Работа по ручному труду с природным и бросовым материалом

Разделы: Работа с дошкольниками


Описание изготовления ёлки.

Прежде всего нужно сделать основание ёлочки. Можно использовать следующие варианты:

A) намотать на проволочный каркас шесть семь слоев газетной бумаги, обильно промазывая каждый слой клейстером или обойным клеем (см. приложение 1, рис. а);

Б) сделать из картона конус, укрепить его газетной бумагой в несколько слоев способом “папье - маше” (см. приложение 1, рис. б);

B) сшить из ткани и набить ватой чехол в форме груши.

В центр всей конструкции вставляется заостренная деревянная палка, диаметром 1-1,5 см. В верхней части заостренная палка выступает над каркасом на 2 см., в нижней части на 15-20 см. • для закрепления ёлки на подставке - основании. Подставка-основание должна быть достаточно массивной, чтобы обеспечить устойчивость. Это может быть ведерко, в него насыпают землю и втыкают нижнюю часть каркаса ёлки. Можно сделать подставку - основание из толстого куска дерева диаметром 30 см.

Затем каркас обматывают, варианты:

A) тесьмой;

Б) двумя слоями марли;

B) тонкой, редкой мешковиной.

Затем с помощью густого клея ПВА (густой клей ПВА можно получить, если оставить на 30-40 мин. на воздухе, налив его в небольшую емкость), крепим сосновые шишки начиная снизу. сначала крупные, а затем более мелкие.

Последней в верхней части ёлки закрепляют самую красивую шишку, насаживая её на выступающий острый конец. Можно сохранить естественный цвет шишек, а можно покрасить их в зелёный, серебристый цвет. Законченную работу лучше покрыть прозрачным лаком, это улучшит её внешний вид и сделает долговечной.

Разработка занятия по ручному труду (с детьми 6-7 лет).

Проводится в 2 этапа.

Тема: “Мы ёлочку сделаем сами, смастерим своими руками”

I этап

Предварительная работа:

  1. Экскурсии в лес и парк.
  2. Наблюдения в живой и неживой природе.
  3. Сбор природного материала.
  4. Использование тактильных дощечек.
  5. Чтение художественной литературы.

Материал:

  1. Готовый каркас ёлки с подставкой-основанием сделанный воспитателем.
  2. Крупные, средние и мелкие сосновые шишки.
  3. Кусок тонкой, редкой мешковины или марля.
  4. Мука, тёплая вода для приготовления клейстера.
  5. Старая газетная бумага для “папье-маше”.
  6. Гуашь зеленого цвета, кисточки.

Цели:

  • Расширять представления детей об окружающем мире, продолжать знакомит с народными
  • обычаями.
  • Научить детей мастерить с удовольствием, развивать фантазию, воображение, творческие
  • способности.
  • Развивать сенсомоторные навыки, мелкую моторику рук.
  • Воспитывать у детей чувство коллективизма, учить видеть результаты и значимость
  • коллективного труда.
  • Воспитывать бережное и заботливое отношение к природе.
  • Стимулировать игровую ситуацию.

Ход занятия

Воспитатель загадывает детям загадку.

Что же это за девица?
Не швея, не мастерица.
Ничего сама не шьёт,
А в иголках целый год. (Елочка)

Воспитатель предлагает детям вспомнить особенности ели, по которым её можно выделить среди других деревьев: её ветви покрыты зелёными иголками: она похожа на пирамиду, вверху ветки короткие, внизу - длинные .

Воспитатель читает текст.

Декабрь - студень - стужайло, год кончает. Наступают самые весёлые детские праздники -Новый год и Рождество. В дома стучится Дед Мороз, приносит подарки в большом мешке. Везде наряжаю люди к его приходу красавицу – ёлочку. Почему именно это дерево под Рождество радует нас своим праздничным нарядом? Древняя легенда рассказывает о том. что когда все деревья преподнесли в дар маленькому Христу свои яркие цветы и сочные плоды, ель хотела отдать ему свои жёсткие смоляные шишки. Ведь больше у неё ничего не было! Деревья подняли её было на смех, но малыш Христос сказал, что ему дорог любой подарок, если он идет от сердца. В знак своей признательности повелел он с тех пор быть ели вечнозелёной и украшаться каждый год под рождество. На Руси украшать ёлки под Рождество повелел Пётр I. Вот и теперь её пушистые, увешанные игрушками ветви собирают нас на светлый праздник.

