Я слышу и забываю.
Я вижу и запоминаю.
Я делаю и понимаю. (китайская пословица)
Что реально означает использование информационных технологий в образовательном процессе?
Информационные технологии сегодня интегрируют компьютерные и традиционные средства обучения, позволяют выбирать индивидуальные пути обучения, повышают эффективность обучения и способствуют развитию способностей учащихся.
Несколько лет я изучала возможности реализации технологии модульного обучения в курсе информатики. Учитывая интегрирующее значение информационной среды образовательного процесса на уроках информатики, следует отметить, что наиболее продуктивно модульный принцип обучения реализуется на основе современных информационных технологий. Только информационные технологии позволяют в наибольшей степени обеспечить мобильность и вариативность индивидуальной и групповой учебно-познавательной деятельности на основе систематической работы учащихся с компьютером, который используется на уроках информатики как средство обучения, объект изучения и инструмент практической деятельности.
Учебно-познавательная деятельность учащихся в модульном обучении осуществляется через учебные элементы.
Учебный элемент (УЭ) – это автономный учебный материал, предназначенный для освоения элементарной единицы знания и умения, используемый для самообучения или обучения учащихся под руководством учителя.
УЭ создается как проблемно-деятельностная практическая работа по решению поставленной задачи с учетом индивидуально-личностных качеств учащихся. Тема УЭ формулируется как вопрос-проблема и обычно начинается со слова “Как …” (“Как осуществить поиск в базе данных?), “Как заполнить двумерный массив?” и т.д.).
УЭ оформляется на бумажных или магнитных носителях, в зависимости от задач, которые они решают. Их использование на уроке характеризуется рядом особенностей:
- ученик получает представление об уроке с первых минут, т.к. раздается текст урока (набор УЭ);
- время выполнения заданий и интенсивность работы планируется самим учеником с учетом индивидуальных психофизических особенностей (скорость работы одних позволяет им за время обучения освоить один УЭ, другие успевают проработать несколько и даже выполнить дополнительные задания);
- моделируется проблемная ситуация (учащиеся решают и обсуждают проблему);
- вырабатываются навыки самостоятельной работы за компьютером;
- формируются навыки самооценки и самоконтроля.
Применение УЭ обеспечивает гибкую организацию учебного процесса, позволяя учителю варьировать их последовательностью. Например, если учащиеся пропустили урок, работа в группе может быть организована так: один учащийся выполняет новый УЭ, другие работают с теми, которые пропустили.
Для осуществления постоянного контроля и самоконтроля за ходом обучения каждый УЭ содержит раздел “Проверка достижений”, который служит для определения результативности каждого шага в обучении.
Информационные технологии позволяют разработать систему тестов, но одних только тестов достижений недостаточно для контроля за формированием более крупных умений.
Для решения этой задачи я применяю такие формы контроля, которые позволяют производить обобщение и систематизацию знаний по теме или разделу. К ним относятся:
- контрольные работы;
- творческие работы в форме разработки и защиты компьютерного проекта;
- вопросы-проблемы, поиск и сбор информации для ответа на которые осуществляется с использованием информационных технологий.
Каждый учащийся, работая с УЭ, выполняет различные теоретические и практические задания. Файлы с выполненными на компьютере проблемно-деятельностными практическими работами, сообщениями, проектами он записывает в папку личных достижений, хранящуюся на магнитном носителе. Регистрация оценок выполненной работы (самооценка и оценка учителя) осуществляется в электронном дневнике, который также находится в этой папке.
Использование электронной папки личных достижений позволяет получать рефлексивно отображенное каждым учащимся содержание усвоенного учебного материала.
Структура урока, построенного на работе с учебными элементами: (этапы урока)
1. Вводный инструктаж.
На этом этапе учитель:
- Определяет задачи урока.
- Знакомит группу с учебным элементом, который предстоит освоить.
- Устанавливает связь этого учебного элемента с предыдущими и последующими.
2. Ориентация в учебном элементе.
На этом этапе учащиеся:
- Составляют представление о структуре данного учебного элемента.
- Уясняют цели учебного документа.
- Определяют входные характеристики.
- Знакомятся с условиями проверки достижений.
3. Выполнение учебного документа.
На этом этапе учащиеся:
- Осваивают содержание (“тело”) учебного элемента.
- Выполняют задания и упражнения.
4. Оценка достижений и проверка результатов работы с учебным элементом.
На этом этапе проверки достижений учащиеся:
- Учащиеся записывают результаты практической работы в папку личных достижений.
- Выполняют тестовые задания.
- Осуществляют самооценку степени личных достижений, а учитель оценку достижений учащегося, оценки заносятся в электронный дневник.
УЭ не являются единственным средством реализации целей урока. Они должны работать в комплексе с другими дидактическими материалами:
- опорными конспектами;
- компьютерными обучающими программами;
- логическими схемами;
- различными видами раздаточных материалов;
- наглядными пособиями;
- видео- и аудиоматериалами.
(Приложение1. Примеры учебных элементов.)
В результате обучения через УЭ происходит значимое положительной изменение в личностных характеристиках учащихся по таким показателям как способность к творческому мышлению, успешность освоения нового вида деятельности за компьютером, уровень организованности, адекватности самооценки учащегося проявленным индивидуальным познавательным возможностям.