Создание и организация адаптационного центра в ДОУ

Разделы: Работа с дошкольниками


К вопросу здоровья стали обращаться не сегодня и не вчера. Ещё Сократ сказал: “Здоровья – не всё, но всё без здоровья - ничто”. Дошкольный возраст – особенно важный и ответственный период, когда происходит перестройка функционирования многих систем организма. Пластичность и высокая лабильность, организма дошкольников определяет высокую чувствительность к воздействию факторов внешней среды. Сравнительный анализ выявил неблагоприятную тенденцию показателей здоровья детей – дошкольников. Количество детей с хронической патологией увеличилось в 2 раза. А количество детей, не имеющих отклонений в состоянии здоровья, снизилось в 3 раза. Детский сад посещает только 5-6 % детей практически здоровых, т.е. имеющих первую группу здоровья. Конечно же, педагоги нашего сада, медики; как и все пытались, решать вопросы оздоровления и проведения профилактической работы с детьми. В ДОУ разработана Программа “Растим здорового ребенка”, которая дала определенные результаты, но работа по данной программе не всегда устраивала нас, не было взаимосвязи в работе между педагогами. Одни и те же мероприятия проводились два раза и более, что не всегда адекватно воспринималось детьми. То есть подтвердились слова И. Сеченова “Ребенок всегда прав. Не правым может быть только взрослый, чья программа ребенку не интересна”. Кроме этого ни для, кого не является секретом, как порой в группах возникают конфликты между детьми, родителями, если в коллективе есть гиперактивные, агрессивные, тревожные, состоящие на “Д” учете дети.

Возникало и возникает масса проблем в адаптационный период. И для того, чтобы решать проблемы сообща, а не каждый в отдельности в 2003 г. мы организовывали социально - психолого-физический адаптационный центр. Задачами, которого являются:

  • Содействие полноценному развитию ребенка на каждом возрастном этапе, содействие, формированию у них способности к саморегуляции.
  • Создание условий, для обеспечения индивидуального подхода к каждому ребенку через работу с педагогами, уделяя внимание в период адаптации.
  • Осуществление психофизического сопровождения развития детей.
  • Профилактика и участие в преодоление отклонений в психическом и физическом развитии ребенка.
  • Содействие педагогическим работникам, родителям в развитии полноценной личности.

Основными направлениями работы Центра являются:

  • Профилактика дезадаптации детей, поступающих в ДОУ.
  • Профилактика нарушений у детей психомоторных функций.
  • Профилактика и коррекция нервно-психических отклонений у детей.

Работой Центра охвачены следующие группы детей:

  • Логопедические (речевые) группы.
  • Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата.
  • Дети ЧДБ.
  • Дети, состоящие на “Д” учете (это гиперактивные дети, агрессивные, тревожные и диагнозом ММД).

В работе Центра принимают активное участие: педагог – психолог, медики детского сада, инструктор по физической культуре, воспитатель по ритмике, музыкальные руководители, руководитель театр-студии, воспитатели групп, заместитель заведующего и конечно заведующий ДОУ. За период работы Центра все дети прошли тест-контроль, а именно была проведена диагностика особенностей психического и физического развития, анкетирование родителей, а затем дети были осмотрены врачами специалистами: невропатологом, лор врачом, хирургом, ортопедом, окулистом, кардиологом. Особое внимание было уделено детям группы риска. После осмотра детей с педиатром дошкольного отдела поликлиники были определены группы детей для проведения коррекционной работы. Вся проводимая работа еще раз заставила нас взглянуть по-новому на некоторые аспекты, например: наши педагоги не всегда были готовы работать и проводить коррекционную работу с детьми, имеющими нервно-психические отклонения, а так же были проблемы в организации работы с детьми в адаптационный период. Большое значение мы уделяем адаптации детей. И это не случайно т.к. основным критерием оценки здоровья являются адаптивность, т.е. стойкость к невзгодам, выносливость, работоспособность, психическая и физическая адаптивность.

Адаптивный человек редко совершает ошибку, а, совершив ее, не повторит снова.

Для этого были проведены педагогические часы, консультации для педагогов по темам:

  • “Организация работы с детьми в адаптационный период”.
  • Что должен знать педагог об агрессивных детях.
  • Организация работы с гиперактивными детьми.
  • Тревожные дети, – какие они?

Кроме этого проводилась работа и с родителями по выше названным темам. Результатом работы стало взаимопонимание не только между педагогами и родителями, но самое главное между родителями и детьми. Были организованы консультации в Психолого-неврологическом центре для родителей, которые помогли нам обратить внимание родителей на особенности развития детей. Для педагогов и родителей проведены семинары – практикумы по проведению аутотреннингов, психотреннингов, психогимнастики. Родители частые гости и участники проведения занятий по профилактике плоскостопия, логоритмике, игротреннингов, которые организуют и проводят наши педагоги.

По итогам работы Центра за 2003 – 2004 и 2004 – 2005 учебные года мы видим, что в прошлом году детей с дезадаптацией выявлено – 2 человека, в этом учебном году - нет с дезадаптацией. Сняты с учета по плоскостопию 2 ребенка, с “Д” учета – 3 детей. А вот детей взятых на учет в Адаптационный центр увеличилось:

  2003 – 2004 уч. год 2004 – 2005 уч. год
Нарушение опорно-двигательного аппарата (плоскостопие) 30 детей 36 детей
ЧДБ 15 детей 16 детей
Дети, стоящие на “Д” учете 18 детей 22 детей

Начиная с 2004 – 2005 учебного года нами разработана и оформлена папка Мониторинга здоровья детей ДОУ, где представлены результаты диагностик, графики по следующим разделам:

  • адаптационный период;
  • физическое развитие детей;
  • нервно – психическое развитие детей;
  • речевое развитие старших дошкольников.

Спасибо за внимание.