Профессиональное становление молодого педагога ДОУ

Разделы: Работа с дошкольниками


Повышение качества дошкольного образования находится в прямой зависимости от кадров. Отсутствие существенных мер по социальной защите кадрового персонала системы дошкольного образования привело к оттоку наиболее квалифицированных педагогов из дошкольных учреждений в другие сферы деятельности. Одновременно приходят кадры, не имеющие специального дошкольного образования. А это ведет к снижению общего профессионального уровня педагогов и кадровой нестабильности.

Педагогическая деятельность по своему характеру творческая. Сегодня востребован педагог с творческим проектно-конструктивным и духовно-личностным опытом, способный к развитию умений мобилизовать свой личностный потенциал в современной системе воспитания и развития дошкольника. Каждый ребенок требует добра, участия, ласки.

Именно поэтому управленческий акцент мною сделан на профессиональное становление, эффективную работу и создание условий, побуждающих к такой работе воспитателя, педагога.

Для решения этой важной управленческой задачи необходимо создание системы профессионального взаимодействия руководителя и педагога, направленной на его удовлетворенность собственной деятельностью. Используем анкету для выявления желаний каждого.

Анкета профессионального взаимодействия администрации и педагогов.

1. Кого из членов администрации вы хотели бы пригласить к себе (на занятия, совместную деятельность, кружковую работу)?

2. Кого из коллектива вы хотели бы пригласить на занятия, видеть в роли наставника?

3. Какой из вариантов контроля подходит именно вам:

  • совместная с администрацией выработка индивидуального плана, контроля планируемых результатов, задач и методов изучения, разработка мониторинга воспитанников, с определением процедур взаимодействия педагога и администрации;
  • педагог сам или в микрогруппе проводит исследование успешности своей деятельности или вытекающих проблем, готовит аналитическую справку и защищает свою позицию на определенном педагогическом форуме. Педагог готовит серию открытых мероприятий;
  • приглашает всех желающих (родителей, коллег, администрацию, учителей школы);
  • администратор совместно с педагогом готовят конспекты занятий, проговаривают каждый этап и элемент занятия, затем педагог проводит его в присутствии администратора, после каждого занятия идёт детальная проработка достигнутого, реализованного, возникающих проблем, интересных решений, выстраивание линий поведения на будущее.

4. От кого вы ждёте поддержки, когда у вас возникают проблемы?

5. Каких знаний и умений не достает?

6. Находитесь ли вы в конфликте

  • с кем - либо из администраторов ;
  • с кем - либо из коллег?

7. Умеете ли вы сами решать свои профессиональные проблемы или иногда вы нуждаетесь в помощи?

8. Считаете ли вы свой детский сад:

  • прекрасным;
  • достойным;
  • хорошим;
  • нормальным;
  • обычным.

9. Знаете ли вы задачи, которые стоят перед вашим детским садом?

10. Есть ли в вашем детском саду:

  • асы педагоги ;
  • отличные воспитатели;
  • хорошие педагоги?

Путь развития и превращения в профессионала – это очень нелегкий путь. Передо мной встал вопрос: как добиться ощущения каждым, что он не просто “идет на службу”, а “идет на работу своей жизни?” Ведь только в этом случае педагог сможет постоянно работать над собой и пытаться развиваться все больше и больше. Определила пути решения:

  1. формулировка цели и способов ее достижения;
  2. четко сформулированный результат;
  3. хороший уверенный старт для начала сформировавшейся группы;
  4. определение обязанностей участников, прояснение непонятных моментов и определение роли каждого.

Для начала работы особенно важно создание микроклимата доверия и взаимовыручки. Поэтому полезно почаще “заглядывать в себя”, научиться говорить так, чтобы тебя услышали окружающие, донести до них самое важное, направить всю полезную, продуктивную энергию на достижение поставленных целей.

Открытый свободный обмен мнениями и всяческое его поощрение способны вывести на результат появления идей и привести коллектив к позитивным переменам, достижению поставленных целей, к преодолению трудностей с меньшими усилиями, достижению наилучших результатов в сложных ситуациях.

Так, уже на втором году работы, педагогический коллектив сумел определить выбор программы и он выпал на программу “Развитие” центра Л.А.Венгера, а сформировавшаяся группа – творческое ядро, направила свои усилия на ее реализацию.

Определив общую для всех цель по реализации программы воспользовались простой системой формирования структуры работы:

  1. Что? – Какова наша цель?
  2. Почему? – В чем ее важность, значимость?
  3. Как? – Как ее можно достичь?
  4. С чего начать? – Что делать теперь?

