Путеводительница”).

Библиография

  1. Орехов Д. Святые иконы России. - СПб.:ИД “Невский проспект”, 2002
  2. Рябцев Ю.С. История русской культуры. Москва. “Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС”, 1997
  3. Харламова Т.И. Конспекты по истории русской культуры. Москва -2001
  4. Балакина Т.И. Хрестоматия по истории русской культуры. Издательский центр, Москва.
  5. Энциклопедический словарь (любой)