Физическое развитие учащихся через систему внеклассных занятий

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Ведущей целью начального среднего физкультурного образования является овладение младшими школьниками базовыми основами двигательной деятельности. Достижение этой цели решает следующие педагогические задачи:

  • совершенствование навыков базовых двигательных действий и их вариативного использования в учебных заданиях;
  • расширение двигательного опыта учащихся посредством изменения и усложнения пространственно-временных и динамических параметров базовых двигательных действий и освоения новых движений различной координационной сложности;
  • формирование физических навыков и умений в выполнении физических упражнений разной педагогической направленности;
  • обучение учащихся групповому взаимодействию, развитие его форм посредством игр и соревнований;
  • активизация и совершенствование основных психических процессов;
  • освоение основ знаний и умений, связанных с профилактикой здоровья;
  • формирование начальных организационно-методических умений, необходимых для самостоятельных занятий физическими упражнениями.

Решение этих задач осуществляется организацией ежедневных занятий физической культурой и спортом на уроках, во внеурочное время, в спортивных секциях, в клубах по месту жительства. К внеурочным формам физического воспитания относятся физкультминутки, физкультурные паузы, часы и дни здоровья, “подвижные перемены”, занятия лечебной физической культурой и в специальных медицинских группах, в спортивных секциях.

Рассмотрим эти формы подробнее. Давайте подсчитаем, сколько времени вынужден неподвижно сидеть первоклассник (школьник) в течение одного дня. Уроки в школе, домашние задания, музыка или рисование, телевизор или компьютер, завтрак, обед, ужин… Итого около десяти часов и более. Что остается на игры, движение? А потребности развивающегося организма в них велики. Ученые подсчитали, что ребенок семи лет должен набегать в среднем за день условные десять-двенадцать километров. Это тот естественный минимум, внутренняя потребность организма, которые необходимы ребенку для здоровья и нормального развития. Именно поэтому специалисты считают, что для младшего школьника полтора-два часа в день активной двигательной деятельности просто необходимо организовать. Совсем необязательно, чтобы эти два часа были выданы одной порцией, вполне можно заменить их суммой слагаемых, куда входит, дорога пешком в школу и обратно, физкультминутки, игры на переменах, футбол во дворе и т.д. А начинать день лучше с утренней зарядки.

“ЗВЕРСКАЯ” ЗАРЯДКА

Надо ловким стать стремиться,
Словно зверь и словно птица.
Становись-ка на зарядку,
Всех покажем по порядку!
(ходьба на месте)

Изогну я круче шею,
Как жираф, кивать умею.
Наклоняйся, голова!
Раз – два! Раз – два!
(наклоны головы)

 Руки ходят, фу - ты ну - ты,
Словно щупальца у спрута.
Как похоже, посмотри!
Раз – два - три! Раз – два - три!
(махи руками)

Я могу, коль напрягусь,
Хлопать крыльями, как гусь.
Нет проворней гуся в мире,
Три – четыре! Три – четыре!
(наклон туловища с хлопком)

Я упрямиться не стану,
Ловко, словно обезьяна.
Буду спину прогибать.
Четыре – пять! Четыре – пять!
(руки вверх, правую отвести назад на носок, прогнуться)

Вот еще пример хороший:
Буду топать, словно лошадь,
Будто бы копыта есть.
Пять – шесть! Пять – шесть!
(выпад правой вперед, руки вперед)

На носочки подымаясь,
Вверх тянусь, как белый аист.
И расту на зависть всем.
Шесть – семь! Шесть – семь!
(поза “аист”)

Буду гибким, словно кошка,
Потянусь еще немножко.
Позвоночки перекосим –
Семь – восемь! Семь – восемь!
(наклоны туловища вправо, влево)

Утром поднимаясь,
Бодро собираясь,
Упражняться мне не лень.
Чтобы быть в порядке,
Делаю зарядку,
Делаю зарядку каждый день!
(ходьба на месте, прыжки)

Вот малыш сидит за партой, а мы следим, чтобы он сидел прямо и не отвлекался. Не разумней ли пойти по другому пути? Каждые пятнадцать - двадцать минут работы чередовать с простыми гимнастическими упражнениями, которые помогут снять утомление и дадут заряд свежих сил.

На чем, собственно, базируется убежденность, что несколько минут активных физических упражнений будут способствовать восстановлению работоспособности? А не будет ли перерыв нарушать собранность и астрой на работу?

Замечено, что дети младшего школьного возраста не могут сохранять внимание, сосредоточенность длительное время – обычно их хватает на пятнадцать – двадцать минут. Так что перерыв будет вполне естественным. Работоспособность восстанавливается быстрее не во время пассивного отдыха, а при активном переключении нагрузки с одних групп мышц на другие. Занимательная игра активизирует внимание детей, снимает психологическое и физическое напряжение, облегчает восприятие нового материала. Для чего и необходимы физкультминутки. Наибольшая эффективность от физкультминуток достигается тогда, когда они по форме и содержанию разнообразны. Особенно дети любят танцевальные минутки, которые выполняются под весёлую музыку популярных песен или ритмические упражнения.

