Профессиональное сотрудничество с семьей в воспитании и развитии детей

Разделы: Работа с родителями


Развитие ребенка в огромном мире зависит от того, как складывается его личный опыт, как и с, чем идут к нему взрослые, от того что ему самому важно и интересно.

Если мы хотим добиться наибольших успехов в воспитании и развитии детей, должны знать проблемы семьи, строить систему взаимодействия с ней. Для эффективности сотрудничества недостаточно простого информативного монологического общения Необходимо стремиться к ведению равноправного диалога с семьями дошкольников, становясь, по словам А.У.Хараша, партнерами, собеседниками, связанными отношениями соавторства, взаимной поддержки. Возводя мосты на пути к диалогу, был составлен обобщенный социальный портрет семей и определен уровень педагогической культуры родителей “Приложение 1”.

Проведенный опрос показал:

уровень педагогической культуры родителей недостаточно высокий, что сказывается в неупорядоченности воспитательных воздействий, неумении осуществлять единый подход к ребенку;

что профессиональное продуктивное сотрудничество с родителями остается актуальным.

Ощутив прилив нового профессионального интереса, к тому, как устанавливать контакт с семейным миром дошкольника, загадочным и не всегда понятным, порой, закрытым, но притягательным, из которого ребенок приходит в детский сад, и куда он уходит снова, до следующей встречи, осознавали: задача педагогического коллектива двигаться навстречу душе и разуму родителей, а не в противоположную сторону, отдаляясь от них.

В душе педагога должно быть место для родителей воспитанника, он должен понимать, что это те родители, которые нужны ребенку, что они самые лучшие: ребенок получил от них жизнь – этот драгоценный дар.

Провели опрос и среди педагогов “Приложение 2”, определяя их стартовые возможности практики общения с родителями, данные которого, помогли моделированию проекта совместной деятельности “Семья – дети – педагоги”.

Данный проект предусматривает не только формы сотрудничества с родителями, но и приобщение детей к радости творчества на основе презентации и реализации дополнительной образовательной деятельности педагогов. Участники проекта реализуют направления: “Социальное развитие”, “Здоровье и физическое воспитание”, “Художественно – речевое общение”, “Музыкально – театральное творчество”, “Экологическая культура”, “Введение в экономику”, “Изобразительное искусство”, “Основы труда”.

В процессе той или иной формы взаимодействия с родителями используются методы активизации родителей, которые направлены на возникновение интереса к обсуждаемому материалу, ассоциацией с собственным опытом, желания родителей активно участвовать в обсуждении предлагаемого материала. Методы, имеющие активизирующий характер, - это вопросы к родителям в связи с предлагаемым материалом, постановка дискуссионных вопросов, предложение родителям для обсуждения двух различных точек зрения, приведение примеров из литературных источников. На одном мероприятии можно использовать совокупность методов, например, беседу, анализ педагогических ситуаций, просмотр видеоматериалов, детских работ.

Вопросы к родителям способствуют установлению диалога с ними. Можно начать любую тему с постановки вопроса: “Какого ребенка вы считаете послушным?”, “Зачем нужна ребенку игра?”. У родителей могут быть разные точки зрения на воспитание, т.е. разногласия могут возникать по различным вопросам. Можно предложить дискуссионные вопросы: “Как применять метод “игнорирования ребенка?”, “Идти ли на уступки детям?”. Как и с детьми эффективно использовать игровые приемы. Педагог бросает мяч, тот, кто его ловит, должен дать ответ на вопрос, например: “Что вас радует в ребенке?”, “Что огорчает?”, “Что подразумевается под общением взрослого и ребенка в семье?”. Родителям можно дать микрофон и пустить по кругу, они будут высказывать свои мысли; или предложить рейтинг (ранжирование), определить по степени значимости ряд понятий: “Что для вас является главным в подготовке ребенка к школе?”, или перечислить показатели готовности, включающие нравственно – волевую, мотивационную, интеллектуальную, специальную и другие виды готовности к школе, определив, что стоит на первом, что на втором плане и, что, на последнем. Действенны небольшие задания, не требующие длительной подготовки. Так, после рассмотрения вопроса о психофизиологических особенностях ребенка, предложить понаблюдать за детьми в течение месяца, выявить, как проявляются любознательность, импульсивность и др. качества. Следующую встречу начать с обсуждения этих вопросов. Просмотр видео материалов с записью занятий, режимных моментов очень актуален в группах младшего возраста, так как родители в виду особенностей малышей не могут посещать их свободно, просмотр даст им возможность увидеть своего ребенка в новой обстановке, лучше узнать его.

