Описание изготовления ёлки.
Прежде всего нужно сделать основание ёлочки. Можно использовать следующие варианты:
A) намотать на проволочный каркас шесть семь слоев газетной бумаги, обильно промазывая каждый слой клейстером или обойным клеем (см. приложение 1, рис. а);
Б) сделать из картона конус, укрепить его газетной бумагой в несколько слоев способом “папье - маше” (см. приложение 1, рис. б);
B) сшить из ткани и набить ватой чехол в форме груши.
В центр всей конструкции вставляется заостренная деревянная палка, диаметром 1-1,5 см. В верхней части заостренная палка выступает над каркасом на 2 см., в нижней части на 15-20 см. • для закрепления ёлки на подставке - основании. Подставка-основание должна быть достаточно массивной, чтобы обеспечить устойчивость. Это может быть ведерко, в него насыпают землю и втыкают нижнюю часть каркаса ёлки. Можно сделать подставку - основание из толстого куска дерева диаметром 30 см.
Затем каркас обматывают, варианты:
A) тесьмой;
Б) двумя слоями марли;
B) тонкой, редкой мешковиной.
Затем с помощью густого клея ПВА (густой клей ПВА можно получить, если оставить на 30-40 мин. на воздухе, налив его в небольшую емкость), крепим сосновые шишки начиная снизу. сначала крупные, а затем более мелкие.
Последней в верхней части ёлки закрепляют самую красивую шишку, насаживая её на выступающий острый конец. Можно сохранить естественный цвет шишек, а можно покрасить их в зелёный, серебристый цвет. Законченную работу лучше покрыть прозрачным лаком, это улучшит её внешний вид и сделает долговечной.
Разработка занятия по ручному труду (с детьми 6-7 лет).
Проводится в 2 этапа.
Тема: “Мы ёлочку сделаем сами, смастерим своими руками”
I этап
Предварительная работа:
- Экскурсии в лес и парк.
- Наблюдения в живой и неживой природе.
- Сбор природного материала.
- Использование тактильных дощечек.
- Чтение художественной литературы.
Материал:
- Готовый каркас ёлки с подставкой-основанием сделанный воспитателем.
- Крупные, средние и мелкие сосновые шишки.
- Кусок тонкой, редкой мешковины или марля.
- Мука, тёплая вода для приготовления клейстера.
- Старая газетная бумага для “папье-маше”.
- Гуашь зеленого цвета, кисточки.
Цели:
- Расширять представления детей об окружающем мире, продолжать знакомит с народными
- обычаями.
- Научить детей мастерить с удовольствием, развивать фантазию, воображение, творческие
- способности.
- Развивать сенсомоторные навыки, мелкую моторику рук.
- Воспитывать у детей чувство коллективизма, учить видеть результаты и значимость
- коллективного труда.
- Воспитывать бережное и заботливое отношение к природе.
- Стимулировать игровую ситуацию.
Ход занятия
Воспитатель загадывает детям загадку.
Что же это за девица?
Не швея, не мастерица.
Ничего сама не шьёт,
А в иголках целый год. (Елочка)
Воспитатель предлагает детям вспомнить особенности ели, по которым её можно выделить среди других деревьев: её ветви покрыты зелёными иголками: она похожа на пирамиду, вверху ветки короткие, внизу - длинные .
Воспитатель читает текст.
Декабрь - студень - стужайло, год кончает. Наступают самые весёлые детские праздники -Новый год и Рождество. В дома стучится Дед Мороз, приносит подарки в большом мешке. Везде наряжаю люди к его приходу красавицу – ёлочку. Почему именно это дерево под Рождество радует нас своим праздничным нарядом? Древняя легенда рассказывает о том. что когда все деревья преподнесли в дар маленькому Христу свои яркие цветы и сочные плоды, ель хотела отдать ему свои жёсткие смоляные шишки. Ведь больше у неё ничего не было! Деревья подняли её было на смех, но малыш Христос сказал, что ему дорог любой подарок, если он идет от сердца. В знак своей признательности повелел он с тех пор быть ели вечнозелёной и украшаться каждый год под рождество. На Руси украшать ёлки под Рождество повелел Пётр I. Вот и теперь её пушистые, увешанные игрушками ветви собирают нас на светлый праздник.
