Урок проведен с детьми, обучающимися во втором специальном (коррекционном) классе VII вида. У детей задержка психического развития, осложненная речевыми нарушениями. В письменных работах учащихся наблюдаются ошибки, связанные с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа, синтеза, пространственных представлений и проявляются в заменах и искажениях букв. Чаще заменяются графически сходные рукописные буквы, состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве (в – д, б – д, т – ш).
На уроке логопед упражняет детей в анализе состава и структуры графического знака, в синтезе его из элементов. Учащиеся проводят сравнительный анализ букв. Первоначально реконструкция букв происходит в наглядно-действенном плане, затем по представлению. При переходе к рукописному шрифту дети упражняются в записи чередующихся элементов букв, смешиваемых по кинетическому сходству: по образцу, по инструкции – с постепенным убыстрением темпа.
При дифференциации букв б – д основная задача логопеда – научить школьников выделять “опорные” сигнальные признаки, отличающие смешиваемые буквы и обозначаемые ими звуки.
В работе наблюдается последовательность:
- выделение звука из слова,
- определение сигнального признака артикулемы,
- соотнесение звука с графемой,
- контроль правильности выбора,
- запись буквы.
Поэлементная запись букв проводится с проговариванием.
Вашему вниманию предлагается урок на тему: “Дифференциация звуков [б], [б’] - [д], [д’]; букв б – д”.
Цель урока: “Различение букв б – д на письме и при чтении”.
Учитель-логопед вместе с детьми решали следующие задачи урока:
- Развитие зрительно-пространственных представлений.
- Развитие зрительно-моторных координаций.
- Закрепление дифференциации букв б – д на письме и при чтении.
- Развитие навыков фонематического анализа и синтеза.
- Совершенствование памяти, внимания, конструктивной деятельности.
- Формирование оптической дифференцировки, представления о связи звука и буквы.
- Развитие пространственных представлений, способности вести руку по необходимой траектории.
- Развитие функции стереогноза, способности планировать свое движение.
Материалы, необходимые для проведения урока: зеркала, образец-таблица с прописными буквами б – д, картинки – силуэты белки и дятла; мозаика, карточки с заданиями, цветные карандаши, тетради, ручки.
Этапы урока
1 этап
– организационный момент.Время на проведение: 2 мин.
Развитие зрительно-моторных координаций.
Игра “Кто внимательный?”. Игра заключается в следующем: учащимся показывают таблички с изображением геометрических фигур, а внутри – элементы букв б и д и буквы б и д. Логопед просит детей запомнить, что изображено на табличках, убирает их и предлагает нарисовать изображение по памяти. При взаимооценке (под руководством логопеда) обращается внимание на несоответствие размера, неправильные соотношения штрихов, элементов букв, расположение их в геометрической фигуре, нечеткость линий и т.п. (рис. 1, приложение 1).
2 этап
– актуализация знаний, полученных детьми на прошлых уроках.Время на проведение: 7 мин.
– Учащимся предлагается отгадать загадку:
Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой,
А в рыжей шубке летом. (Белка)
– Рассмотреть картинку-силуэт “белка”. (рис. 2, приложение 1)
– Кто видит букву в силуэте белки? (б)
– Какой первый звук в слове “белка”? [б’]
– В слове-отгадке определяется первый звук и соотносится с буквой. [б’]
– Уточнение артикуляции [б]. Работа перед зеркалом: произнести и охарактеризовать звук [б].
Звук [б] согласный, звонкий, парный, взрывной, бывает твердым и мягким. Преграда – сомкнутые губы.
При звуке [б] губы образуют смычку, которая с шумом прорывается воздушной струей, выходящей изо рта, при этом кончик языка упирается в нижние зубы.
При звуке [б] связки вибрируют. Логопед просит учащихся приложить тыльную сторону ладони к шее, чтобы проверить это. Обращается внимание детей на положение органов артикуляции при произнесении данного звука.
– Загадка: Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу. (Дятел)
– Определяется первый звук в слове-отгадке и соотносится с буквой.
– Рассматривание картинки-силуэта “дятел”. (рис. 2, приложение 1).
– При внимательном рассмотрении картинки какую букву видим? (д).
Уточнение артикуляции звука [д’]. Произнести и охарактеризовать звук [д]. Работа перед зеркалом.
Звук [д] – согласный, звонкий, парный, взрывной, бывает твердым и мягким. Преграда – кончик языка упирается в десны верхних резцов (д – десны).
3 этап – сообщение темы урока. Время на проведение: 1 мин.
