Цель урока: Закрепить представления о танцевальных жанрах музыки и тех жизненных ситуациях, в которых люди разных времен и народов танцуют.
Задачи урока:
- сопоставление различных танцев, выявление сходных и различных черт в их музыке; закрепление исполнительских и пластических навыков; формировать и развивать певческие навыки;
- развивать способность вслушиваться в характер музыки, размышлять, используя разнообразные виды музыкально-практической деятельности; развивать творческое мышление, внимание, память.
- воспитывать исполнительскую и слушательскую культуру.
Тип урока: закрепление пройденного материала.
Музыкальный материал: фрагменты произведений И. Штраус “Сказки Венского леса”, М. Глинка “Детская полька”, “Камаринская” (рус. нар. мелодия)
Структура урока:
I. Организация учащихся на урок.
II. Актуализация ранее полученных знаний.
III. Основной этап урока.
а) беседа;
б) слушание и анализ музыкального произведения;
в) пластическое интонирование;
г) игра “Дирижер”.
IV. Обобщение.
V. Вокально-хоровая работа.
VI. Итог.
Ход урока:
I. Организация учащихся на урок.
II. Актуализация ранее полученных знаний
III. Основной этап урока.
а) беседа:
- Сегодня на уроке мы продолжим тему “Танцы, танцы, танцы…”, будем сравнивать их, выделяя сходные и различные черты.
- Почему тема звучит именно так: “Танцы, танцы, танцы…”, а не “Танцы”. Почему ставим многоточие?
- Да, их очень много. А какие названия танцев известны вам?
- Отчего зависит это огромное многообразие танцевальной музыки?
- С какими двумя танцами мы познакомились на прошлом уроке?
б) слушание и анализ музыкального произведения:
- Сейчас вы услышите фрагменты двух произведений. Определите название и отличительные черты каждого танца.
- Как вы узнали, что первым прозвучал вальс, а не какой-то другой танец?
- Почему здесь возникает желание танцевать, плавно кружась, а не маршировать? Исполните этот танец ударами кулачков друг о друга.
- Верно, благодаря трёхдольному ритму, создается ощущение плавного кружения: раз-два-три….
- Как это движение можно показать, нарисовав в виде линии – графически? (Сначала в воздухе, затем на доске )
Раз - два – три
- Какой цветовой фон подходит к характеру танца? (Розовый, голубой, белый) Почему? (Т.к. характер нежный, ласковый)
- Где этот танец исполнялся первоначально, на ваш взгляд?
- Итак, это прозвучал вальс. Что же мы называем вальсом?
- Правильно, это бальный танец, который возник на основе народных танцев Австрии, Чехии, Германии.
- А теперь внимательно послушайте следующий танец – польку.
- Чем этот танец отличается от вальса? Приготовьте кулачки и “простучите” его ритмический рисунок.
- Можем ли мы здесь плавно кружиться? Почему?
- Здесь другой ритм – двухдольный: раз-два…
- Какие танцевальные движения хочется делать под эту музыку? (Подскоки, маленькие прыжки, острые и резкие движения).
- Как это можно показать графически – в виде линии? (Сначала в воздухе, затем на доске)
Раз - два
- Какой цветовой фон сюда больше подойдет? (Желтый, оранжевый). Почему? (Т.к. характер озорной, игривы,. радостный).
- Где этот танец исполнялся первоначально? (Деревенский, сельский танец чешского народа).
- - Так какой же танец мы называем полькой? (Это деревенский, сельский танец чешского народа, для которого характерны подскоки, маленькие прыжки, озорной игривый характер).
- Итак, чем отличаются эти два танца – вальс и полька? А что их объединяет?
в) пластическое интонирование:
- Сейчас вы услышите новый для вас танец. Послушайте и покажите в своих движениях, как вы чувствуете этот танец? (Плясовые движения в быстром темпе)
г) игра “Дирижер”
- Представим, что каждый из вас сейчас дирижер.
- Каким дирижерским жестом вы покажите характер этого произведения?
- Как это движение можно показать, нарисовав в виде линии – графически? (Дети показывают на доске)
- Прослушав это произведение, вы почему-то не делаете тех же движений, что в польке и вальсе… Прежде чем ответить на этот вопрос, приготовьте кулачки и “простучите” ритмический рисунок при повторном прослушивании. (Учитель показывает на доске )
Раз – и - два – и
- Какой цветовой фон подойдет к характеру этого танца?(яркие и сочные цвета) Почему? (Радостная, плясовая).
- Как вы думаете, кем и где этот танец исполняется? (Рус. нар. танец)
- Эта русская народная плясовая быстрого, увлекательного движения называется – камаринская.
IV. Обобщение
V. Вокально-хоровая работа.
- Послушайте вступление песни. Какие танцевальные движения вам хочется делать здесь? (Джазовые движения в остром ритме)
- Завершить урок хотелось бы этой песней.
VI. Итог.
Учитель отмечает активность, внимательность ребят на уроке, их правильные и интересные ответы.
- Спасибо вам за активную работу, внимание и доброе отношение. Было приятно с вами сегодня работать.
- Урок окончен. Всего вам доброго. До свидания.