Вопросы детям
- Какие праздники мы отмечаем в конце декабря и начале января?
- Почему в конце года украшают именно ёлку?
- Кто из русских царей ввел на Руси обычай украшать на Новый Год ёлку?
Воспитатель. Праздники уже приближаются, а у нас с вами нет ёлочки.
Что же делать нам, как быть?
Где же ёлку раздобыть?
Так давайте в лес пойдём и там ёлочку найдём.
Только есть одна загвоздка,
В этот лес попасть непросто,
Нет там места для людей,
А есть только для зверей
Может, выхода и нет?
Есть друзья, но то секрет
Я его вам расскажу
И что делать подскажу.
Ёлочку рубить не будем! Мы ёлочку сделаем сами Смастерим своими руками. Воспитатель. Ребята, а почему бы вы не стали рубить ёлочку?
Игра ТРИЗ “хорошо - плохо” (она красива и полезна: выделяет смолистые вещества, которые убивают микробов; в хвойных лесах строят санатории для оздоровления людей; если все люди будут рубить ёлки, лесов не останется; звери погибнут и т.д.)
Воспитатель. Я предлагаю вам самим смастерить своими руками прекрасную, необычную ёлочку, с помощью сосновых шишек.
- Рассматривание детьми иллюстрации - образца с изображением ёлки ( конечный результат,см. приложение 1, рис. г)
- Воспитатель показывает каркас ёлки, дети показывают её строение руками, определяют какого она будет цвета. Воспитатель объясняет что основание ёлки надо укрепить, чтоб оно было устойчивым, а укреплять его будут дети, способом “папье-маше”.
- Вместе с детьми завариваем клейстер
- Дети делятся на две подгруппы
- подгруппа детей красит шишки
- подгруппа детей наклеивает кусочки бумаги в несколько рядов на основание ёлки способом “папье-маше”.
- Во время работы проводятся физкульт минутки, пальчиковые игры (см. приложение 2).
Затем дети меняются местами работы.
Даю положительную оценку труду детей, которое побуждает к продолжению выполнения работы.
Воспитатель, в свободное от занятий время обтягивает ёлку тонкой мешковиной, дети наблюдают. Крепление шишек - процесс очень трудоёмкий, требует от детей выдержки, поэтому работу можно закончить в свободное, вечернее время.
II этап
Воспитатель. Сегодня мы продолжим мастерить своими руками нашу чудесную ёлочку, будем крепить на основание сосновые шишки, начиная снизу, сначала крупные, а затем более мелкие, с помощью волшебного клея ПВА.
- Текст для рассказа “Про клей...”
Белый клей ПВА строг, но справедлив. Он очень спокойный, даже медлительный. Посмотрите, как он медленно течет. Он ужасно не любит торопиться. Если человек, работая с этим клеем, спешит, старается всё сделать побыстрее, кое как, то работа получается неаккуратная и некрасивая. Но если человек делает всё спокойно, внимательно - клей ему помогает. А когда он высыхает, все неаккуратности и некрасивости, если они есть, исчезают. Вот он какой клей ПВА.
Объяснение И" показ воспитателя как правильно наклеивать шишки.
Совместная работа воспитателя и детей.
По окончанию работы воспитатель даёт положительную оценку коллективного труда, давая каждому ребёнку почувствовать и пережить радость от личного участия в общем деле. Воспитатель. Её в лесу всегда найдёшь Пойдём гулять и встретим: Стоит колючая, как ёж, Зимою в платье летнем. А к нам придёт под Новый Год -Ребята будут рады Хлопот весёлых полон рот Готовим ей наряды
Воспитатель
Её в лесу всегда найдешь
Пойдем гулять и встретим:
Стоит колючая, как ёж,
Зимою в платье летнем.
А к нам придет под Ноиый Год –
Ребята будут рады
Хлопот веселых полон рот
Готовим ей наряды.
Дети читают возле ёлочки стихи, водят вокруг неё хороводы. На следующем занятии делаем для ёлочки новогодние игрушки из природного и бросового материалов. После праздников ёлочка занимает своё место в уголке природы.