Литературное чтение по теме "Весна" (по учебнику "Родное слово. 1-й класс". Г.М. Грехневой, К.М. Кореповой и "Хрестоматии по литературному краеведению для 1-го класса общеобразовательных учреждений", г. Омск, 2003)

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


x

Тема. “Весна”

Цели урока:

  • совершенствовать навыки чтения;
  • познакомить с творчеством омских писателей;
  • активизировать познавательную деятельность учащихся;
  • воспитывать бережное отношение к природе и патриотические чувства малой Родине.

Оборудование:

  • магнитофонная кассета с записью музыкального цикла “Времена года”;
  • репродукции картин И.Левитана “Март”, “Весна. Большая вода”, Саврасова, “Грачи прилетели”, Васнецова “Снегурочка”;
  • карточки: весна, дождь, дождик;
  • карточки-слоги: на, Вес, шая, боль, да, во, Гр, а, чи, при, ле, те, ли
  • карточки - в виде снежков: по, д, с, не, ж, ни, к
  • 3 варианта иллюстраций “Подснежника”
  • выставка книг Омских писателей “Давайте, познакомимся”.
  • портрет Т.Белозерова.

Ход урока

I. Организационный момент.

Звучит музыка из цикла “Времена года”

Учитель читает стихотворение:

Сиренью пахнет, небо ясно
Трава нежна и зелена,
И в сарафане ярко-красном
Шагает по земле… (Весна)

- Это тема нашего урока.

- Сегодня мы познакомимся с произведениями о весне Омских авторов Т.Белозерова, В. Чижова, Е.Батраченко (фамилии записаны на доске).

- Представленные на доске репродукции помогут увидеть весну глазами художников И.Левитана и Саврасова. Сравнить наши наблюдения и чувства с тем, как видят и чувствуют весну художники. С тем настроением, которое передается нам через картины.

2. Знакомство с репродукциями картин.

- Назовите 1-ый весенний месяц. (Март).

- Так называется 1-я картина, репродукцию которой вы видите. Художник Левитан.

Здесь мы видим 1-е приметы весны (Ярче солнце, прозрачнее воздух и др.)

- У меня, к сожалению, перепутались карточки-слоги.

Если их правильно составить, получим название 2-й картины Левитана.

НА, ВЕС, ШАЯ, БОЛЬ, ДА,ВО. (Весна. Большая вода).

- О чем хотел нам рассказать художник в своем произведении (Ответы детей)

- Название 3-ей картины художника Саврасова вы узнаете, если представите, что снежные комочки с написанными на них слогами растаяли. (Грачи прилетели).

ГРА, ПОД, ЧИ, СНЕЖ, ПРИ, ЛЕ, НИ, ТЕ, КИ, ЛИ, НИ.

- О каком очень важно событии рассказывает художник (Прилет грачей).

- Какие еще приметы весны вы видите на репродукциях картин художников?

- Посмотрите, ребята, там, где растаял снежок, что-то появилось из-под земли. (Учитель прикрепляет иллюстрацию подснежника).

- Что это? (1-й весенний цветок).

- Как он называется? (На комочках дети читают ПОДСНЕЖНИК).

- От какого слова дано имя цветку (Снег).

- Почему? (Появляется сразу после таяния, как будто из-под снега).

3. Чтение стихов о весне

Учитель читает стихотворение М.Соловьевой “Подснежник”:

В саду, где березки
Столпились гурьбой,
Подснежника глянул
Глазок голубой.
Сперва понемножку
Зеленую выставил ножку,
Потом потянулся
Из всех своих маленьких сил.
И тихо спросил:
Я вижу – погода тиха и ясна,
Скажите, - ведь правда,
Что это весна?

- Что вы ребята ответите Подснежнику? (Да, пришла Весна).

- Каковы ее приметы? (Ярче светит солнце, теплее его лучи, прибавляется день, тает снег, бегут ручьи, теплая погода чередуется с метелями, начинает зеленеть трава. Появляются листья, расцветают 1-е цветы. Прилет птиц.)

- Ну, а чтобы маленький Подснежник окончательно поверил, что пришла Весна, мы будем читать стихотворения о весне. Откроем хрестоматию на стр. 74.

- Ребята, что отличает стихотворение от прозы? (Рифма, ритм, образные слова).

Весною расцветает, оживает наша Омская земля,

А она богата не только природой, урожаями, нефтью, газом.

Главное богатство – это люди, которые родились на Омской земле и прославляют ее своим трудом, а наши Омские авторы своими произведениями.

4. Знакомство с омским поэтом и его произведениями.

- Имя первого автора спряталось в солнечных лучиках. Разгадайте его. (Тимофей Белозеров).

Учитель сообщает краткие биографические сведения о Т.Белозерове.

В завершении беседы: Т.Белозеров ушел из жизни, но оставил нам в наследство свои бесценные произведения (Обращение к выставке книг: “Лесной плакунчик”, “Каравай”, “Лебедушка”, “Карасик”).

-Что в нашем микрорайоне связано с именем Т.Белозерова? (Его имя носит библиотека. Мы встречались с ученицей Т.Белозерова – поэтом Татьяной Лариной.)

- Прочтите, как называется стихотворение Т.Белозерова? (“Подснежник”). Выразительное чтение стихотворения учителем (Дети следят по тексту).

- Понравилось ли Вам стихотворение? (Ответ детей).

- О ком в нем говорится? (О Снегурочке)

- Что говорится о Снегурочке? (Ответы детей)

- Почему Снегурочка плачет? (Провожает Зиму. Вслед за Зимой и Снегурочке пора уходить из леса.)