И эта структура остается всегда и обсуждается при определении долгосрочной программы или плана года. Например, при разработке программы развития учреждения на 5 лет, при подготовке к лицензированию и изменению статуса ДОУ, к участию в областном конкурсе “Детский сад года”. Важно, чтобы каждый пришел к четкому пониманию достижимости поставленной цели, желанию учиться и развиваться дальше, ощутил важность и увлекательность своей работы. А руководителю, ведя коллектив в нужном направлении, следует предельно внимательно выслушать все мнения, рассмотреть все возможности, ободрить каждого, подсказать и направить.

Особого внимания требуют молодые педагоги, не имеющие профессионального дошкольного образования. В практике работы нашего образовательного учреждения сложилась система по профессиональному становлению педагогических кадров. Считаю важным проведение ознакомительной персональной беседы с молодым педагогом. Цель беседы – определить некоторые черты характера, педагогические устремления, отношение к общественным и педагогическим процессам, личные проблемы, возможные ограничения. Как правило, такую беседу провожу в период первого месяца работы педагога в коллективе.

Конспект беседы с молодым педагогом

  1. Что особенно ярко запомнилось из вашего детства?
  2. Расскажите о том, как Вы учились в школе, о ваших поступках, достижениях, в том числе спортивных, общественной деятельности.
  3. С какой целью Вы пошли в педагогический ВУЗ? ( если другой – получили это образование).
  4. Есть ли у Вас среди родственников педагоги?
  5. Был ли у Вас любимый учитель и чем он был замечателен?
  6. Чего Вы хотели бы достичь на педагогическом поприще?
  7. Каковы Ваши личные, профессиональные интересы?
  8. Чем бы Вы хотели увлечь детей?
  9. Нуждаетесь ли Вы в индивидуальной помощи?
  10. Есть ли у Вас какие-либо идеи, предложения, которые хотели бы реализовать в детском саду?
  11. Каковы условия проживания?
  12. Есть ли любимая педагогическая тема, над которой хотели бы работать и со временем представить как опыт?
  13. Что Вам больше нравится: думать, сочинять, играть, петь, рисовать, заниматься спортом, музыкой, читать художественную литературу, драматизация или что-нибудь другое?
  14. Чем на Ваш взгляд вы могли бы быть полезны детям?

В конце беседы рассказываю о традициях, климате, отношениях, ценностях и достижениях коллектива детского сада.

В начале учебного года мы обязательно проводим семинар – практикум по требованиям к квалификации с участием педагогов высшей квалификационной категории ( а их в коллективе не менее 1/3) и представлением опыта работы желающим. Получение образования, принимаем за норму, необходимую для начала педагогической деятельности и профессионального совершенствования. И рассматриваем три уровня нормы:

Норма первого уровня – получив образование, владеет нормой знаний программы воспитания (а если не специальное профессиональное образование, то должен освоить, изучить), основ теории педагогики, психологии, физиологии и т.д.; применяет знания в практической работе с детьми; самоанализом пока не владеет;

Норма второго уровня – умеет анализировать свою деятельность; осуществляет поиск новых методов, средств и форм воспитания и развития детей, профессионального взаимодействия с родителями и коллегами; совершенствуется в самовоспитании и самообразовании; соответствует общим требованиям воспитателя ДОУ (должностным обязанностям).

Норма третьего уровня – профессионально-педагогическим самосовершенствованием занимается постоянно; имеется некоторый опыт профессиональной деятельности, которым делится с коллегами; осуществляет прогноз своей деятельности.

Этот уровень нормы рассматриваем как готовность педагога к аттестации. А в выступлениях коллеги рассказывают о требованиях к квалификации, профессионализму и продуктивной деятельности педагога второй, первой и высшей квалификационной категории и показывают свой опыт – программы, технологии, методические рекомендации, планы поэтапно-перспективной работы по превышению требований стандарта с учетом интеграции в базовую программу “Развитие”, конспекты, макеты и другой практический материал. И обсуждаем требования к педагогу той или иной квалификационной категории. <Приложение 1>.

Используем в работе с молодыми специалистами и разработку индивидуального плана профессионального становления. В него включаем назначение наставника, из числа педагогов,педагогическое самообразование, участие в мероприятиях “Гостевой обмен”, работе методического объединения, занятия в школе молодого педагога, школе передового опыта.