Необходимы детям и оздоровительно-гигиенические физкультминутки. Например, расправить плечи, прогнуть спину, потянуться, повертеть головой, “поболтать” ногами.

На уроках чтения и письма необходимо проводить зарядку для глаз: не поворачивая головы посмотреть направо, налево, вверх, вниз. На уроках чтения при работе над звуками очень помогают упражнения, которые сопровождаются произношением определенных звуков. Например:

Вы, наверное, устали?
Да!
И поэтому все встали.
Дружно вытянули шеи
И, как гуси, зашипели “ш-ш-ш!”
Пошипели, помолчали
И, как зайки, поскакали
Поскакали, поскакали
И за кустиком пропали.

Самые популярные физкультминутки – это двигательно-речевые. Дети коллективно читают стихотворение и одновременно выполняют различные движения:

“ТЕНЬ-ТЕНЬ”

Тень-тень, потетень, выше города плетень. (Ходьба на месте)
Сели звери под плетень, похвалялися весь день. (Руки на пояс, приседания с наклоном головы)
Похвалялася лиса: “Всему свету я краса!”

(Руки к плечам, повороты тул-ща вправо, влево)
Похвалялся зайка: “А ну-ка, догоняй-ка!”
(Наклон туловища вперед руки в стороны)
Похвалялся медведь: “Могу песни я петь!”
(Руки вверх правую (левую) ногу назад на носок)
Похвалялися ежи: “У нас шубы хороши!”
(Прыжки с хлопками над головой).

“ПОСТОВОЙ”

Вот стоит на мостовой
Рослый, стройный постовой
(Руки к плечам, поднимание плеч)
Всех прошу вас, проходите!
(Круговые вращения головой)
Путь сейчас для вас открыт.
(Рывки руками)
Все прошли. Теперь внимание!
(Повороты туловища, руки на пояс)
Знак другой и путь закрыт!
(Ходьба на месте, руки через стороны вверх)

На уроках письма без физкультминуток для пальчиков не обойтись. А дети их очень любят. “ВЕСЁЛАЯ МИНУТКА” - на каждый вопрос дети отвечают хором: “Вот так!” и жестом показывают нужное движение:

Как живешь?
Вот так! (показ большого пальца)
Как идешь?
Вот так! (прошагать двумя пальцами по ладони)
А бежишь?
Вот так! (согнуть руки в локтях и показать, как работают ими при беге)
Ночью спишь?
Вот так! (руки под щеку и положить на них голову)
Как берешь?
Вот так! (взять невидимый предмет)
А даешь?
Вот так! (отдать невидимый предмет)
Как шалишь?
Вот так! (надуть щеки и слегка стукнуть по ним ладонями)
А грозишь?
Вот так! (погрозить пальчиком своему соседу).

Очень оживляются дети, когда на физкультминутку приходит какой-либо герой сказки или мультфильма.

После второго-третьего урока необходимо организовывать подвижные перемены. Содержанием подвижных перемен составляют подвижные игры малой подвижности (если проводятся в помещении). В теплое время года подвижные перемены необходимо проводить на улице что, как известно, повышает их оздоровительный и закаливающий эффект. С этой же целью после окончания уроков, перед обедом в нашей школе проводится динамический час на улице. При проведении спортивного часа следует придерживаться правила постепенного повышения нагрузки и снижения ее к концу занятия. Необходимо учитывать возраст учащихся и состояние здоровья. Для того чтобы занятия физической культурой в режиме продленного дня стали полноценными и результативными, они должны быть разнообразными по характеру и интенсивности, доступными. Не нужно превращать динамический час в ещё один урок физической культуры, “заорганизовывать” его. Дети должны чувствовать себя на занятиях непринужденно, играть в те игры, которые им нравятся, выполнять все задания охотно, с удовольствием.

Воспитанию серьезного отношения учащихся к занятиям физической культурой способствует и систематическая работа с родителями, которая не ограничивается только беседами о режиме дня школьников, питании, формировании правильной осанки и т.п., а направлена на непосредственное их включение в организованные занятия физическими упражнениями.

Для обеспечения массовости занятий физической культурой и решения проблемы активизации двигательного режима школьников на базе нашей школы работают спортивные секции. Организованы занятия учащихся в плавательном бассейне. Проводятся традиционные спортивные состязания: “Шоу рекордов Гиннеса”, “Юные защитники Отечества”, “Папа, мама, я – вместе дружная семья!”, “Зимние забавы”, “Зоологические забеги”, “Дни здоровья”.

Внимание всего педагогического коллектива к вопросам физического воспитания в школе и спортивным успехам учащихся, проявление заботы об их здоровье, поддерживают интерес и любовь школьников к регулярным занятиям физической культурой. Что способствует созданию здорового и дружного ученического коллектива. Важной чертой такого коллектива является его организованность, дисциплинированность, высокий уровень воспитанности.