Среди множества вопросов, обсуждаемых в связи с изучением информатики в начальной школе, постоянно фигурирует проблема использования компьютера в обучении младших школьников. Единства в решении этого вопроса среди авторов программ и учебников нет.
Психолог Л. С. Выгодский отмечал интенсивное развитие интеллекта в младшем школьном возрасте. Развитие мышления приводит, в свою очередь, к качественной перестройке восприятия и памяти, превращению их в регулируемые, произвольные процессы. Ребенок 7 – 8 лет обычно мыслит конкретными категориями. Затем происходит переход стадии формальных операций, которая связана с определенным уровнем развития способности, к обобщению и асбстрагированию. Ребенок, начиная обучаться в школе, должен обладать достаточно развитым конкретным мышлением. Чтобы сформировать у него научное понятие, необходимо научить его дифференцированно подходить к признакам предмета.
Использование младшими школьниками в своей деятельности компьютера оказывает существенное влияние на различные стороны их психического развития. Возникает целый ряд новых видов деятельности, тесно связанных с использованием компьютеров: компьютерное конструирование, творческое экспериментирование, игры воображения и т. д. Проявляются во всей полноте такие процессы, как мышление, представление, восприятие, память.
Цель: определение влияния компьютерных игр (программ) на развитие психических процессов, таких, как мышление, механическая память, саморегуляция у младшего школьника.
Задачи
- Изучить влияние компьютерных программ на особенности мышления детей младшего школьного возраста.
- Определить у учащихся уровень мыслительной деятельности.
- Определить уровень механической памяти
- Определить уровень саморегуляции при работе с компьютером
Объект исследования: младшие школьники 3а класса – экспериментальный класс, в котором уроки информатики проводились использованием компьютеров и программного продукта “Мир информатики 3-4 год обучения” компании “Кирилл и Мефодий”, и 3б контрольный класс, в котором уроки информатики проводились без использования компьютеров.
Предмет исследования: психические процессы (память, мышление) и саморегуляция.
Существует несколько причин для использования компьютера на уроках информатики в младших классах. Во-первых, это необходимость формирования у школьников операционного стиля мышления, который представляет собой совокупность таких навыков и умений, как планирование структуры действий и поиск информации, построение информационных моделей и инструментирование деятельности. Во-вторых, младшие школьники, своевременно приобретая пользовательские навыки, смогут затем применять компьютер как инструмент в своей деятельности, у них не вызовут затруднений предметные уроки с использование ПК. В-третьих, компьютер – это увлекательная игрушка, и, следовательно, курс информатики для младших школьников легко превращается в интересную игру, он вдохновляет детей и радует, при этом легко преодолеваются трудные методические барьеры.
Компьютер как интеллектуальное средство обучения принципиально отличается от книги. Книга – бесценное средство накопления знаний, но не оперирования ими. Человек оперировал знаниями во все века, а сейчас надо понять, что компьютер – среда не только для накопления знаний, но и для оперирования ими и обмена знаниями с другими людьми.
Овладение основами компьютерных знаний благотворно влияет на формирование личности учащегося и придает ему более высокий статус. Младшие школьники активно обсуждают новые компьютерные программы и игры, свои достижения и промахи при выполнении трудных заданий. При этом обогащается их словарь, они легко и с удовольствием овладевают новой терминологией. Это способствует развитию речи, значительно повышает уровень осознанности действий. Но самое главное состоит в том, что существенно возрастает самооценка ребенка. Среди друзей он с достоинством рассказывает о всех “тонкостях” работы на компьютере, который выступает как эффективный способ самоутверждения, повышения собственного престижа. Все это в целом способствует возникновению эмоционального комфорта, чувства более полноценной жизни, что чрезвычайно важно для нормального развития личности.
Интеллектуальные способности школьников на начальной ступени образования формируются за счет любознательности детей, пытливости их ума. Одна из важнейших линий умственного развития ребенка состоит в последовательном переходе от элементарных форм мышления к более сложным. Так развитие наглядно-действенной формы мышления создает основу для перехода к наглядно-образному мышлению, которое, в свою очередь, является необходимой ступенью в развитии логического мышления.
Характерный способ осуществления наглядно-действенного мышления – то, что обычно обозначается как путь проб и ошибок. Постепенно хаотические пробы и ошибки сменяются системой пробных действий, усложняется анализ каждой пробы и оценка с точки зрения условий задачи, что активизирует мыслительную деятельность учащихся. С этой точки зрения компьютер имеет большие возможности. В процессе Действия с изображенными на экране предметами и явлениями у детей формируются гибкие, подвижные представления и образы, которые служат основой перехода от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению. Успешность познавательного развития учащихся в начальной школе в значительной степени зависит от содержания мыслительной деятельности, т. е. от того, какие предметы и явления окружающего мира познает ребенок. Традиционно считается, что наиболее адекватными объектами познавательной деятельности являются основные непосредственно воспринимаемые свойства и качества вещей; цвет, форма, величина, масса и т. д. Работа в этом направлении развивает сенсорные способности школьников. Большое количество компьютерных программ для младших школьников ориентированы на развитие умения различать форму предметов, их величину, учат использовать знания об этих признаках в процессе изобразительной деятельности и конструирования на компьютере. Современные тенденции развития мышления на ранних этапах обучения отмечают особо благотворное влияние на познавательное развитие детей знаний ими простых связей и зависимостей окружающего мира. И в этом отношении роль компьютерных программных продуктов трудно переоценить.
