Многолетнее изучение опыта учителей младших классов, поиск путей повышения эффективности работы базового звена школы и однажды прочитанная статья С.Л.Соловейчика “Я учусь во французской школе” (журнал “Новое время” - 1989г.) позволили по-новому взглянуть на проблему расстановки кадров в начальной школе.
Четыре года учитель начальной школы ведёт свой класс. Его роль и ответственность трудно переоценить: он не только закладывает фундамент базовых знаний школьника, но и, оставаясь в течение четырёх лет главным воспитателем, оказывает огромное воздействие на формирование многих личностных качеств ребёнка. Но ведь это воздействие может быть не только позитивным! И фундамент знаний нередко оказывается не таким уж прочным и надёжным…
Итак, учитель берёт 1-й класс. Шаг за шагом, месяц за месяцем проходит он рабочий цикл длиной в 4 года, чтобы затем начать всё сначала…
Каждый раз, возвращаясь через 4 года на исходные позиции, учитель тратит время и силы, чтобы войти в рабочий ритм, обрести профессиональную уверенность: из багажа знаний и опыта что-то неизбежно теряется, забывается, устаревает. Зато методично повторяется то, от чего учителю следовало бы отказаться.
Чтобы выявить ошибки, просчёты и скорректировать дальнейшую деятельность, учителю надо проанализировать свою работу за несколько лет, что на практике сделать очень непросто по причине дефицита времени: ведь весной-летом учитель 4 класса, как правило, уже начинает работать со своими будущими первоклассниками. Конечно, возможен, желателен и даже необходим промежуточный анализ – за четверть, за год. Но в учительской работе далеко не каждую ошибку можно обнаружить, пока нет конечного результата, и не каждую обнаруженную ошибку можно исправить немедленно…
Если сократить рабочий период в 4 раза, ситуация меняется. Учитель получает возможность гораздо раньше увидеть конечный результат своего труда, да ещё со стороны, передав класс учителю-коллеге, и озадачиться вопросами: как получилось, почему так получилось, что нужно изменить?
Педагогический самоанализ для учителя становится не просто необходимостью, но и потребностью, подкреплённой к тому же реальными возможностями.
Ежегодная передача наученных детей специалисту, работающему тоже на одном классе, — это для учителя особо значимая форма контроля и самоконтроля, а также лучший стимул для профессионального самообразования. Тем более, что работа на одном классе объективно создаёт благоприятные условия для приобретения учителем опыта и мастерства.
Общение учителя с детьми одной возрастной группы позволяет ему не только глубоко изучить психологические особенности учащихся данного возраста, но и довести до совершенства сам процесс общения.
Сконцентрированная в рамках одного класса учебная деятельность способствует более детальному изучению учителем программ и, при необходимости, их творческой переработке, что особенно важно в условиях личностно-ориентированного обучения на базе малокомплектной сельской школы.
Нельзя не увидеть, что специализация учителя на одном классе помогает успешно решать проблему рационализации педагогического труда: постоянный учебный кабинет, возможность более быстрого, чем при переходе из класса в класс, накопления дидактических и других материалов дают заметную экономию времени при подготовке уроков и положительно влияют на профессиональное самочувствие учителя.
Для учащихся и их родителей ежегодный переход к новому учителю — это, прежде всего, расширение возможностей для личностного развития ребёнка. Известно, какое большое значение в младшем школьном возрасте имеет авторитет воспитателя. Тем более ценен опыт общения ребёнка не с одним, а с целым кругом взрослых наставников – учителей!
Для родителей такой вариант обучения удобен ещё и тем, что отпадают их волнения, сомнения по поводу выбора учителя для своего ребёнка.
Наконец, как показала практика, ученики, обучаемые в начальной школе разными учителями, легко адаптируются в 5 классе к условиям предметного обучения.
Таким образом, к положительным последствиям специализации учителей начальной школы на одном классе можно, на наш взгляд, отнести следующее:
- Ускорение темпа приобретения учителем педагогического опыта и мастерства, формирование устойчивого интереса и стремления к педагогическому поиску, творчеству, профессиональному самосовершенствованию.
- Возможность более раннего выявления и устранения педагогических ошибок и просчётов в базовой школе, в том числе в работе каждого учителя.
- Возрастание личной ответственности каждого учителя за качественную подготовку учащихся данного класса.
- Расширение возможностей для личностного развития младших школьников и облегчение их перехода в основную школу.
Реализация идеи на практике требует тщательного, взвешенного подхода администрации школы к самому факту расстановки учителей на классах. Ведь учителя, как и учащиеся, все такие разные! Кто-то из них особенно любит работать с малышами-первоклассниками и делает это весьма успешно. Другому учителю в силу особенностей темперамента, речи и пр. гораздо лучше удаётся строить личностные взаимоотношения и сотрудничество с детьми постарше — выпускниками начальной школы. А если это к тому же опытный, знающий педагог, он может не только увидеть, выявить какие-то упущения, недоработки своего коллеги-предшественника, но и устранить их или, по крайней мере, нивелировать.
Знание не только сильных и слабых сторон работы каждого учителя, но и учёт всех мелочей, нюансов, из которых складываются стиль работы учителя, его профессиональный почерк, позволят школьной администрации в оптимальном варианте распределить педагогические силы начальных классов.
Разрабатывая схему закрепления учителей на конкретных возрастных группах младших школьников, руководители школы должны предусмотреть возможные потери, негативные последствия и их компенсации. Как свидетельствует опыт автора, предупреждение потерь или сведение их к минимуму можно обеспечить, осуществляя комплекс мероприятий методического характера: взаимопосещение уроков, совместное составление контрольных работ и изучение их результатов, проведение психолого-педагогических консилиумов по актуальным проблемам воспитания и обучения конкретных детей и т.п.
Не менее важно, что эти и другие мероприятия в изменившейся ситуации способствуют развитию настоящего делового сотрудничества учителей. Если раньше в начальной школе учителя так или иначе были соперниками, конкурентами (у каждого — “мой” класс), то теперь они объединены общим делом: через руки и сердца всех проходят наши ученики.
Происходит качественное изменение взаимоотношений в педагогическом коллективе и в определённой степени изменяется отношение каждого учителя к своей работе: ярко проявляется желание не ударить в грязь лицом перед коллегой, передать хорошо обученных и воспитанных детей, обостряется чувство сопереживания за дела товарищей по работе.