Родителям не только сообщаем педагогические знания, стимулируем интерес к педагогике, проблемам воспитания, но и формируем их родительскую позицию и другие качества. Бывает так, что знания у родителей есть, но они не могут ими воспользоваться в силу отсутствия терпения, такта, ожидания мгновенных результатов, отсутствия единых требований к детям. Основным методом формирования родителей как педагогов является анализ собственной воспитательной деятельности (элементы педагогической рефлексии), способствующий развитию самооценки, умения оценивать свои подходы в воспитании, находить причины своих педагогических ошибок, неэффективность используемых методов. Для формирования этой способности рекомендуется применить инструкцию по самонаблюдению и наблюдению за ребенком. Например, предлагается понаблюдать за стилем общения с ребенком, за манерой и тоном своего общения с ним, обратить внимание на то, сколько и каких замечаний отдается ребенку, есть ли среди них взаимоисключающие, как ребенок реагирует на наказания, поощрения, строгий тон. Здесь не лишний совет: “Прежде, чем применять какой – либо метод воздействия на ребенка, постараться посмотреть на ситуацию его глазами, проследить, как ребенок понял указания, что подумал, что почувствовал. При использовании метода решения педагогических задач, родители убеждаются, что невозможно дать готовые рецепты воспитания, а только лишь общие педагогические рекомендации, которыми следует руководствоваться применительно к индивидуальности ребенка. Очень эффективен метод игрового моделирования поведения. Когда родитель вступает в игровое взаимодействие, поле его зрения на воспитательную проблему расширяется. Например, проиграть ситуации: “Успокойте плачущего малыша”, “Найдите подход к ребенку, не желающему выполнять вашу просьбу”. В условной, игровой обстановке родители получают возможность обогащать арсенал своих воспитательных методов общения с ребенком, обнаруживают стереотипы в своем поведении. Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, старается подать себя в лучшем свете, тщательно контролирует свои высказывания, подавляя спонтанность своего поведения, начинает буквально заново открывать для себя радость общения с ребенком, не только словесного, но и эмоционального. Полезно вводить упражнения на релаксацию, поскольку воспитание требует психического напряжения, важно уметь гасить его, владеть собой.

Используемые методы активизации прослеживаются в разных формах взаимодействия, которые планируются в проекте “Семья – дети – педагоги”. Предлагаем один вариант “Приложение3”

Практика показала и дала понимание того, что каждая из сотрудничающих сторон самоценна: никто не главнее и не лучше. Вклад каждой стороны в развитие и социализацию ребенка уникален.

Одной из интересных и актуальных форм сотрудничества с родителями является детско-родительская гостиная “Вместе с папой”

Приглашаем Вас в нашу гостиную для пап. Но почему “Гостиная для пап”?

На родительские собрания и другие мероприятия в основном приходят мамы и бабушки. Статистика предыдущего анкетирования убеждает в том, что дети чаще под началом женского воспитания. Знаем, что ребенку в семье необходимо как женское, так и мужское внимание. Учитывая, что по жизни женское участие и так приоритетное, мы пришли к альтернативному решению для соблюдения баланса, организовали детско – родительскую гостиную “Вместе с папой”, то есть совместное участие под девизом:

Папы, будьте вместе с нами, играйте вместе с нами!

