Урок математики в 1-м классе по сказкам А.С. Пушкина

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • работать над автоматизацией умения выполнять сложение и вычитание вида + 1, + 2.
  • формировать умение решать задачи на нахождение нахождения суммы и остатка.
  • воспитывать любовь к литературе.

ХОД УРОКА

I. Актуализация опорных знаний учащихся

1. Индивидуальная работа.

Вставь пропущенные знаки и числа: (Д)

5 . … = 4
7 . …= 4
. 2 = 8
9 . … = 7

Сравни: (У)

7 + 1 * 9
4 – 2 * 3 У
6 – 3 * 4
10 * 8

Заполни пропуски: (Б)

2. Арифметический диктант.

Ученики записывают в тетрадях ответы.

  • Какое число получится, если 4 увеличить на 2?
  • Запишите число предшествующее числу 5.
  • Первое слагаемое 3, второе слагаемое 2. Чему равна сумма?
  • 3 уменьшите на 2.
  • Какое число на 1 больше, чем 8?
  • 1 увеличьте на 2.

– Давайте расставим числа в том порядке, в каком у вас записаны они в тетрадях. Тогда и узнаете какое слово здесь зашифровано.

5 9 6 4 1 3
ш и П у к н
6 4 5 1 9 3
П у ш к и н

– Скажите, кем был А.С. Пушкин?

– А.С. Пушкин написал много сказок. Некоторые из них мы вспомним сегодня на уроке.

– А теперь давайте проверим задания, которые выполняли ребята у доски. За каждое выполненное задание будет открываться буква.

ДУБ

(На доске появляется рисунок дуба с предметами используемыми в сказках А. С. Пушкина)

– Одна из поэм А. С. Пушкина “Руслан и Людмила” начинается следующими словами:

У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом…

II. Формирование умения решать задачи

1. Решение задач с нехваткой данных в условии задач или с отсутствием вопроса.

– Как называется сказка А. С. Пушкина, в которой одним из главных героев была рыбка? (“Сказка о рыбаке и рыбке”.)

– Рыбка принесла для вас задание и просит решить задачу.

Старик закинул 2 раза невод, а потом закинул невод ещё 1 раз.

– Кто может решить эту задачу? (Это не задача, так как нет вопроса.)

– Поставьте вопрос к задаче и решите её. (Решение записывается в тетрадь)

– У рыбки есть ещё одна задача для вас.

Старик ходил 3 раза с поклоном к рыбке. Потом сходил ещё несколько раз. Сколько раз ходил к рыбке с поклоном старик?

– Кто может решить эту задачу? (Это не задача, так как не хватает данных в условии задачи.)

– Правильно, давайте добавим необходимое число в условие и решим задачу.

Старик ходил 3 раза с поклоном к рыбке. Потом сходил ещё 2 раза. Сколько раз ходил к рыбке с поклоном старик?

Решение задачи. Проверка. После того, как дети решают задачу, им предлагается проверить в тексте сказки: сколько раз старик ходил с поклоном к рыбке. Дети находят, что он просил корыто, избу, чтобы старуха стала столбовою дворянкой, вольною царицей и владычицей морской.

– Давайте посмотрим, что ещё висит на нашем дубе? Из какой сказки А. С. Пушкина зеркальце? (“Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях”.)

– Кто помнит, чем пыталась убить мачеха Царевну?

– Почему она хотела это сделать? (Мачеха очень завидовала Царевне.)

– Давайте решим задачу.

В корзине у Царицы лежало 6 яблок. 1 яблоко взяла Царевна. Сколько яблок осталось в корзинке?

Анализ и решение задачи.

III. Формирование навыка вычитания и сложения 1 и 2

– Из какой сказки эта белочка с орешками? (“Сказка о царе Салтане…”/)

– Давайте поможем белке разгрызть орешки. Пощёлкаем вместе с белкой орехи. Для этого запишем примеры в тетрадь и решим их.

5 + 2 =
4 – 1 =
6 – 1 =
7 + 2 =
9 – 2 =
3 + 1 =

– На какие две группы можно разделить все эти примеры?

– В какую одну группу они входят? (Равенства.)

IV. Формирование геометрических представлений

– На чём царь Салтан отправился в путь к князю Гвидону в гости? (На корабле.)

– Посмотрите из каких геометрических фигур состоит этот кораблик? (Кораблик состоит из ломаных прямых линий.)

– Как называется ломаная линия красного цвета? (Незамкнутая ломаная линия.)

– Как называется ломаная синего цвета? (Замкнутая ломаная линия.)

V. Итог урока

1. Обобщение

– Чем вы сегодня занимались на уроке?

– Чему учат сказки А. С. Пушкина?

2. Рефлексия

– Какое задание понравилось больше всего?

– Какое задание вызвало затруднение?

– С каким настроением уходите с урока?