– Сегодня мы с вами будем учиться различать рукописные буквы б и д.
К магнитной доске крепится табличка (рис. 3, приложение 1). Учитель-логопед работает у доски с классом.
4 этап
– начало работы над новым материалом. Время на проведение: 1 мин.– Сопоставление звуков [б] -[д] по артикуляции.
– Общее: звонкие, взрывные, мгновенные согласные.
– Разное: место преграды: б – губы, д – десны.
– Перед зеркалом учащиеся наблюдают за особенностями артикуляции этих звуков, за изменением места образования звуков: [б] и [д].
Эмоциональная разгрузка, визуализация букв Б, Д (к доске прикреплена картинка-силуэт белки и дятла). (рис. 2, приложение 1).
Дети пальцем пишут буквы б и д в воздухе, проговаривая элементы букв.
Буква б вписывается в силуэт белки, а буква д – в силуэт дятла.
Вывод: звук [Б] – “взрываются” губы, буква б – хвост белки (вверх); звук [Д] - язык упирается в десны; буква д – хвост дятла (вниз).
5 этап
– восприятие визуального образа букв, визуальное узнавание букв, выделение букв Б –Д, слогов, слов с этими буквами из текста.Время на проведение: 12 мин.
– Посмотрите на букву б. Из каких элементов состоит эта буква? (Из полуовала и закругленной линии вверх, вправо, как хвост у белки.)
– Посмотрите на букву д. Из каких элементов она состоит? (Из полуовала и петли.)
– Где расположена петля по отношению к полуовалу в букве д? (Внизу и справа, как хвост у дятла).
– Значит, чем же похожи буквы д и б?
– Чем различаются эти буквы?
– Чтение слогов, слов (таблица выполнена в рукописном варианте).
ба-да |
ада-аба |
дыни |
труба |
бо-до |
ода-оба |
боты |
следы |
бу-ду |
уда-уба |
дело |
трудно |
бы-ды |
ады-абы |
бумага |
арбузы |
– Поэлементная запись букв б, д с проговариванием. Запись слогов по заданию логопеда. Дети проговаривают, какую букву они пишут, направления элементов букв.
– Работа с карточкой. Вписать пропущенные буквы “б” и “д”. На партах лежат образцы правописания букв “б” и “д”. Сначала ученики обводят эти буквы по контуру, затем проговаривают слова, определяют, какую букву нужно вставить в слово. В случае затруднения обращаются к логопеду.
*орога |
зага*ал |
вез*е |
ра*ота |
ре*ро |
*рызги |
при*ежал |
*енёк |
з*есь |
– Списать слова, дописывая элементы букв по опорным точкам.
6 этап – физминутка. Время на проведение: 1 мин.
– Давайте посмотрим, что делает белочка. (Координация речи с движением. Развитие мелкой моторики.) (Дети выполняют движения по тексту с соответствующей интонацией и доброжелательно-шутливой мимикой. Текст дети знают наизусть, проговаривают вместе с логопедом.)
Сидит белка на тележке, |
(Хлопки ладонями и удары
кулачками друг о друга опеременно.) |
– Послушаем песню дятла, подпоем ему.
Все время стучу, |
(Постукивание пальцами о
стол. |
7 этап – закрепление умений и навыков, полученных на уроке.
Время на проведение: 14 мин.
– Учащимся предлагают ряд предметных картинок: радуга, барабан, обезьяна, одежда, дорога, бабушка. Дети их последовательно называют, запоминают названия. При повторном назывании выделяют в словах звуки [б], [д]. В тетрадях записывают “шифровки” (д, бб, б, дд, д, бб).
– Следующее задание: составить предложения со словосочетаниями, записать их в тетрадь. Буквы б-д выделить разным цветом.
Душистый ландыш. Зубная боль. Ягоды рябины. Дождливый день. Голубое небо. Трудная задача. Большие сугробы.
– На карточках учащимся дают предложения для чтения, анализа и записи:
Летом
Летом братья были у бабушки и дедушки в деревне. Недалеко бежала быстрая речка Бобровка. Дети любили удить рыбу до самого обеда. А вечером ребята работали на огороде.
8 этап – итог урока.
Время на проведение: 1 мин.
– Получение обратной связи от детей.
– Оценка работы учащихся.
– Что нового узнали на уроке?
– Выложите буквы “б” и “д” из мозаики.
– Что больше всего понравилось на уроке?
Коррекционная работа на уроке проводилась с использованием игровых приемов, упражнений, направленных на закрепление связи между фонемой – артикулемой – графемой – кинемой.