ЦЕЛЬ: Повысить успешность социального развития ребенка на основе позитивной активности взаимодействия с отцами

Все началось с анкеты!!!

Уважаемые папы! Ответьте, пожалуйста, на вопросы в целях сотрудничества по воспитанию и развитию ваших детей.

  • Выберите, пожалуйста, те образы, которые близки Вам более других (подчеркните): мудрый отец, глава семьи, отец – кормилец, настоящий отец, занятый отец, успешный отец, лидер в семье, доступный ребенку отец, пока несостоявшийся отец, терпеливый, строгий, импульсивный и невыдержанный, чуткий и заботливый, суровый отец, всегда находящийся на работе, отдаленный отец (дополните, если хотите)____________
  • С кем чаще общается ваш ребенок в семье: с Вами, мамой, бабушкой, дедушкой, сестрой/братом, телевизором, игрушками (подчеркните)?
  • В чем, по-Вашему, заключаются функции отца в семье?
  • Сформулируйте, пожалуйста, воспитательные функции в семье, с которыми Вы справляетесь наилучшим образом ____________________________________________
  • Сколько времени Вы проводите со своим ребенком? Чем занимаетесь с ним в свободное время?
  • Просит ли Вас ребенок поиграть с ним, почитать, рассказать о чем-либо? Как часто Вы говорите своему ребенку: “Сейчас я занят, потом…” - очень часто, иногда, редко, почти никогда (подчеркните). Как поступаете, когда не можете выполнить его просьбу?
  • На Ваш взгляд, получает ли в общении с отцом ребенок что-то такое, что не может быть восполнено общением с матерью: да, нет, мать и отец во всем могут замещать и дублировать друг друга; не приходилось задумываться над эти вопросом (подчеркните выбранный ответ, при желании дайте свой)?______________________
  • Как часто говорите своему ребенку: “Я тебя люблю”, фразы, подчеркивающие ваше единство и общность : часто, иногда, редко, почти никогда (подчеркните)?
  • Как часто Вы говорите ребенку о том, что вам нравится в нем: часто, иногда, редко, почти никогда (подчеркните)?
  • Ругаете ли своего ребенка при посторонних, друзьях?
  • Какие трудности в общении с детьми?
  • Доброта или строгость являются вашими помощниками в воспитании?
  • Есть ли у Вас общие интересы и любимые занятия с ребенком?
  • Вы любите проводить отпуск с детьми или без них?

В соответствии с полученными ответами на вопрос о том, какие образы отца наиболее близки, выборы распределились:

Запись на магнитофон ответы детей и интервью мам. Интервью о папе с ребенком

- Ты любишь своего папу? За что?

- Кто с тобой больше занимается в свободное время, папа или мама?

- Чем занимаетесь в свободное время с папой?

- Чем папа занят вечерами?

- Если бы ты был(а) папой, чем бы ты помог маме дома ?

- Когда вы с папой вместе, о чем беседуете? Какие папа задает вопросы, о чем ты его спрашиваешь?

- Кем папа работает? Чем занимается на работе?

- Приходилось ли тебе слышать от папы бранные слова?

- Какой твой папа добрый или строгий?

Интервью о папе с мамой

  • Как воспринимается отцовская роль в семье (с благодарностью, поддержкой, критикой)?
  • Кто будит сына или дочь по утрам, собирает в садик?
  • Достаточно ли уделяет ребенку внимание папа?
  • Как часто занимается с ним интересным делом?
  • Показывает ли пример вредных привычек (курит ли при ребенке в комнате, сквернословит, встречается в шумной компании с друзьями)?
  • Помогает ли дома по – хозяйству?

