Цели урока:
- Решение уравнений высшей степени разными способами.
- Методы решения уравнений высшей степени.
- Решение экзаменационных заданий ЕГЭ группы C.
Девиз урока:
“Чем труднее решение, тем больше будет удовольствия тому, кто это решение найдёт”.
Ф. Декарт.
Ход урока
I. Решение домашнего задания.
1 способ: Разложение на множители.
Если целое рациональное уравнение с целыми коэффициентами имеет целые корни, то они являются делителями свободного члена этого уравнения.
Чтобы проверить наличие целых корней этого уравнения, выпишем все делители его свободного члена: ±1; ±3; ±9.
Так как сумма коэффициентов, стоящих на чётных местах, равна сумме коэффициентов, стоящих на нечётных местах, то у данного уравнения есть корень .
Разложим левую часть на множители:
Проверим корни , получим 0, значит, является корнем уравнения. Разложим на множители:
=0
x=3
Ответ: .
2 способ: Деление “уголком”
Так как является корнем данного уравнения, то по теореме Безу. Многочлен делится на без остатка, а на без остатка.
3 способ: По схеме Горнера:
Применим схему Горнера для решения, данного уравнения:
Выпишем коэффициенты данного уравнения:
Получим квадратное уравнение
Ответ: .
4 способ: Делением на .
Обобщённо-возвратное уравнение: коэффициенты
Так как не является корнем данного уравнения, то разделим обе части уравнения на , получим:
Обозначим
Получим уравнение с новой переменной:
Имеем совокупность двух уравнений:
Ответ: .
II. Решение заданий C-3 из ЕГЭ (вариант 26):
Разделим на
Заменим
(Целых корней нет)
Ответ: 6; -2
III. Решение задания Соросовской олимпиады:
1 способ: Решим как квадратное относительно
Ответ:
2 способ: Это уравнение однородное, поэтому можно решить делением на , т.к. не является корнем данного уравнения.
Заменим , получим
нет решений
Ответ:
3 способ: Решим как квадратное относительно ,
нет решения
Ответ:
IV. Решение заданий творческого характера с “изюминкой”.
1.
1 способ :
Ответ: -1; 9;
2 способ : Заменим , тогда получим уравнение:
Решим его как квадратное относительно t:
Ответ: -1; 9;
2.
Это однородное уравнение, разделим на ()
Пусть , тогда
(нет решений)
Ответ:
V. Домашнее задание.
Решить уравнение