Практическая часть
В экспериментальном классе (3а), согласно СНПИ, практические занятия за компьютером продолжались не более 15-20 минут, уроки планировались следующим образом: 20-25 минут – теоретическая часть и работа в тетрадях; 15-20 минут – практическая работа за компьютером.
В контрольном классе (3б) уроки проводилась без использования компьютера – теоретическая часть и работа в тетрадях.
В качестве критериев были взяты такие параметры, как мышление (тест “Анаграмма”), память (тест “Набор слов”) и выявление саморегуляции.
1. Тест “Анаграмма”.
Цель проведения данной методики: выявление у учащихся уровня мыслительной деятельности и овладение представлением об алгоритме.
Результаты.
Класс | Уровни мышления на начало исследования | |||
Хороший | Средний | Ниже среднего | Низкий | |
3а | 15% | 39% | 21% | 15% |
3б | 17% | 37% | 22% | 14% |
Уровни мышления на конечном этапе | ||||
Хороший | Средний | Ниже среднего | Низкий | |
3а | 21% | 47% | 23% | 9% |
3б | 18% | 40% | 30% | 12% |
Исследование показало, что на начало учебного года уровень мыслительной деятельности в обоих классах примерно был на одном уровне. Промежуточное исследование по этому направлению показало, что в 3а классе на одну треть возросли показатели уровня мыслительной деятельности и закрепились знания, умения и навыки при работе с компьютером, учащиеся достаточно хорошо овладели такими понятиями как алгоритм. Это произошло за счет работы с программой “Исполнитель”, где ребята составляли алгоритм работы для трактора, которому нужно перевести груз в определенное место по сложной траектории.
Тесты “Набор слов”.
Задачей данного исследования являлось определение уровня механической памяти и умения использовать клавиатуру и мышь при работе с прикладными программами, а также умением управлять объектами на экране монитора.
Механическая память
Результаты на начало исследования |
|||
Классы | Высокий | Нормальный | Ниже среднего |
3а | 22% | 47% | 31% |
3б | 21,5% | 49% | 29,5% |
Конечные результаты |
|||
Классы | |||
3а | 25% | 62% | 13% |
3б | 25% | 50% | 25% |
Смысловая память
Классы | На начало исследования смысловая память развита | |
Удовлетворительно | Неудовлетворительно | |
3а | 72% | 28% |
3б | 74% | 26% |
На конец исследования смысловая память развита |
||
3а | 87% | 13% |
3б | 77% | 23% |
Анализируя данные по исследованию механической памяти, мы видим, что произошел резкий скачок увеличения механической памяти в 3а классе. Можно предположить, что это произошло за счет механического запоминания назначения клавиш. При работе с клавиатурой и мышью учащиеся овладели элементарными навыками компьютерной грамотности, что способствовало развитию механической памяти младшего школьника.
При этом в 3а классе показатели смысловой памяти выше чем в 3б.
Тест “Саморегуляция”.
Цель данной методики: определение уровня саморегуляции при работе за компьютером. В результате все учащиеся разделились на три группы:
Начальное исследование | На конец исследования | |||
3а | 3б | 3а | 3б | |
Хорошая саморегуляция (учащиеся успешно справляются с заданием) |
9% | 11% | 17% | 13% |
Удовлетворительная саморегуляция (учащиеся вначале выполняют задание хорошо, а потом сбиваются) |
22% | 27% | 46% | 28% |
Недостаточная саморегуляция (учащиеся сбиваются в последовательности сразу) |
69% | 62% | 37% | 59% |
Эти результаты позволяют сделать вывод о том, что работа с компьютером развивает не только компьютерную грамотность, но и саморегуляцию в учебной деятельности.
В целом за время периода работы учащихся с развивающими компьютерными играми произошло овладение элементарными пользовательскими навыками, что способствовало развитию психических процессов, при этом у них сформировались основные компоненты компьютерной грамотности в учебной деятельности.
Компьютер – очень мощное средство обучения, и это его свойство имеет один существенный аспект: при применении компьютера для обучения скорость формирования умений и закрепление навыков у учеников одного класса могут различаться почти на порядок. Этот фактор нельзя не учитывать, определяя структуру урока информатики.
Литература
- Булгакова Н. Н. Интеграция информатики в учебную среду начальной школы //
- Информатика и образование №1 2004г.
- Межиева М. В. Развитие творческих способностей у детей 5-9 лет. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг: 2002. – 128с.: ил.
- Пионтковская Н. А., Компьютер в начальной школе // Информатика и образование №9 2003г.
- Флек-Хобсон К., Робинсон Б. Е., Скин П. Развитие ребенка и его отношение с окружающими: Пер. с англ./ Общ. Ред. И предисл. М. С. Мацковского. – М: Центр общечеловеческих ценностей, 1993. – 511 с.: ил.