Детско – родительская гостиная “Вместе с папой”

(Предварительная работа)

  1. Анкетирование
  2. Интервью о папе (с ребенком, мамой)
  3. Разучивание с детьми стихотворений.
  4. Оформление выставки детских рисунков на тему “Мой папа”
  5. Подготовка картинок для конкурса “Что бы это значило?”
  6. К конкурсу “Смак по – нашему” приготовить продукты.

Звучит песня “Папа может все”.

Ведущая. Сначала давайте познакомимся и пожмем руки.

Ведущая зачитывает несколько ответов детей на вопрос: “За что ты любишь своего папу?”

Мини-дискуссия. Вопросы отцам:

Как вы думаете, почему мы сегодня собрались именно в таком составе?

Какова ваша роль в семье?

Что вы считаете главным в воспитании ребенка?

Чье участие в воспитании ребенка должно быть больше: матери или отца?

(Ведущая зачитывает 2 – 3 ответа из анкет)

Ведущая. Ребенку в семье необходимо как женское, так и мужское внимание. Мать, как правило, действует на ребенка лаской, добротой. Она играет большую роль в воспитании гуманистических черт характера. А вот формирование у детей целеустремленности, настойчивости, смелости – забота отца.

Действительно, мужское отношение к миру, своему долгу, правильное понимание своего места в жизни, наконец, рыцарство (у мальчиков) способен сформировать именно отец своим примером, поступком. “Сын, ведь мы с тобой мужчины”, - тихо говорит отец, когда в автобус входит женщина. Сын, по примеру отца, моментально встает с сиденья.

Велика роль отца в подготовке детей к семейной жизни. Его надежность, чуткость по отношению к матери, бабушке, детям, стремление разделить с ними домашние заботы, сделать семейную жизнь более интересной, счастливой – все это переходит на детей. Мальчиков учит быть настоящими мужчинами и впоследствии хорошими мужьями, отцами, а дочерей побуждает сравнивать своих приятелей с отцом, предъявлять к молодым людям высокие требования.

Музыкальная пауза.

Магнитофонная запись ответов детей на вопросы:

Чем твой папа занят вечерами?

Кто с тобой больше занимается в свободное время: мама или папа?

Что ты любишь делать вместе с папой?

Чему тебя научил папа?

Ведущая обобщает ответы детей.

Маленький ребенок откровенно взывает к отцу, смотри, я слаб, ты мне так нужен.

Главное тут - не опоздать! Главное с первых дней воспитывать и в себе, и в ребенке потребность проводить как можно больше времени вместе.

Во время игр вы, не отдавая себе отчета, внушаете своему ребенку ощущение уверенности и защищенности. Ребенок идет с этими ощущениями через детство, трудную пору отрочества и вступает в юность. И на всех жизненных поворотах его поддерживает сознание, мой папа все может, все умеет.

Деловая игра “О чем бы вы поговорили?”

Такая ситуация: отец ведет из садика ребенка.

“Ну, как дела?” - спрашивает он с теплотой в голосе.

“Хорошо” - односложно отвечает сын.

“Что было на обед? – спрашивает отец. – Чем занимался? Как вел себя?”

Как вы оцениваете эту беседу. Верно, ли отец повел разговор с ребенком?

О чем бы вы начали беседовать?

Есть ли у вас трудности в общении со своими малышами? Какие?

Магнитофонная запись ответов детей на вопросы:

Кем работает отец?

Что оп делает на работе?

О чем беседуете с отцом, идя в детский сад, возвращаясь, домой?

Ведущая. Нужно завоевать доверие ребенка. Он должен сам заговорить о себе, приоткрыть свои сокровенные мысли и тайны, задать беспокоящие его вопросы. Но это возможно в том случае, если вы сами идете ему на встречу: по дороге из садика, расскажите, что тревожило вас на работе, что удалось сделать за день, вспомните людей, с которыми встречались, поделитесь заботами и мыслями, расскажите, что вас затронуло в прочитанной газете, книге.

