Развитие мышления учащихся в процессе обучения физике

Разделы: Физика


Совершенствование умения выдвигать гипотезу

При формировании новых знаний и способов действий возможно использование различных методов исследования: экспериментального, теоретического, аксиоматического, описания. Любое исследование начинается с постановки проблемы, выдвижения гипотезы. В разработке предлагается технология выдвижения гипотезы на примере конкретного урока.

План-конспект

Тема: “Явление электромагнитной индукции”

Цели:

  • Сформировать знание явления электромагнитной индукции.
  • Способствовать совершенствованию умения выдвигать гипотезу.
  • Способствовать воспитанию положительной мотивации учения.

Урок формирования знаний.

МТО: гальванометры демонстрационные, дроссельные катушки, постоянные магниты, источник постоянного тока, лампочка, ключ, соединительные провода, реостат; модель генератора, диафильм “Электромагнитная индукция”, дидактический материал “Домино”.

Методы:

  • - по источникам знаний: словесные, наглядные, практические;
  • - по степени взаимодействия учителя и учащихся: беседы, самостоятельная работа;
  • - по характеру познавательной деятельности учащихся и участия учителя в учебном процессе: проблемный;
  • - по характеру движения мысли от незнания к знанию: индуктивный.

ОУУН: Как анализировать. Как сравнивать. Как выдвигать гипотезу.

Ход учебного занятия

Итог двух ситуаций оформлен на доске в виде “окна”. Каждое “окно” открывается по ходу изложения материала. На доске:

Памятка

Гипотеза – предположение о закономерной (причинной) связи явлений, опирается на ранее известные факты.

  1. Проанализируйте проблемную ситуацию, найдите противоречие между усвоенными знаниями и новыми фактами.
  2. Сформулируйте проблему на это противоречие.
  3. Актуализируйте теоретические знания как опору для выдвижения гипотезы.
  4. Сравни опорные знания и новые факты и сформулируй гипотезу.
  5. Анализируя средства, найди способ доказательства гипотезы.
  6. Проверь на опыте предположение.

Умение выдвигать гипотезу способствует отработке умения анализировать, сравнивать, синтезировать, формирует мыслительные операции: абстрагирование, обобщение, конкретизация. Это возможно как на индуктивном, так и на дедуктивном уровне движения мысли от незнания к знанию. В процессе проблемного познания формируются понятия, суждения, делаются умозаключения и проводятся аналогии. Форма организации работы учащихся при этом может быть различной, она зависит от изучаемой темы, уровня развития ребят, степени подготовленности их к самостоятельной деятельности. Если учащимся самим трудно осуществить процесс “построения” гипотезы, то это делает учитель, проводя их сам через все этапы познания, учащихся в этом случае привлекают лишь к разрешению отдельных частных вопросов. В более подготовленном классе или по мере формирования соответствующих умений педагог уже может системой целенаправленных заданий и вопросов подвести самих школьников к формированию гипотезы, ее обоснованию и доказательству. Преимущество проблемного метода в том, что он учит всех учащихся мыслить; многие активно участвуют в выдвижении, в проверке гипотез, высказанных одноклассниками. Те, которые предложили неверные идеи, имеют возможность убедиться в своих ошибках, а все – подискутировать, аргументировано отстаивая свою точку зрения. Таким образом, проблемный метод способствует не только развитию мышлению, но гибкости мышления школьника как необходимого компонента для творческой деятельности, поскольку помогает вырабатывать критический подход и умение вести диалог.

Литература

  1. Махмутов М. И. Проблемное обучение -М.: Педагогика, 1975г.
  2. Психология: Словарь/Под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. – М.:Политиздат,1990.
  3. Сиденко А.С. Что такое современное мышление.// Физика в школе,№5 1991.
  4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – ММ.:Педагогика,1999.
  5. Философский энциклопедический словарь.-М.:Сов. Энцикл.,1983.
  6. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии.-М.:Педагогическое общество России.
  7. Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах М.: Харвест, 1990.
  8. Конаржевский Ю.А. Анализ урока. М.:Центр “Педагогический поиск”
  9. Голин Г.М. Использование метода гипотезы в обучении физике.// Физика в школе №6 1991г.
  10. Буров В.А., Зворыкин Б.С., Покровский А.А, Румянцев И.М. Демонстрационный эксперимент по физике. Издательство “Просвещение” Москва 1988г.
  11. Рымкевич А.П. Сборник задач по физике. Москва “Просвещение” 1996г.
  12. Мякишев Г.Я. Буховцев Б.Б. Физика.:учебник для 11кл. М.-:Просвещение, 2000г.