Кружковая работа "Чудо-квадратик"

Разделы: Работа с дошкольниками


Кружковая работа “Чудо-квадратик ”.

Кружок позволяет детям сделать первые шаги на пути овладения удивительным искусством оригами. Учимся пользоваться условными знаками, знакомимся с базовыми формами и, конечно, складываем интересные модели. Среди них очень сложные и простые двигающиеся фигурки, многомодульные звёзды, цветы, насекомые, звери и птицы…. Всего сразу и не перечислишь! Если вы захотите заниматься, и Вас заинтересовало это искусство, обращайтесь в наш кружок “Чудо – квадратик”.

Для меня существует девиз – это китайская мудрость:

“Я слышу – и забываю. Я вижу – и запоминаю. Я делаю – и понимаю”.

Что такое оригами?

Оригами (перевод с япон. – “сложенная бумага”) – это японское искусство складывание бумаги. С помощью оригами можно украсить комнату, приготовить в подарок яркую объёмную открытку, закладку для книги, цветы и многое другое. Изделия оригами бывают плоские и объёмные. Предмет “оригами” предполагает не только и не столько знакомство со складыванием конкретных фигурок из бумаги, но и использование радостного для ребят занятия с целью развития у них целого комплекса навыков. Во время занятия оригами, особенно с маленькими детьми, следует стремиться не только, научить их работать с бумагой, но и развивать у них пространственное воображение – учить читать чертежи, по которым складываются фигурки и представлятьпо ним изделия в объёме. Стимулировать развитие памяти – запомнить как можно больше фигурок на память, удерживать внимание на предмете работы в течение длительного времени. Полезно и даже необходимо также развивать устную речь ребёнка (речевой центр и центр, управляющий мелкими движениями пальцев, находится рядом в головном мозге человека, взаимно влияя друг на друга), стремиться сделать её красивой, грамотной, научить ребят свободному общению. У детей развивается способность работать руками, приучаясь к точным движениям пальцев под контролем сознания. Занятия оригами абсолютно безопасны даже для самых маленьких детей.

Маг, что придумал бумагу цветную
Красную, желтую и голубую,
Верил наверно, что смогут ребята
Сделать фигурку из разных квадратов
Эти фигурки на всем белом свете
Знали лишь только японские дети!

Символом мира стал белый журавлик,
Символом дружбы – бумажный кораблик!
Стоит лишь только подумать немножко.
Для вдохновения глянуть в окошко…

В небо стремящихся желтеньких птичек
Быстро вспорхнувших с бумажных страничек,
Сказочных бабочек, розовых зайцев
Выполнить можно при помощи пальцев.

Мы предлагаем попробовать с нами
Выучить технику “оригами!”

Семь главных правил юных оригамистов:

  1. Готовь квадратики заранее.
  2. Работай старательно.
  3. Хочешь спросить – подними руку, не выкрикивай.
  4. Всегда держи фигурку так, как она нарисована на доске или в альбоме, или так как её держит воспитатель.
  5. Складывай на столе.
  6. Сделай правильно сам – помоги соседу.
  7. После работы убери за собой весь мусор.

Что необходимо для занятий оригами?

  • Заранее приготовленные квадратики белой или цветной бумаги со стороной не менее 15-20 см.
  • Альбом для ведений записей и изделий.
  • Ручка, цветные карандаши или фломастеры.
  • Ножницы с тупыми концами.
  • Папка куда можно складывать альбом, квадратики и сложенные на занятии изделия.

Из опыта работы.

Начинать работу можно с трехлетками, что я и сделала. Моя первая и самая главная задача заключалась в том, чтобы заинтересовать детей и вызвать у них желание самим делать эти чудесные игрушки. Для этого я сначала делала их сама в технике оригами и дарила их детям. Сколько было радости и восторгов. Но сам процесс изготовления игрушек увлекал в начале лишь некоторых малышей. Маленькие дети иногда боялись листа бумаги – страшно взять его в руки, сделать с ним что-то. И поэтому в начале своей работы познакомила детей со свойствами бумаги как материала. Начинала занятия с приветствия: разведите руки в стороны и поздоровайтесь с ними: – Здравствуй, левая рука! Здравствуй правая рука! Поработаем вместе! Создавала игровые ситуации, где дети сами сгибали и разгибали бумагу, сминали, разглаживали, пытались поиграть с ней. Так мы начали постигать грамоту оригами. Индивидуально или в группах (не более 5 человек, чтобы уделить внимание каждому) мы занимались по 5-10 минут еженедельно. Нередко маленькие дети не умели правильно формировать линию сгиба – пришлёпывали, а не разглаживали складку, даже точно соединить два противоположных уголка квадрата бывала непросто. Поэтому начинала занятия с самых простых действий, на следующих занятиях отрабатывала точность движений, ведь от совпадения сторон и углов зависит внешний вид фигурки. Многократно показывала каждый приём в разных ситуациях, объясняя его словами. Малышам необходимо поощрение и поддержка, и на первых порах я даже сама намечала некоторые сгибы. От полученных фигурок у детей возникала радость и желание заниматься дальше, а иногда и продолжать занятие дома. Сложенные фигурки можно было красить, украшать, оживлять любыми средствами. После раскрашивания каждая фигурка приобретала свой собственный неповторимый характер, даже если нарисованы только глаза и нос. Фигурка оживала. На занятиях дети начинали играть со своими раскрашенными изделиями. Начинались диалоги фигурок: “Здравствуй! Давай дружить! Что мы будем делать?” Ребята проговаривали эти реплики, они вступали в языковое общение друг с другом и со своими работами. Занятия проходили живо и эмоционально. Вместе с умениями у детей появлялась уверенность в своих силах и желание работать дальше. Дети стали более внимательны, усидчивы, сами пытаются что-то изобрести, придумать, занимаются с интересом.