Вопросы детям

  • Какие праздники мы отмечаем в конце декабря и начале января?
  • Почему в конце года украшают именно ёлку?
  • Кто из русских царей ввел на Руси обычай украшать на Новый Год ёлку?

Воспитатель. Праздники уже приближаются, а у нас с вами нет ёлочки.

Что же делать нам, как быть?
Где же ёлку раздобыть?
Так давайте в лес пойдём и там ёлочку найдём.
Только есть одна загвоздка,
В этот лес попасть непросто,
Нет там места для людей,
А есть только для зверей
Может, выхода и нет?
Есть друзья, но то секрет
Я его вам расскажу
И что делать подскажу.

Ёлочку рубить не будем! Мы ёлочку сделаем сами Смастерим своими руками. Воспитатель. Ребята, а почему бы вы не стали рубить ёлочку?

Игра ТРИЗ “хорошо - плохо” (она красива и полезна: выделяет смолистые вещества, которые убивают микробов; в хвойных лесах строят санатории для оздоровления людей; если все люди будут рубить ёлки, лесов не останется; звери погибнут и т.д.)

Воспитатель. Я предлагаю вам самим смастерить своими руками прекрасную, необычную ёлочку, с помощью сосновых шишек.

  • Рассматривание детьми иллюстрации - образца с изображением ёлки ( конечный результат,см. приложение 1, рис. г)
  • Воспитатель показывает каркас ёлки, дети показывают её строение руками, определяют какого она будет цвета. Воспитатель объясняет что основание ёлки надо укрепить, чтоб оно было устойчивым, а укреплять его будут дети, способом “папье-маше”.
  • Вместе с детьми завариваем клейстер
  • Дети делятся на две подгруппы
  1. подгруппа детей красит шишки
  2. подгруппа детей наклеивает кусочки бумаги в несколько рядов на основание ёлки способом “папье-маше”.

Затем дети меняются местами работы.

Даю положительную оценку труду детей, которое побуждает к продолжению выполнения работы.

Воспитатель, в свободное от занятий время обтягивает ёлку тонкой мешковиной, дети наблюдают. Крепление шишек - процесс очень трудоёмкий, требует от детей выдержки, поэтому работу можно закончить в свободное, вечернее время.

II этап

Воспитатель. Сегодня мы продолжим мастерить своими руками нашу чудесную ёлочку, будем крепить на основание сосновые шишки, начиная снизу, сначала крупные, а затем более мелкие, с помощью волшебного клея ПВА.

  • Текст для рассказа “Про клей...”

Белый клей ПВА строг, но справедлив. Он очень спокойный, даже медлительный. Посмотрите, как он медленно течет. Он ужасно не любит торопиться. Если человек, работая с этим клеем, спешит, старается всё сделать побыстрее, кое как, то работа получается неаккуратная и некрасивая. Но если человек делает всё спокойно, внимательно - клей ему помогает. А когда он высыхает, все неаккуратности и некрасивости, если они есть, исчезают. Вот он какой клей ПВА.

Объяснение И" показ воспитателя как правильно наклеивать шишки.

Совместная работа воспитателя и детей.

По окончанию работы воспитатель даёт положительную оценку коллективного труда, давая каждому ребёнку почувствовать и пережить радость от личного участия в общем деле. Воспитатель. Её в лесу всегда найдёшь Пойдём гулять и встретим: Стоит колючая, как ёж, Зимою в платье летнем. А к нам придёт под Новый Год -Ребята будут рады Хлопот весёлых полон рот Готовим ей наряды

Воспитатель

Её в лесу всегда найдешь
Пойдем гулять и встретим:
Стоит колючая, как ёж,
Зимою в платье летнем.
А к нам придет под Ноиый Год –
Ребята будут рады
Хлопот веселых полон рот
Готовим ей наряды.

Дети читают возле ёлочки стихи, водят вокруг неё хороводы. На следующем занятии делаем для ёлочки новогодние игрушки из природного и бросового материалов. После праздников ёлочка занимает своё место в уголке природы.