Тема урока: "Роль предлогов в нашей речи, раздельное написание предлогов с другими словами"

Разделы: Начальная школа


Тема. Роль предлогов в нашей речи, раздельное написание предлогов с другими словами.

Цели.

  • формировать представления о предлоге как о слове и его роли в речи;
  • развивать умений писать предлоги раздельно с другими словами в предложении; развивать умения наблюдать, анализировать, обобщать; развивать внимание, память;
  • воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование. Учебники, тетради, индивидуальные табло, таблицы, предметы (пенал, карандаш), рисунки (стул, ведро), тесты, карточки со словами.

Содержание урока.

I. Актуализация опорных знаний.

1. Словарно-орфографическая работа.

а) Прочитать слова на доске: пт…нец, б…жит, по, с…дик, под, с…сна, от, до, л…тит, с…бака.

– Среди слов с пропущенными орфограммами найдите лишнее слово (С…бака).

– Почему оно лишнее? (Слово из словаря с непроверяемой безударной гласной).

– Какая орфограмма пропущена в остальных словах? (Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением)

б) Устный словарный диктант (с помощью индивидуальных табло учащиеся вставляют пропущенные буквы в словах; обратная связь – фронтально-содержательная). Называют проверочное слово.

2. Каллиграфическая минутка.

Показ учителя и письмо в тетрадях по образцу верхнего и нижнего соединений букв с буквой О:

3. Классификация частей речи.

– Прочитайте слова. Запишите их, распределив в три столбика.

Птенец, бежит, по, сосна, сидит, под, до, собака, летит, от.

(Слабоуспевающим учащимся предложены дифференцированные карточки-помошницы:

существительные глаголы остальные слова

Фронтальная проверка выполненной работы. Создание проблемной ситуации.

- Прочитайте слова 1, 2, 3 столбика.

птенец бежит по
сосна сидит  под
собака  летит до
от

- По какому признаку объединены слова в столбиках? (Имена существительные, глаголы и остальные слова).

- Почему слова 3-го столбика не включили в столбик с существительными или глаголами?

(Д: существительные и глаголы – это части речи).

- Используете ли вы в своей речи слова 3-го столбика?

- Можно ли их тоже назвать частью речи?

- Какое название вы бы дали этой части речи? (Варианты ответов детей).

II. Мотивация учебной деятельности.

  • Как вы думаете, можно ли обойтись без этих маленьких слов в нашей речи?
  • Какую роль они выполняют в предложении?
  • Правильно ли вы их назвали?

На все эти вопросы мы постараемся ответить на этом уроке.

III. Восприятие и осознание нового материала.

1. Работа с учебником (самоконтроль): чтение определения предлогов в учебнике на странице 132 (“Русский язык” Т.Г. Рамзаевой, 2 класс).

2. Работа со справочной литературой. Понятие предлога в словаре И.И. Срезневского: перевод с греческого “перед словом”.

3. Разрешение проблемной задачи.

– Возвратимся к словам 3-го столбика. Какая это часть речи? Что общего у данных предлогов? (Гласная О).

4. Наблюдения над предлогами.

а) работа с таблицей:

О, об, по, под, от, около.
За, на, над.
С, к, из, в, без.

– Почему эти предлоги распределены на три группы?

б) работа на лексическим значение предлогов по рисунку на форзаце учебника.

5. Продолжение работы над разрешением проблемной задачи: “Для чего нужны предлоги в речи?”

а) чтение вопроса Почемучки на стр. 132;

б) составление словосочетаний с опорой на наглядность:

ручка, пенал (“ручка в пенале” - демонстрация с предметами);

ведро, стул (“ведро на стуле” - рисунок).

Вывод. – Какую роль сыграли предлоги в словосочетаниях? (Д: связали слова по смыслу).

6. Практические упражнения. Самостоятельное выполнение упражнения № 280.

Цели:

  • восстановление деформированных предложений;
  • наблюдения за ролью предлогов в предложении.

Вывод. Чтение правила на стр. 133.

7. Правила правописания предлогов со словами.

а) чтение вопроса Почемучки на стр. 133;

б) наблюдения по материалам упражнения;

в) вывод.

IV. Закрепление изученного материала.

1. Диктант.

Цель: развитие памяти и грамотного письма.

а) зрительный диктант:

Шёл по тропе. Белка на дереве.

(Взаимопроверка)

б) слуховой диктант:

Тихо иду по тропе. Я наблюдаю за жизнью в лесу. Вот с дерева на дерево прыгнула белка.

(Самопроверка).

  • Назовите предлоги в предложениях.
  • Как записали предлоги с другими словами?
  • Почему в лесу нельзя кричать? (воспитательная беседа).
  1. Развивающие упражнения.

Цель: развитие логического мышления, внимания, коллективизма в работе (парная и групповая дифференцированная работа).

1 группа: составить скороговорку.

V. Контроль знаний.

1. Тест.

1 вариант.

1. Напиши предлоги, состоящие из одной буквы __________________

2. Составь словосочетания с предлогами у ___________________________

на___________________________

по___________________________

3. Дописать предложения, употребляя слова с нужными по смыслу предлогами:

Молоко покупают _________________ .

Мы в классе сидим ________________ .

*4. Составь предложение из слов и запиши его:

села, на, красивая, ветку, птичка.

2 вариант.

1. Напиши предлоги, состоящие из двух буквы ___________________________

2. Составь словосочетания с предлогами с ___________________________

от ___________________________

к ___________________________

3. Дописать предложения, употребляя слова с нужными по смыслу предлогами:

Собака бегала _________________ .

Белка живёт ________________ .

*4. Составь предложение из слов и запиши его:

села, на, красивая, ветку, птичка.

VII. Дифференцированное домашнее задание.

1 группа. Задание на карточках.

Прочитай. Спиши, вставляя нужные предлоги.

… нас большой красивый класс.   … окнах всегда много цветов.   … стенам развешены таблицы.    … доски стоит телевизор.   … нашем классе всегда чисто.

2, 3 группы – задание в учебнике: стр.133, упр. № 281.

Инструктаж по выполнению домашнего задания.

VI. Итог урока.

1) - Что такое предлог? Как пишутся предлоги?

2) Самооценка. – Оцените свою работу на уроке с помощью карточки настроений:

3) Ученик читает стихотворение.

Чудесный выдался денёк, а я учу уроки.
Я твёрдо должен знать урок: у нас учитель строгий!
И я шепчу, закрыв глаза, скрестив под стулом ноги:
“Что значит – “по”? Что значит – “за”?
И “за” и “по” - предлоги”…
А хорошо бы – за порог и мчаться по дороге!
Какой бы выдумать предлог, чтоб не учить предлоги!