Говорите с ребенком обо всем. Не думайте, что ваше дитя еще мало и ничего не поймет. Главное он почувствует, что вы откровенны, обращаетесь к нему, как к взрослому. Чаще спрашивайте, что нового, интересного произошло за сегодняшний день? Во что играли? Кто выиграл? У тебя есть друг? Он хороший? Почему? Расскажи, о чем эта книга? Как бы ты поступил на моем месте?

Музыкальная пауза. (Мальчики показывают музыкально-спортивный танец “Карате”, а папы экспромтом двигаются вместе с ними)

Ведущая. (Решение педагогической задачи) Представьте себе ситуацию. Отец кричит сыну: “Куда прешься весь в снегу? Мама только помыла пол…Вернись говорю!” Сын обиделся. Он сам увидел лужи на чистом полу, но так торопился к родителям, хотел рассказать, какую снежную бабу слепили во дворе. Надо ли было так кричать на ребенка?

Один ребенок поймет свою ошибку, если взять его за руку, молча вывести из кухни, чтобы отряхнуть с ног капли уличной влаги. Другому, спокойным голосом сделать замечание. Третьего поучите в шутливой форме. На каждый случай, учитывая индивидуальность ребенка. Вы должны выбрать соответствующий прием, но исключить грубость, резкие жесты, приказной тон. Иначе это все вызовет протест и ответную грубость. А.С.Макаренко большое значение придавал авторитету родителей, он писал, что не самодурство, не гнев, не крик, не упрашивание, а спокойное, деловое и серьезное распоряжение – вот, что должно быть в семье.

В воспитании должна быть мера. Чтобы ребенок был спокойным в школе, надо дать ему возможность для разрядки энергии дома. Отец должен наказывать за непослушание, иначе формируется безответственность. Но наказание без раскаяния не воспитывает. Если ребенок не понял своей вины и не хочет ее искупить – наказание ничему не научит, но может озлобить.

Выступление пожарного о правилах безопасности в быту.

Магнитофонная запись ответов детей на вопрос:

“Если бы ты был папой, чем бы помогал маме по хозяйству?”

Ведущая. Теплота, уют, покой в доме во многом зависят от матери, а ее душевное состояние – от мужа, отца. Прибавляются ли у вас обязанности в семье?

Разрешите зачитать благодарности некоторых мам за большую помощь по хозяйству, за отсутствие вредных привычек (сквернословие, курение в комнате).

Ведущая зачитывает.

Уважаемые папы! Давайте воспитывать наших детей не столько словами, подарками, новыми игрушками, сколько примером, достойным подражания.

Знайте, гордость за своих родителей – это моральный фундамент для взлета личности ребенка. Стыд за своих родителей – это тяжесть на сердце, не разрешающая набрать высоту.

Под песню “Папа может все” выходят папы и дети строить из модулей “Свой дом”.

Сценки – импровизации “Один дома”

Конкурс “Смак по – нашему” (под музыку “Папы могут все” выходят родители по желанию готовить сладкие блюда “Макаревичами – консультантами” будут наши маленькие гости)

Конкурс “Что бы это значило?” (по заготовленным плакатам – сюрпризам угадывать смысл, содержание логической загадки)

Дети зачитывают благодарности отцам.

Ведущая. Хотите скрепить дружественную встречу в нашей гостиной ароматным чаем и отведать блюда, которые приготовили папы с вашей помощью.

На прощание под мелодию “Дружба крепкая” все участники мероприятия расходятся. Еще придете в нашу гостиную, Папы?

А, Вы, как думаете, придут?

Предлагаем перспективный план работы с папами “Приложение 4”.

Данное начинание сотрудничества с папами дало положительные результаты:

  • папы более охотно посещают родительские собрания;
  • с интересом принимают участие в любых формах взаимодействия с семьей;
  • проявляют инициативу в подготовке и организации мероприятий “детско – родительской гостиной”, придумывают конкурсы;
  • с их помощью функционирует мастерская “Винтика и Шпунтика” для мальчиков.