Логопедическое занятие по теме: "Хлеб" для детей подготовительной группы

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели:

1. – уточнить знания детей о том, кто делает хлеб, где и из чего: из каких зерновых культур получают муку;

  • познакомить с различными видами хлеба и хлебобулочных изделий;
  • уточнить какую форму имеют различные изделия.

2. – подбор прилагательных к существительному хлеб;

  • упражнение в употреблении существительных Т.п., в падежном и предложном согласовании, образовании относительных прилагательных;
  • познакомить с орфоэтической нормой употребления слова торт.

3. – воспитывать бережное отношение к хлебу, к труду тех людей, благодаря которым хлеб появился на нашем столе.

Оборудование: репродукция картин Шишкина “Рожь”, иллюстрации СС изображением пира, застолья, засушенные колоски ржи, пшеницы, метелки овса. Початок кукурузы, виды хлеба и хлебобулочных изделий, четные палочки, сюжетные картинки для сопровождения беседы “Хлеб – наше богатство”.

Предварительная работа:

  • рассматривание репродукции картины Шишкина “Рожь”;
  • беседа “Откуда хлеб пришел”;
  • экскурсия в хлебобулочный магазин;
  • изготовление хлебобулочных изделий из соленного теста для сюжетно – ролевых игр;
  • разучивание стихов и пословиц о хлебе.

Ход занятия

1. Рассматривание репродукции картины “Рожь”, иллюстрации с изображением пира, застолья.

Логопед: Посмотрите на репродукцию Кто может вспомнить название картины и фамилию ее художника?

Когда – то человек попробовал зерна, и они ему понравились. Человек тал растирать зерна камнями и так появилась мука. Затем человек научился печь из муки хлеб. Сначала хлеб был пресным, а затем люди придумали заквашивать тесто и получился вкусный, пышный хлеб. Без хлеба не обходилось ни одно застолье. Дорогих гостей встречали солью и хлебом. Раньше пекли только ржаной хлеб. Говорят: “Ржаной хлеб пшеничному родной батюшка”. Как вы понимаете смысл этой пословицы? Закройте глаза, вдохните аромат ржаного и пшеничного хлеба. Попробуйте их на вкус.

2. Рассматривание засушенных колосков ржи и пшеницы, метелки овса, початок кукурузы.

Рассмотрите. Как называются эти растения?

Ответы детей.

Обратите внимание, что говорят колосья ржи и пшеницы, метелка овса, початок кукурузы. Что схожего в этих растениях? Да, верно, все эти растения дают зерно и поэтому называются зерновыми культурами. Из них готовят хлеб.

3. Выкладывание колоса пшеницы четными палочками.

4. Игра “Назови какой, какая, какое?”

Хлеб из ржи – ржаной.

Хлеб из пшеницы – пшеничный.

Каша из пшена – пшенная.

Каша из овса – овсяная.

Каша из ячменя – ячневая.

Каша из кукурузы – кукурузная.

Каша из гречихи – гречневая.

Поле с рожью – ржаное.

Поле с пшеницей – пшеничное.

Поле с овсом – овсяное.

Поле с ячменем – ячменное.

Поле с кукурузой – кукурузное.

Поле с гречихой – гречишное.

Поле с просом – просяное.

5. Игра “Доскажи словечко”

Логопед: Доскажите словечко, изменив слово хлеб по смыслу.

Я знаю пословицу о ….

Мама купила пшеничный ….

Дети едят суп с …

Ваня пошел в магазин за …

Я не люблю есть суп без ….

У меня дома нет …

6. Физминутка. Дети встают в круг и показывают то, о чем говорится в стихотворение:

Вырос в поле дом
Полон дом зерном
Стены позолочены
Ставни заколочены
Ходит дом ходуном
На столбе золотом.

7. Беседа “Хлеб – наше богатство”.

Хлеб – наше богатство, в него вложен труд многих людей. Посмотрите на картины. Какой путь прошел хлебный колосок, чтобы превратиться в пышный каравай на нашем столе.

Говорят: “Хлеб всему голова”.

Кто знает пословицы о хлебе и труде (Кто не работает – тот не ест. Не трудиться – хлеба не добиться. Хочешь есть калачи – не лежи на печи.).

Действительно:

Хлеб ржаной, батон и булки
не добудешь на прогулке
Люди хлеб в полях лелеют
Сил для хлеба не жалеют.

8. Рассматривание выставки натуральных хлебобулочных изделий.

Какие хлебобулочные изделия вам знакомы, а какие нет?

Какие изделия имеют прямоугольную форму? Квадратную? Круглую?

9. Составление предложений.

Выберите, кого бы вы хотели угостить и чем, и составьте предложение. Например: Я угощу Таню тортом.

Обратите внимание, что правильно говорить тортом, торты.

10. Чаепитие.