Урок 1
Цели и задачи урока:
- Расширить представления о преобразованиях графиков квадратичной функции.
- Выработать и закрепить у учащихся навык построения графиков функции в учебной компьютерной программе.
- Развивать логическое мышление, проявлять и способствовать овладению исследовательскими умениями.
Методический комментарий:
Отметить, что первое задание носит исследовательский характер.
При выполнении исследовательской работы учащиеся записывают выводы в тетради. При выполнении самостоятельной работы заполняют протокол.
Структура урока
- Повторение пройденного материала.
- Формулировка целей урока и организация работы.
- Инструктаж учащихся по работе с программой.
- Выполнение исследовательской работы в среде Рабочей тетради.
- Обсуждение результатов исследования.
- Решение упражнений (по группам).
- Выполнение самостоятельной работы в среде Рабочей тетради (с использованием файл-заготовок с графиками функций).
- Подведение итогов урока.
Средства ИТ: программа “Электронный учебник-справочник АЛГЕБРА-Рабочая тетрадь”.
Используемое аппаратное обеспечение: компьютерный класс.
Оснащение: программа “Электронный учебник-справочник АЛГЕБРА”.
Файлы-заготовки: I группа: graph1.cdp — I вариант, graph2.cdp — II вариант (Приложение 1).
II группа: graph3.cdp — I вариант, graph 4.cdp — II вариант (Приложение 1).
Инструкция по построению графиков в Рабочей тетради.
Лист–протокол самостоятельной работы в двух вариантах (Протокол№2.rtf, Протокол№1.rtf).
Организационная структура урока
Этап | I группа |
II группа |
Время |
1. | Повторение пройденного материала. | 2 мин. | |
2. | Организационное начало урока, постановка цели. | 2 мин. | |
3. | Инструктаж учащихся по работе с программой. | 2 мин. | |
4. | Исследовательская работа
в среде Рабочей тетради. Работа с компьютером. |
10–15 мин. | |
5. | Обсуждение результатов
исследования. Работа с учебником и тетрадью. |
4 мин. | |
6. | Самостоятельная работа. Работа с компьютером. |
Работа с учителем. | 8 мин. |
7. | Работа с учебником. | Самостоятельная работа. Работа с компьютером. |
8–10 мин. |
8. | Подведение итогов, домашнее задание. | 2 мин. |
В I группу входят учащиеся, обучающиеся на “4” и “5”(наиболее подготовленные).
Во II группу входят учащиеся, обучающиеся на “3”(менее подготовленные).
Описание этапа
с использованием новых информационных технологий
I этап — Выполнение исследовательской работы в среде Рабочей тетради.
Цель: Сравнить графики квадратичной функции, проанализировать и выявить зависимость преобразований графиков от коэффициентов a, m, n, и записать выводы.
Актуальность использования средств информационно-коммуникационных технологий на данном этапе вызвано:
- необходимостью наглядной визуализации изучаемых явлений.
- созданием условий для эффективной реализации прогрессивных психолого-педагогических методик (экспериментально-исследовательской деятельностью);
- возможностью представления в мультимедийной форме уникальных информационных материалов (графики).
Частично поисковый метод обучения;
Направляющая и корректирующая функция
преподавателя.
Форма работы — работа в парах.
Продолжительность работы 10–15 минут.
II этап — Выполнение самостоятельной работы в среде Рабочей тетради
Цель: Формирование и закрепление умений читать и строить графики в учебной компьютерной программе.
Актуальность использования: наглядность; экономия времени; индивидуальность темпа; осуществление самоконтроля.
Продолжительность работы: 8–10 минут.
Метод обучения: самостоятельная работа.
Функция преподавателя: направляющая и корректирующая.
Ход урока
1. Повторение пройденного материала
Сформулировать правило построения графика функции если а > 1 и 0 < а < 1, а также а < 0.
2. Выполнение исследовательской работы в среде Рабочей тетради
Работа выполняется в парах.
Используя инструкцию, учащимся предлагается построить в среде Рабочей тетради график функции Затем с помощью анимации посмотреть, как получаются графики функции
Сравнивая графики данных функций, сделайте вывод об их построении. Обобщите полученные результаты и сделайте вывод о построении графика функции Выполняя инструкцию, сравните графики получаемых функций и сделайте вывод о построении графика функции
3. Обсуждение результатов исследования
Выслушать выводы учащихся, полученные в результате исследовательской работы, обобщить и подкорректировать, если в этом есть необходимость. Записать правила в тетрадях.
Записать в тетрадях: график функции является параболой, которую можно получить из графика функции с помощью параллельного переноса вдоль оси у на n единиц вверх, если п > 0, или на -n единиц вниз, если п < 0.
Записать в тетрадях: график функции является параболой, которую можно получить из графика функции с помощью параллельного переноса вдоль оси x на m единиц вправо, если m> 0, или на -m единиц влево, если m < 0.
4. Самостоятельная работа по вариантам
За компьютером.
I группа (работа за компьютером).
II группа (работа за компьютером).
На рабочем месте.
II группа (работа с учителем). Разбирает построение графиков функций: Построение по шаблонам, приготовленным дома, проговаривая правила построения.
I группа (работа самостоятельно). Выполняют построение графиков функций: Построение по шаблонам, приготовленным дома. Записать правило построения графика функции
5. Итоги урока. Выставление оценок.
Домашнее задание: №143, 216, 110, 112.
Литература
“Компьютер на уроках математики”. Дистанционный курс [Электронный ресурс]- М.: Образовательный центр “КУДИЦ”.- Режим доступа: http://education.kudits.ru/homeandschool