Урок алгебры по теме: "Графики функций". 9-й класс

Разделы: Математика

Класс: 9


Урок 1

Цели и задачи урока:

  • Расширить представления о преобразованиях графиков квадратичной функции.
  • Выработать и закрепить у учащихся навык построения графиков функции в учебной компьютерной программе.
  • Развивать логическое мышление, проявлять и способствовать овладению исследовательскими умениями.

Методический комментарий:

Отметить, что первое задание носит исследовательский характер.

При выполнении исследовательской работы учащиеся записывают выводы в тетради. При выполнении самостоятельной работы заполняют протокол.

Структура урока

  1. Повторение пройденного материала.
  2. Формулировка целей урока и организация работы.
  3. Инструктаж учащихся по работе с программой.
  4. Выполнение исследовательской работы в среде Рабочей тетради.
  5. Обсуждение результатов исследования.
  6. Решение упражнений (по группам).
  7. Выполнение самостоятельной работы в среде Рабочей тетради (с использованием файл-заготовок с графиками функций).
  8. Подведение итогов урока.

Средства ИТ: программа “Электронный учебник-справочник АЛГЕБРА-Рабочая тетрадь”.

Используемое аппаратное обеспечение: компьютерный класс.

Оснащение: программа “Электронный учебник-справочник АЛГЕБРА”.

Файлы-заготовки: I группа: graph1.cdp — I вариант, graph2.cdp — II вариант (Приложение 1).

II группа: graph3.cdp — I вариант, graph 4.cdp — II вариант (Приложение 1).

Инструкция по построению графиков в Рабочей тетради.

Лист–протокол самостоятельной работы в двух вариантах (Протокол№2.rtf, Протокол№1.rtf).

Организационная структура урока

Этап

I группа

II группа

Время

1. Повторение пройденного материала. 2 мин.
2. Организационное начало урока, постановка цели. 2 мин.
3. Инструктаж учащихся по работе с программой. 2 мин.
4. Исследовательская работа в среде Рабочей тетради.

Работа с компьютером.

10–15 мин.
5. Обсуждение результатов исследования.

Работа с учебником и тетрадью.

4 мин.
6. Самостоятельная работа.

Работа с компьютером.

Работа с учителем. 8 мин.
7. Работа с учебником. Самостоятельная работа.

Работа с компьютером.

8–10 мин.
8. Подведение итогов, домашнее задание. 2 мин.

В I группу входят учащиеся, обучающиеся на “4” и “5”(наиболее подготовленные).

Во II группу входят учащиеся, обучающиеся на “3”(менее подготовленные).

Описание этапа

с использованием новых информационных технологий

I этап — Выполнение исследовательской работы в среде Рабочей тетради.

Цель: Сравнить графики квадратичной функции, проанализировать и выявить зависимость преобразований графиков от коэффициентов a, m, n, и записать выводы.

Актуальность использования средств информационно-коммуникационных технологий на данном этапе вызвано:

  • необходимостью наглядной визуализации изучаемых явлений.
  • созданием условий для эффективной реализации прогрессивных психолого-педагогических методик (экспериментально-исследовательской деятельностью);
  • возможностью представления в мультимедийной форме уникальных информационных материалов (графики).

Частично поисковый метод обучения;
Направляющая и корректирующая функция преподавателя.
Форма работы
— работа в парах.

Продолжительность работы 10–15 минут.

II этап — Выполнение самостоятельной работы в среде Рабочей тетради

Цель: Формирование и закрепление умений читать и строить графики в учебной компьютерной программе.

Актуальность использования: наглядность; экономия времени; индивидуальность темпа; осуществление самоконтроля.

Продолжительность работы: 8–10 минут.

Метод обучения: самостоятельная работа.

Функция преподавателя: направляющая и корректирующая.

Ход урока

1. Повторение пройденного материала

Сформулировать правило построения графика функции если а > 1 и 0 < а < 1, а также а < 0.

2. Выполнение исследовательской работы в среде Рабочей тетради

Работа выполняется в парах.

Используя инструкцию, учащимся предлагается построить в среде Рабочей тетради график функции Затем с помощью анимации посмотреть, как получаются графики функции

Сравнивая графики данных функций, сделайте вывод об их построении. Обобщите полученные результаты и сделайте вывод о построении графика функции Выполняя инструкцию, сравните графики получаемых функций и сделайте вывод о построении графика функции

3. Обсуждение результатов исследования

Выслушать выводы учащихся, полученные в результате исследовательской работы, обобщить и подкорректировать, если в этом есть необходимость. Записать правила в тетрадях.

Записать в тетрадях: график функции является параболой, которую можно получить из графика функции с помощью параллельного переноса вдоль оси у на n единиц вверх, если п > 0, или на -n единиц вниз, если п < 0.

Записать в тетрадях: график функции является параболой, которую можно получить из графика функции с помощью параллельного переноса вдоль оси x на m единиц вправо, если m> 0, или на -m единиц влево, если m < 0.

4. Самостоятельная работа по вариантам

За компьютером.

I группа (работа за компьютером).

II группа (работа за компьютером).

На рабочем месте.

II группа (работа с учителем). Разбирает построение графиков функций: Построение по шаблонам, приготовленным дома, проговаривая правила построения.

I группа (работа самостоятельно). Выполняют построение графиков функций: Построение по шаблонам, приготовленным дома. Записать правило построения графика функции

5. Итоги урока. Выставление оценок.

Домашнее задание: №143, 216, 110, 112.

Литература

“Компьютер на уроках математики”. Дистанционный курс [Электронный ресурс]- М.: Образовательный центр “КУДИЦ”.- Режим доступа: http://education.kudits.ru/homeandschool