Тип проекта: информационный.
Основополагающий вопрос: Почему книгу о редких животных и растений называют “красной”? А знаете ли вы, что в красной книге есть “черная” и “зеленая” страницы?
Задача проекта: расширить кругозор учащихся и обобщить знания по краеведению, экологии, окружающему миру.
Миссия проекта: воспитание у учеников бережного отношения к родной природе.
Общий замысел:
- на основе изучения материалов Красной книги учащиеся должны создать;
- альбом-каталог с привлечением иллюстративного материала (фото, приложение карт);
- буклет-коллаж “Правила поведения в лесу”;
- плакаты на природоохранную тему.
ЭТАПЫ | ЗАДАЧИ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА |
1. НАЧИНАНИЕ. | Определение темы, уточнение целей. Выбор рабочей группы. | Уточняют информацию. Обсуждают задание. |
Установочное занятие: цели, задачи
проектных работ, основной замысел, определение
примерных жанров проекта; Стендовая информация о проектной работе. |
2. ПЛАНИРОВАНИЕ. | Анализ проблемы, определение источников информации. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов. Распределение ролей в команде. | Определяют задачи. Уточняют информацию.
Формирование проектных групп. Обсуждение идей будущих проектов. |
Консультации по выбору тематики и жанров учебных проектов. Помогает в анализе и синтезе (по просьбе). Наблюдает. |
3.ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ. | Сбор и уточнение информации. Обсуждение работ. Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности. | Работают с информацией. Проводят анализ
и синтез идей. Выполняют работу. |
Наблюдает и консультирует. |
4. ВЫПОЛНЕНИЕ. | Выполнение проекта. | Сбор и систематизация материалов в
соответствии с идеей и жанром работы, подбор
иллюстраций, фотоматериалов. Выполняют исследование и работают над проектом. Оформляют проект. |
Проводит индивидуальные и групповые
консультации по содержанию, оформлению
проектных работ, оказывает помощь в
систематизации и обобщении материалов. Наблюдает. |
5. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ. ОБОБЩЕНИЕ. |
Анализ выполнения проекта, достигнутых
результатов (удач и неудач) и причин этого. Анализ достижения поставленной цели. Предзащита проектов. |
Участвуют в коллективном самоанализе
проекта и самооценке. Репетиционно-консультационное занятие. Доработка проектов с учетом замечаний и предложений. |
Направляет процесс анализа. Наблюдает. |
6. ЗАЩИТА ПРОЕКТА. | Коллективная защита проекта. Оценка. |
Защищают проект. Участвуют в коллективной оценке результатов проекта. | Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта. |
Аннотация проекта.
В альбом-каталог вошло 21 растение из Красной книги Якутии. В нем приводятся сведения об их статусе, дано краткое описание, экология, биология, ареал, лимитирующие факторы и принятые меры охраны.
Структура альбома-каталога.
В соответствии с классификацией категорий редких и исчезающих видов, принятой Комиссией Международного Союза охраны природы, существует следующее деление:
- Категория 0 – это исчезнувшие виды.
- Категория 1 – виды, находящиеся под угрозой исчезновения.
- Категория 2 – уязвимые виды.
- Категория 3 состоит из четырех групп:
- группа “а” - это редкие узкоэндемичные виды Якутии;
- группа “б” - эндемики Северо-востока Якутии;
- группа “в” - виды с широким ареалом, но редкие на всем протяжении, включая территорию Якутии;
- группа “г” - редкие только в Якутии;
- Категория 4 – неопределенные, требующие проверки виды.
Тайник сердцевидный.
Уникальность проекта состоит в том, что каждая статья проиллюстрирована авторскими фотографиями, любезно предоставленными учеными Института биологических проблем криолитозоны, некоторые из них не публиковались ранее. Альбом имеет практическое значение т.к. снабжен электронным вариантом, что позволяет учителям использовать данный материал широко и продуктивно не только на уроках, но и во внеурочное время.
Ценность проекта:
- на основе краеведческих материалов второклассники учились воспринимать проблему, добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, самостоятельно обобщать теоретический материал, выступать с сообщениями, оценивать устное высказывание одноклассников;
- интеграция таких предметов как ИЗО и труд, чтение и окружающий мир способствовали еще более глубже осознать изучаемую проблему сохранения фауны и флоры;
- метод проектов – это совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией, проектная технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.