Опыт работы по планированию деятельности образовательного учреждения по результатам

Разделы: Администрирование школы


Планирование деятельности по результатам в настоящее время является необходимостью для развития образовательного учреждения. Важно иметь конкретные данные о результатах деятельности педагогического коллектива, отслеживать динамику с целью определения эффективности происходящих процессов. В связи с этим у руководителей образовательных учреждений возникают проблемы, которые мы, как нам кажется, решили.

Главным сегодня является повышение качества образования, поэтому, изучив работы М.М. Поташника и П.И. Третьякова, мы определили основные направления деятельности педагогического коллектива гимназии “ОР=АВНЕР” (приложение №1).

Чтобы планировать процессы развития следует определить имеющийся уровень по каждому направлению (ОУУН, воспитанности, профессионального мастерства педагогов и т.д.). Например, уровень владения учащимися ОУУН (по методике Зверевой В.И.) равен в целом по гимназии 4,6 баллам. В тоже время уровень применения на уроках приемов и методов формирования ОУУН педагогами гимназии высокий - в среднем 9 баллов. Выявлено противоречие, которое послужило предметом для дальнейшего исследования причин его возникновения. Еще один пример - в сентябре 2004 изучен уровень физической подготовленности учащихся. У 23% гимназистов уровень физической подготовленности не соответствовал норме. Была проведена работа с родителями и учащимися: родительские собрания, беседы медицинских работников о значимости здорового образа жизни, тематические классные часы. В результате в сентябре текущего года у всех учащихся физическая подготовленность соответствует норме, но обозначилась проблема организации дополнительных занятий с детьми имеющими хронические заболевания, следовательно необходима корректировка планирования работы. Это два, казалось бы, незначительных примера, но они показатели того, что вполне возможно получить результат исследований, спланировать последующие действия и прогнозировать результат. В этом случае работа будет носит системный характер.

Планирование работы по результатам возможно при соблюдении следующих условий:

1. Привлечение всех участников педагогического процесса.

Направления деятельности и целевые установки обсуждались в гимназии со всеми участниками педагогического процесса: администрацией, референтными группами учителей, учащихся и родителей. Эта работа проводилась в виде деловой игры. В результате сформировался коллектив единомышленников. Задачи распределили по степени важности, определили примерные сроки. В результате совместной деятельности была создана программа организационно-педагогических действий.

Все участники педагогического процесса планируют работу на год. В каждом плане доминирует определенная линия. Анализ планов работы учителей и учащихся по достижению результатов обучения выявил основные противоречия между желаемым результатом и реальным положением дел, что позволило разработать систему управленческого действия.

В процессе работы была выявлена проблема скрытого сопротивления педагогов новому. Решению этой проблемы помогло вовлечение учителей в исследовательские процессы, своевременное информирование о результатах по тем направлениям деятельности, которые они определили и приняли.

2. Разработка инструментария для проведения педагогического мониторинга в соответствии с основными направлениями деятельности, целями и задачами.

В настоящее время, благодаря публикациям в журналах “Завуч”, “Практика административной работы в школе” и т.д. мы можем найти и использовать необходимые материалы, или разработать свои методики для проведения исследований в нашей гимназии.

3. Достоверность, объективность, содержательность собранной информации должна быть достаточно полной.

В соответствии с основными направлениями деятельности разрабатываются программы посещения уроков, программы проверки тетрадей, дневников учащихся, классных журналов и т.д. в зависимости от того, какое из направлений деятельности изучается. Состояние объекта изучается по разным параметрам, накапливается массив информации. Например, если мы изучаем, насколько дифференцировано обучение в гимназии, мы оцениваем деятельность учителя в этом направлении, изучаем классные журналы, дневники и тетради учащихся, проводим собеседования с педагогами и детьми.

Многих пугают формулы, по которым предлагается подсчитывать результаты деятельности. Мы все материалы обрабатываем при помощи компьютерной программы “АРМ - ЗАВУЧ”, которая была создана в нашем городе, благодаря чему получаем богатейший материал для проведения проблемно-ориентированного анализа. Преимущество работы с программой в том, что мы заносим данные, например, результаты посещенных уроков по каждому учителю, а получаем информацию по учителю, по методическому объединению, по гимназии в целом. Программа так же обеспечивает получение графических данных.

Такая работа позволяет вывести педагогический мониторинг на новый уровень: мониторинговые исследования проводятся в полном объеме, в программе накапливается банк данных за несколько лет. Она дает большой материал для анализа динамики педагогического процесса гимназии и не является трудной, так как обработку информации полностью проводит программа.

В результате целенаправленной управленческой деятельности и использования программы “АРМ-ЗАВУЧ” появилась возможность определить уровень достижений, как отдельного педагога, так и гимназии в целом. Мы имеем конкретные цифры по каждой контрольной точке, по каждому учителю, по каждому направлению деятельности. Это позволяет сформировать систему методической работы, результатам чего будет повышение профессионального мастерства педагогов.

Для оценки результатов деятельности мы применяем шкалу П.И. Третьякова: 0-3 балла - критический уровень, 4-5 - допустимый, 6-7 - оптимальный, 8-9 -высокий. С учетом 12 балльной оценки деятельности при прохождении аттестации педагогов была введена дополнительная оценка - 10-12 баллов - высокий творческий уровень.

Объективность оценки деятельности дает возможность правильно интерпретировать полученную информацию и позволяет создать ситуацию успеха для всех участников педагогического процесса, что является стимулом для развития гимназии.

В мае 2005 года проведен проблемно-ориентированный анализ по всем направлениям деятельности, обозначенным в начале учебного года. Полученные данные позволили сформулировать конкретные цели и задачи на новый учебный год.

Приложение 2

Приложение 3 (презентация)