Перспективный план на II полугодие. II младшая группа

Январь

  1. Знакомство с бумагой
  2. Пригласительный билет – учить складывать (сгибать) прямоугольник, украшать.
  3. Косынка для матрёшки – познакомить с базовой формой “треугольник”, учить сгибать треугольник по диагонали, соединяя углы.

Февраль

  1. Ёлочка – базовая форма “треугольник”
  2. Домик
  3. Мотылёк – познакомить с новой базовой формой “стрела”, учить складывать верхние боковые стороны к диагонали.
  4. Морская звезда – базовая форма “стрела”, учить работать сообща.

Март

  1. Маме подарок – красивый цветок.
  2. Лиса /классическая модель/ – базовая форма “треугольник”, дорисовывать изображение.
  3. Волк /классическая модель/ – закреплять умение сгибать лист бумаги по диагонали.
  4. Мышка /коллективная работа/ – учить мысленно, делить развёрнутый угол, складывать несколько деталей.

Апрель

  1. Заяц /классическая модель/ – базовая форма “треугольник”, учить определять основные части.
  2. Морковка для зайца – учить делать композиционную аппликацию, закрепить приём формы “стрела”
  3. Солнышко – базовая форма “стрела”
  4. Дерево /классическая модель/ простая, но выразительная работа.

Май

  1. Щенок /классическая модель/
  2. Весенний лес /коллективная работа/

Разработка занятия II младшая группа

Тема: Мышонок из сказки “ Глупый мышонок”

Возраст: 3-4 года

Цели:

  • Развивать способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев под контролем сознания.
  • Учить концентрировать внимание.
  • Стимулировать создание игровой ситуации и прийти в нужную минуту на помощь сказочному персонажу.
  • Воспитывать усидчивость, аккуратность.

Ход занятия

Дети заходят в Волшебный квадратик (В.К.): Здравствуйте, ребята.

Дети: Здравствуй волшебный квадратик.

В.К.: Вот я и снова пришел к вам в гости, рассказать вам сказку о глупом мышонке.

Воспитатель: Подожди, Волшебный квадратик, но мы с ребятами знаем эту сказку. Знаете ребята? Вспомните, чем закончилась эта сказка.

Дети: …Прибежала мышка-мать, посмотрела на кровать, ищет глупого мышонка, а мышонка не видать.

В.К.: Молодцы ребята, знаете эту сказку. Так вот, жалко мне стало маму-мышь, и я решил ей помочь. Ребята, а хотели бы вы помочь маме-мышке.

Воспитатель: Ребята, а как мы поможем? Что мы можем сделать?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, мы сделаем маленького мышонка из бумаги.

В.К. Для работы нам потребуются квадраты бумаги разного размера. Давайте рассмотрим маму-мышь, (заранее сделана большая мама-мышь). Из чего она состоит? Что у неё есть, какие детали? Какого цвета?

Ответы детей.

Воспитатель объясняет технику складывание деталей для мышонка:

  1. Нужно соединить квадрат пополам 2 уголка (верхний и нижний), чтоб получился треугольник;
  2. Развернуть и опустить правую и левую сторону (боковые стороны к диагонали) к линии перегиба. Базовая форма “Воздушный змей” готова. Это будет туловище.

Также делаем и голову, и ушки и лапки, только они будут меньшего размера.

Приступим к работе с приветствия: Здравствуй правая рука, здравствуй левая! Поработаем вместе!

Возьмите квадраты, приступаем. Обязательно нужна детям помощь, подсказка. Когда дети изготовили детали, нужно склеить.

Воспитатель: Смотрите, какой замечательный мышонок получился. Я думаю, что мама-мышь очень рада, что к ней вернулся мышонок. Ребята вы молодцы.

В дальнейшей работе мы с детьми придумывали иллюстрации к сказкам, поздравительные открытки к праздникам, делали забавные поделки для малышей. Дети сами выдумывают свои работы и иногда учат и меня изготовлению своих поделок. Поверти это очень интересно и сильно сближает меня с детьми. Мой кружок существует три года и с каждым годом уверенность в дальнейшем существовании кружка становится убедительной. Такую работу нужно продолжать, она полезна для всех.