- Какое настроение вызвали у Вас эти строки? (Печальное, грустное)

- Чем стали слезы Снегурочки? (Подснежниками)

- В чем сходство Снегурочки и подснежников? (Ответы детей)

- Как Т.Белозеров мог назвать это стихотворение по-другому? (Снегурочка)

- Почему оно названо “Подснежники”? (Это главная мысль стихотворения)

- Можно ли это стихотворение сравнить со сказкой? Докажите, почему?

(Снегурочка сказочный персонаж, произошло Волшебство)

- Чем стихотворение отличается от других жанров (есть рифма, ритм)

- Назовите слова рифмы (Ответы детей)

- Постарайтесь прочитать стихотворение выразительно.

5. Работа с репродукцией Васнецова “Снегурочка”

Рассматривание картины Васнецова “Снегурочка”.

- Созвучно ли произведение художника стихотворению? Каким словом заканчивается стихотворение? (Слезы, оно несет в себе оттенок чистоты, грусти и печали).

- Посмотрите на наш Подснежник. Он совсем загрустил, наклонил головку. Что хочется сделать, когда грусть, слезы (закрыть лицо руками и низко наклонить голову).

- А когда мы еще наклоняем голову? (Когда спим).

6. Физминутка.

Раз, два, спят цветки
Вот раскрылись лепестки
Раз нагнулись, два – проснулись
Дружно к солнцу потянулись.

7. Работа со стихотворением Е. Батраченко.

- Послушайте стихотворение Е.Батраченко и ответьте на вопрос: “Кто спит?”

Выразительное чтение “Спит котенок” учителем.

- Понравилось ли стихотворение?

- Кто спит? (Котенок)

- Как его зовут? (Пушок)

8. Выборочное чтение учащимися.

- Откройте хрестоматию стр.73

- Найдите в тексте строки, которые описывают действия Котенка.

- Найти и подчеркнуть в тексте слова: НОС, ЛАПЫ, ХВОСТ. (Этих слов нет, есть слова носик, лапки, хвостик).

- Почему автор для описания котенка использует данные слова? (Чтобы показать, что котенок маленький).

- Какие из подчеркнутых вами слов слова – рифмы. (Носик - хвостик).

- Найдите еще слова – рифмы. (Бежит - лежит, ребрышки - солнышке).

2.

- Подтвердить словами из стихотворения, что котенку хорошо спится. (Разоспался, спать котенку хорошо на весеннем солнышке).

- А почему хорошо на весеннем солнышке (Оно теплее, ярче, чем зимой).

- На что похож Пушок? (На солнышко.)

- Чем? (Рыжий-рыжий)

- Почему автор дважды повторяет слово “рыжий-рыжий”?

- Чтобы показать ярко рыжий цвет.

- От этих слов сразу стало светлее, в них как - будто сияет солнышко. Каким стало настроение? (Радостным).

Подснежник наш поднял головку и подставляет свои лепестки яркому весеннему солнышку. (Учитель прикрепляет на доску 2-ой вариант иллюстрации подснежника).

А тепло весной еще так обманчиво, котенок наш хоть и греется на весеннем солнышке, но ему не жарко. Почему я сделала такой вывод? (Прячет носик в лапки, а вокруг тела лежит хвостик).

- Прочитайте стихотворение выразительно.

- Вот уже и ветерок подул.

9. Физминутка.

Дует ветер нам в лицо.
Закачалось деревцо.
Ветерок все тише, тише,
Деревцо все выше, выше”.

10. Работа с произведением В.Чижова.

- Вместе с деревом подрастает и наш подснежник.

- А что еще нужно чтобы наш подснежник окончательно вырос, набрался сил? Отгадайте загадку:

Без пути и без дороги
Ходит самый длинноногий.
В тучах прячется, во мгле,
Только ноги на земле. (Дождик)

Учитель выставляет на доске слово дождь.

Игра “День – ночь”

- Наступает ночь. День. Что изменилось. (Дождик - дождь).

- В чем отличие значений этих слов? (Ответы детей).

- Дождик весною нужен? Зачем? (Чтобы не спалило солнышко озимые нежные зеленые ростки).

- Раньше в засушливые годы люди зазывали дождик. Вот одна из детских закличек. (Читают подготовленные учащиеся).

Дождик, дождик,
Поливай -
Будет хлеба
Каравай.

- А какой дождик мы закликали? Прочитать самостоятельно на стр. 80. стихотворение омского писателя В. Чижова.

Вслух читает хорошо читающий ученик.

- От чьего имени написано стихотворение? (Автора).

- Докажите. (Похож на меня).

- Задайте мне вопросы, ответы на которые можно найти в тексте.

- Сделаем вывод, какой характер у этого дождика (веселый, игривый, радостный).

- Прочитайте стихотворение выразительно.

- Посмотрите на наш подснежник, как он изменился? (Поднял головку).

11. Итог урока

- Какие стихотворения мы сегодня прочитали? (Т.Белозерова, Е. Батраченко, В.Чижова)

-Оформите 1-ую страницу обложки книги.

1 ряд 2 ряд 3 ряд
Стихотворение Т.Белозерова   “Подснежник” Е. Батраченко “Спит котенок” В. Чижов “Дождик”

- Закончить урок мне хочется стихотворением 2 класса школы № 73 Захарова Артема:

Солнце льется в небесах,
Как красиво все в лесах!
Солнце светиться для нас,
Я любуюсь им сейчас!

- Желаю вам такого же радостного весеннего настроения. Спасибо за урок.