Тема. Роль предлогов в нашей речи, раздельное написание предлогов с другими словами.
Цели.
- формировать представления о предлоге как о слове и его роли в речи;
- развивать умений писать предлоги раздельно с другими словами в предложении; развивать умения наблюдать, анализировать, обобщать; развивать внимание, память;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование. Учебники, тетради, индивидуальные табло, таблицы, предметы (пенал, карандаш), рисунки (стул, ведро), тесты, карточки со словами.
Содержание урока.
I. Актуализация опорных знаний.
1. Словарно-орфографическая работа.
а) Прочитать слова на доске: пт…нец, б…жит, по, с…дик, под, с…сна, от, до, л…тит, с…бака.
– Среди слов с пропущенными орфограммами найдите лишнее слово (С…бака).
– Почему оно лишнее? (Слово из словаря с непроверяемой безударной гласной).
– Какая орфограмма пропущена в остальных словах? (Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением)
б) Устный словарный диктант (с помощью индивидуальных табло учащиеся вставляют пропущенные буквы в словах; обратная связь – фронтально-содержательная). Называют проверочное слово.
2. Каллиграфическая минутка.
Показ учителя и письмо в тетрадях по образцу верхнего и нижнего соединений букв с буквой О:
3. Классификация частей речи.
– Прочитайте слова. Запишите их, распределив в три столбика.
Птенец, бежит, по, сосна, сидит, под, до, собака, летит, от.
(Слабоуспевающим учащимся предложены дифференцированные карточки-помошницы:
существительные | глаголы | остальные слова |
Фронтальная проверка выполненной работы. Создание проблемной ситуации.
- Прочитайте слова 1, 2, 3 столбика.
птенец | бежит | по |
сосна | сидит | под |
собака | летит | до |
от |
- По какому признаку объединены слова в столбиках? (Имена существительные, глаголы и остальные слова).
- Почему слова 3-го столбика не включили в столбик с существительными или глаголами?
(Д: существительные и глаголы – это части речи).
- Используете ли вы в своей речи слова 3-го столбика?
- Можно ли их тоже назвать частью речи?
- Какое название вы бы дали этой части речи? (Варианты ответов детей).
II. Мотивация учебной деятельности.
На все эти вопросы мы постараемся ответить на этом уроке.
III. Восприятие и осознание нового материала.
1. Работа с учебником (самоконтроль): чтение определения предлогов в учебнике на странице 132 (“Русский язык” Т.Г. Рамзаевой, 2 класс).
2. Работа со справочной литературой. Понятие предлога в словаре И.И. Срезневского: перевод с греческого “перед словом”.
3. Разрешение проблемной задачи.
– Возвратимся к словам 3-го столбика. Какая это часть речи? Что общего у данных предлогов? (Гласная О).
4. Наблюдения над предлогами.
а) работа с таблицей:
О, об, по, под, от, около. За, на, над. С, к, из, в, без. |
– Почему эти предлоги распределены на три группы?
б) работа на лексическим значение предлогов по рисунку на форзаце учебника.
5. Продолжение работы над разрешением проблемной задачи: “Для чего нужны предлоги в речи?”
а) чтение вопроса Почемучки на стр. 132;
б) составление словосочетаний с опорой на наглядность:
ручка, пенал (“ручка в пенале” - демонстрация с предметами);
ведро, стул (“ведро на стуле” - рисунок).
Вывод. – Какую роль сыграли предлоги в словосочетаниях? (Д: связали слова по смыслу).
6. Практические упражнения. Самостоятельное выполнение упражнения № 280.
Цели:
- восстановление деформированных предложений;
- наблюдения за ролью предлогов в предложении.
Вывод. Чтение правила на стр. 133.
7. Правила правописания предлогов со словами.
а) чтение вопроса Почемучки на стр. 133;
б) наблюдения по материалам упражнения;
в) вывод.
IV. Закрепление изученного материала.
1. Диктант.
Цель: развитие памяти и грамотного письма.
а) зрительный диктант:
Шёл по тропе. Белка на дереве.
(Взаимопроверка)
б) слуховой диктант:
Тихо иду по тропе. Я наблюдаю за жизнью в лесу. Вот с дерева на дерево прыгнула белка.
(Самопроверка).
- Назовите предлоги в предложениях.
- Как записали предлоги с другими словами?
- Почему в лесу нельзя кричать? (воспитательная беседа).
- Развивающие упражнения.
Цель: развитие логического мышления, внимания, коллективизма в работе (парная и групповая дифференцированная работа).
1 группа: составить скороговорку.
V. Контроль знаний.
1. Тест.
1 вариант. 1. Напиши предлоги, состоящие из одной буквы __________________ 2. Составь словосочетания с предлогами у ___________________________ на___________________________ по___________________________ 3. Дописать предложения, употребляя слова с нужными по смыслу предлогами: Молоко покупают _________________ . Мы в классе сидим ________________ . *4. Составь предложение из слов и запиши его: села, на, красивая, ветку, птичка. |
2 вариант. 1. Напиши предлоги, состоящие из двух буквы ___________________________ 2. Составь словосочетания с предлогами с ___________________________ от ___________________________ к ___________________________ 3. Дописать предложения, употребляя слова с нужными по смыслу предлогами: Собака бегала _________________ . Белка живёт ________________ . *4. Составь предложение из слов и запиши его: села, на, красивая, ветку, птичка. |
VII. Дифференцированное домашнее задание.
1 группа. Задание на карточках.
Прочитай. Спиши, вставляя нужные предлоги. … нас большой красивый класс. … окнах всегда много цветов. … стенам развешены таблицы. … доски стоит телевизор. … нашем классе всегда чисто. |
2, 3 группы – задание в учебнике: стр.133, упр. № 281.
Инструктаж по выполнению домашнего задания.
VI. Итог урока.
1) - Что такое предлог? Как пишутся предлоги?
2) Самооценка. – Оцените свою работу на уроке с помощью карточки настроений:
3) Ученик читает стихотворение.
Чудесный выдался денёк, а я учу уроки.
Я твёрдо должен знать урок: у нас учитель строгий!
И я шепчу, закрыв глаза, скрестив под стулом ноги:
“Что значит – “по”? Что значит – “за”?
И “за” и “по” - предлоги”…
А хорошо бы – за порог и мчаться по дороге!
Какой бы выдумать предлог, чтоб не учить
предлоги!