Применение проектов в образовании

Разделы: Информатика


Активное и динамичное развитие информационных технологий требует перестройки учебного процесса, использования инновационных подходов к образованию.

Проблемы, которые предстоит решать современным школьникам в недалеком будущем, уже сейчас могут быть осознаны как ориентиры для обучения и создания обучающих программ сегодня. Свободное владение компьютерной техникой, умение работать в Интернет и самостоятельно создавать новые ресурсы – все это уже сейчас необходимо знать школьникам для того, чтобы получить достойную профессию и стать востребованными членами общества.

Компьютер дома – сейчас уже не редкость. И родителям, потратившим немалые деньги на его приобретение, хочется видеть, что ребенок не только играет на компьютере, но и с его помощью умеет делать что-то полезное.

Особое место в работе со школьниками занимает проектный подход. Впервые метод проектов в образовании был предложен американскими педагогами в конце XIX века и рассматривался ими как способ обучения решению практических задач и возникающих при этом проблем.

В нашей стране в 20-30 годы XX века этот метод связывали с всесторонним развитием личности учащихся и внедряли его как универсальный метод обучения. Через некоторое время стало происходить разрушение классно-урочной системы и от него отказались.

В середине девяностых годов XX века, в связи с обновлением отечественного образования, российские педагоги вновь обратились к методу проектов как одному из способов обучения, позволяющему реализовать педагогические принципы единства теории и практики, развития личности и подготовки ее к жизни и труду, интегрировать знания и умения, полученные учащимися при изучении различных школьных дисциплин. В настоящее время выполнение учащимися проектов становится важной частью учебного процесса не только в образовательной области “Информатики и ИКТ”, а вообще во всех школьных дисциплинах.

Наша задача дать ученику необходимые знания, чтобы он умел справиться со многими проблемами, которые могут встретиться.

Предлагая ему выполнить проект, после изучения определенной темы, мы, тем самым, даем ему возможность в сотрудничестве с преподавателями, другими ребятами, справиться с поставленной задачей. Получение навыков работы идет незаметно для учеников, они выполняют не скучные задания преподавателей, а создают собственный продукт. При этом используют максимум знаний, полученных на занятиях, а также узнают много нового.

По числу участников проекты можно разделить на индивидуальные и групповые, по продолжительности – на краткосрочные (выполняются на одном или нескольких занятиях) и долгосрочные (полугодие, год).

Создавать проекты учащиеся могут на стандартных уроках, занятиях по проектной деятельности, уроках-конференциях, интегрированных уроках, на факультативных занятиях и пр. Этот метод обучения наиболее эффективно реализует межпредметные связи. Очень хорошо если удается использовать интегрированные уроки, на которых достигаются цели и реализуются задачи по двум и более предметам.

Деятельность по созданию любого проекта можно разделить на следующие этапы:

  • выдвижение идей, выбор темы и планирование работ;
  • оценка интеллектуальных и материальных возможностей, необходимых для выполнения проекта;
  • сбор и обработка информации;
  • организация и поэтапное выполнение проекта с учетом требований экологии, дизайна, эргономики;
  • оценка проекта;
  • защита проекта.

На различных этапах проектной деятельности для поиска информации, проектирования, оформления документации, презентации проекта и др. могут быть использованы компьютерные программные средства: системы поиска: Rambler, Yandex, “Энциклопедия Кирилла и Мефодия” - для получения информации; 3Dland – при моделировании; графические редакторы, визуальная архитектура, системы автоматизированного проектирования: ADEM, КОМПАС – для составления проектной документации (схемы, карты, чертежи); текстовые редакторы, электронные таблицы – для оформления пояснительных записок и проведения экономических расчетов; программа подготовки презентаций Power Point – для защиты проектов; Flash – для создания анимации и многие другие.

Работа над проектом “Сайт по физике” (Приложение 1).

Проект выполнен учеником 11 класса в 2004-2005 учебном году.

Проект состоит из введения (описываются преимущества изучения учебного материала с помощью компьютера), общей части (возможности HTML языка для создания электронных учебников), специальной части (лекция по теме “Атомные электростанции и их опасность”), теста и заключения (Итак, мы видим, что будущее учебных заведений стоит за компьютеризацией процесса обучения... Это позволит давать одинаковые знания детям всей страны…).

Главное в проекте – специальная часть и тест. При создании проекта были поставлены цели – сделать теорию красивой и интересной, побудить учащихся самим применять новые информационные технологии для создания подобных проектов.

В проекте реализованы межпредметные связи между информатикой и физикой.