Необходимым и обязательным условием наставничества считаю согласие и выбор его только самим молодым педагогом. Наставник и подопечный взаимодействуют столько времени, сколько им вместе полезно и интересно. Индивидуальный план они составляют совместно.

В работе наставников считаю важным не допустить излишней опеки. Разработали памятку наставнику.

Памятка наставника

  • Вместе с начинающим воспитателем проанализируйте программу воспитания его группы.
  • Помогите составить календарный план, обратив внимание на подбор дидактического и иллюстративного материалов.
  • Оказывайте помощь в подготовке к занятиям и к работе в первые дни.
  • Посещайте занятия молодого воспитателя с последующим анализом, приглашайте его на свои занятия, совместно их обсуждайте.
  • Помогайте в подборе методической литературы для самообразования и в его организации.
  • Делитесь опытом.
  • Помогайте своевременно, терпеливо, настойчиво. Отмечайте положительное в работе. Подскажите! Направьте! Ободрите!

Главное значение в профессиональном становлении имеет самовоспитание и самообразование педагога, как основная форма самосовершенствования.

Имея ряд различий, самовоспитание и самообразование близки между собой. Их роднит прежде всего “само”, говорящее о внутренней активности человека, стремлении к самоактуализации, реализации своего потенциала в процессе самостоятельной деятельности.

Самовоспитание рассматривается как “высшая форма самосовершенствования духа человека, при которой функции воспитателя он выполняет сам” (И.А.Кочетов); как сознательная, продолжительная, систематическая работа над собой в целях “формирования, укрепления ценных личностных качеств и преодоления недостатков” (Е.А.Климов). Без самовоспитания невозможно узнать себя, других, радостей жизни, ее сложностей. Без работы над собой не преодолеть трудностей, не достичь желаемого.

Самообразование направлено на удовлетворение потребности в самореализации, на повышение культурного, образовательного, профессионального уровня.

Профессионального самосовершенствования от педагога требует сама жизнь, поэтому без самовоспитания и самообразования он просто не состоится. Именно эта работа повышает уровень осознанности себя и становится значимой силой в процессе развития и самосовершенствования.

Данная деятельность тесно связана с инноватикой. Инновационная суть самообразования заключена в открытии новых знаний. Постоянная работа педагога над своим собственным развитием чрезвычайно важна и в силу особенности, специфики человеческой деятельности, основного предмета ее – развивающегося ребенка.

Важным условием успеха в профессиональном совершенствовании является овладение средствами и способами самовоспитания и самообразования. К ним относятся:

  • работа с книгой;
  • выполнение специальных упражнений,
  • решение педагогических и психологических задач,
  • педагогическая саморегуляция.

Позитивное влияние на эти процессы оказывает и коллектив детского сада, в котором царит творческая атмосфера и педагоги увлечены общей инновационной деятельностью.

Важным в профессиональном становлении молодого специалиста ДОУ является информационное обеспечение его деятельности (консультации, участие в работе школ, семинаров, методических объединений) и психолого – педагогическая поддержка (организация ситуации успеха, поддержка и оценка успешной деятельности, в том числе и материальное поощрение; постоянная помощь в тех пределах, в которых он нуждается).

Совместно с творческой группой, наставниками молодых педагогов мы выработали и стараемся придерживаться ориентиров в руководстве профессиональным становлением. В их основу положены высказывания выдающихся педагогов.

  • Первые годы работы молодого специалиста определяют многое в его профессиональной и человеческой судьбе.
  • В работе с начинающим важно выявить и поддержать его сильные стороны.
  • Похвала должна соответствовать достижению, быть основой для расширения круга обязанностей.
  • Не случайные удачи определяют успех, а кропотливый поиск, анализ того, что делаешь.
  • Путь к самовоспитанию и самоопределению каждый должен найти в себе самом.
  • Работа с детьми и взаимоотношения в коллективе – это среда, в которой формируется педагог. Поэтому важно, чтобы жизнь ДОУ строилась по законам педагогической этики.
  • Содержание деятельности дошкольного учреждения – это разносторонние знания, богатая умственная жизнь, широта кругозора, постоянный интеллектуальный рост каждого. Через три – пять лет после окончания учебного заведения педагог должен знать в три, пять, десять раз больше, чем он знал в первый год работы.
  • Все вместе мы умнее, чем каждый из нас.
  • Искусство руководства – это умение привлечь молодого педагога к совместному поиску путей профессионального совершенствования.