Учебные элементы — как способ реализации информационной образовательной технологии модульного обучения в курсе информатики

Разделы: Информатика


Я слышу и забываю.
Я вижу и запоминаю.
Я делаю и понимаю. (китайская пословица)

Что реально означает использование информационных технологий в образовательном процессе?

Информационные технологии сегодня интегрируют компьютерные и традиционные средства обучения, позволяют выбирать индивидуальные пути обучения, повышают эффективность обучения и способствуют развитию способностей учащихся.

Несколько лет я изучала возможности реализации технологии модульного обучения в курсе информатики. Учитывая интегрирующее значение информационной среды образовательного процесса на уроках информатики, следует отметить, что наиболее продуктивно модульный принцип обучения реализуется на основе современных информационных технологий. Только информационные технологии позволяют в наибольшей степени обеспечить мобильность и вариативность индивидуальной и групповой учебно-познавательной деятельности на основе систематической работы учащихся с компьютером, который используется на уроках информатики как средство обучения, объект изучения и инструмент практической деятельности.

Учебно-познавательная деятельность учащихся в модульном обучении осуществляется через учебные элементы.

Учебный элемент (УЭ) – это автономный учебный материал, предназначенный для освоения элементарной единицы знания и умения, используемый для самообучения или обучения учащихся под руководством учителя.

УЭ создается как проблемно-деятельностная практическая работа по решению поставленной задачи с учетом индивидуально-личностных качеств учащихся. Тема УЭ формулируется как вопрос-проблема и обычно начинается со слова “Как …” (“Как осуществить поиск в базе данных?), “Как заполнить двумерный массив?” и т.д.).

УЭ оформляется на бумажных или магнитных носителях, в зависимости от задач, которые они решают. Их использование на уроке характеризуется рядом особенностей:

  • ученик получает представление об уроке с первых минут, т.к. раздается текст урока (набор УЭ);
  • время выполнения заданий и интенсивность работы планируется самим учеником с учетом индивидуальных психофизических особенностей (скорость работы одних позволяет им за время обучения освоить один УЭ, другие успевают проработать несколько и даже выполнить дополнительные задания);
  • моделируется проблемная ситуация (учащиеся решают и обсуждают проблему);
  • вырабатываются навыки самостоятельной работы за компьютером;
  • формируются навыки самооценки и самоконтроля.

Применение УЭ обеспечивает гибкую организацию учебного процесса, позволяя учителю варьировать их последовательностью. Например, если учащиеся пропустили урок, работа в группе может быть организована так: один учащийся выполняет новый УЭ, другие работают с теми, которые пропустили.

Для осуществления постоянного контроля и самоконтроля за ходом обучения каждый УЭ содержит раздел “Проверка достижений”, который служит для определения результативности каждого шага в обучении.

Информационные технологии позволяют разработать систему тестов, но одних только тестов достижений недостаточно для контроля за формированием более крупных умений.

Для решения этой задачи я применяю такие формы контроля, которые позволяют производить обобщение и систематизацию знаний по теме или разделу. К ним относятся:

  • контрольные работы;
  • творческие работы в форме разработки и защиты компьютерного проекта;
  • вопросы-проблемы, поиск и сбор информации для ответа на которые осуществляется с использованием информационных технологий.

Каждый учащийся, работая с УЭ, выполняет различные теоретические и практические задания. Файлы с выполненными на компьютере проблемно-деятельностными практическими работами, сообщениями, проектами он записывает в папку личных достижений, хранящуюся на магнитном носителе. Регистрация оценок выполненной работы (самооценка и оценка учителя) осуществляется в электронном дневнике, который также находится в этой папке.

Использование электронной папки личных достижений позволяет получать рефлексивно отображенное каждым учащимся содержание усвоенного учебного материала.

Структура урока, построенного на работе с учебными элементами: (этапы урока)

1. Вводный инструктаж.

На этом этапе учитель:

  • Определяет задачи урока.
  • Знакомит группу с учебным элементом, который предстоит освоить.
  • Устанавливает связь этого учебного элемента с предыдущими и последующими.

2. Ориентация в учебном элементе.

На этом этапе учащиеся:

  • Составляют представление о структуре данного учебного элемента.
  • Уясняют цели учебного документа.
  • Определяют входные характеристики.
  • Знакомятся с условиями проверки достижений.

3. Выполнение учебного документа.

На этом этапе учащиеся:

  • Осваивают содержание (“тело”) учебного элемента.
  • Выполняют задания и упражнения.

4. Оценка достижений и проверка результатов работы с учебным элементом.

На этом этапе проверки достижений учащиеся:

  • Учащиеся записывают результаты практической работы в папку личных достижений.
  • Выполняют тестовые задания.
  • Осуществляют самооценку степени личных достижений, а учитель оценку достижений учащегося, оценки заносятся в электронный дневник.

УЭ не являются единственным средством реализации целей урока. Они должны работать в комплексе с другими дидактическими материалами:

  • опорными конспектами;
  • компьютерными обучающими программами;
  • логическими схемами;
  • различными видами раздаточных материалов;
  • наглядными пособиями;
  • видео- и аудиоматериалами.

(Приложение1. Примеры учебных элементов.)

В результате обучения через УЭ происходит значимое положительной изменение в личностных характеристиках учащихся по таким показателям как способность к творческому мышлению, успешность освоения нового вида деятельности за компьютером, уровень организованности, адекватности самооценки учащегося проявленным индивидуальным познавательным возможностям.