Совершенствование умения выдвигать гипотезу
При формировании новых знаний и способов действий возможно использование различных методов исследования: экспериментального, теоретического, аксиоматического, описания. Любое исследование начинается с постановки проблемы, выдвижения гипотезы. В разработке предлагается технология выдвижения гипотезы на примере конкретного урока.
План-конспект
Тема: “Явление электромагнитной индукции”
Цели:
- Сформировать знание явления электромагнитной индукции.
- Способствовать совершенствованию умения выдвигать гипотезу.
- Способствовать воспитанию положительной мотивации учения.
Урок формирования знаний.
МТО: гальванометры демонстрационные, дроссельные катушки, постоянные магниты, источник постоянного тока, лампочка, ключ, соединительные провода, реостат; модель генератора, диафильм “Электромагнитная индукция”, дидактический материал “Домино”.
Методы:
- - по источникам знаний: словесные, наглядные, практические;
- - по степени взаимодействия учителя и учащихся: беседы, самостоятельная работа;
- - по характеру познавательной деятельности учащихся и участия учителя в учебном процессе: проблемный;
- - по характеру движения мысли от незнания к знанию: индуктивный.
ОУУН: Как анализировать. Как сравнивать. Как выдвигать гипотезу.
Ход учебного занятия
Итог двух ситуаций оформлен на доске в виде “окна”. Каждое “окно” открывается по ходу изложения материала. На доске:
Памятка
Гипотеза – предположение о закономерной (причинной) связи явлений, опирается на ранее известные факты.
- Проанализируйте проблемную ситуацию, найдите противоречие между усвоенными знаниями и новыми фактами.
- Сформулируйте проблему на это противоречие.
- Актуализируйте теоретические знания как опору для выдвижения гипотезы.
- Сравни опорные знания и новые факты и сформулируй гипотезу.
- Анализируя средства, найди способ доказательства гипотезы.
- Проверь на опыте предположение.
Умение выдвигать гипотезу способствует отработке умения анализировать, сравнивать, синтезировать, формирует мыслительные операции: абстрагирование, обобщение, конкретизация. Это возможно как на индуктивном, так и на дедуктивном уровне движения мысли от незнания к знанию. В процессе проблемного познания формируются понятия, суждения, делаются умозаключения и проводятся аналогии. Форма организации работы учащихся при этом может быть различной, она зависит от изучаемой темы, уровня развития ребят, степени подготовленности их к самостоятельной деятельности. Если учащимся самим трудно осуществить процесс “построения” гипотезы, то это делает учитель, проводя их сам через все этапы познания, учащихся в этом случае привлекают лишь к разрешению отдельных частных вопросов. В более подготовленном классе или по мере формирования соответствующих умений педагог уже может системой целенаправленных заданий и вопросов подвести самих школьников к формированию гипотезы, ее обоснованию и доказательству. Преимущество проблемного метода в том, что он учит всех учащихся мыслить; многие активно участвуют в выдвижении, в проверке гипотез, высказанных одноклассниками. Те, которые предложили неверные идеи, имеют возможность убедиться в своих ошибках, а все – подискутировать, аргументировано отстаивая свою точку зрения. Таким образом, проблемный метод способствует не только развитию мышлению, но гибкости мышления школьника как необходимого компонента для творческой деятельности, поскольку помогает вырабатывать критический подход и умение вести диалог.
Литература
- Махмутов М. И. Проблемное обучение -М.: Педагогика, 1975г.
- Психология: Словарь/Под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. – М.:Политиздат,1990.
- Сиденко А.С. Что такое современное мышление.// Физика в школе,№5 1991.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – ММ.:Педагогика,1999.
- Философский энциклопедический словарь.-М.:Сов. Энцикл.,1983.
- Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии.-М.:Педагогическое общество России.
- Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах М.: Харвест, 1990.
- Конаржевский Ю.А. Анализ урока. М.:Центр “Педагогический поиск”
- Голин Г.М. Использование метода гипотезы в обучении физике.// Физика в школе №6 1991г.
- Буров В.А., Зворыкин Б.С., Покровский А.А, Румянцев И.М. Демонстрационный эксперимент по физике. Издательство “Просвещение” Москва 1988г.
- Рымкевич А.П. Сборник задач по физике. Москва “Просвещение” 1996г.
- Мякишев Г.Я. Буховцев Б.Б. Физика.:учебник для 11кл. М.-:Просвещение, 2000г.