Цели урока:
- Проследить понимание интонационного родства трех видов искусств:
- музыки, живописи, литературы на примере произведений: Ф. Шуберта, Т. Хренникова, А. Цой, Д. Кедрина, М. Ю. Лермонтова и в репродукциях картин.
- Воздействовать на эмоции учащихся средствами искусства и на их основе совершенствовать умения осознанного высказывания на заданную тему (музыкальности, образности стиха; поэтичности, образности музыки; музыкальности и поэтичности живописи), развивая образное мышление.
- Воспитывать любовь и уважение к женщине-матери.
Художественно-педагогическая идея урока:
“Живопись дает образ и мысль, и нужно создать в своем воображении настроение. Поэзия слова дает мысль, и по ней нужно создать образ и настроение, а музыка дает настроение, и по ней надо создать мысль и образ”. Н. А. Римский-Корсаков
Ход урока
У.: - Вчитайтесь в высказывание Н. А Римского-Корсакова и скажите, как вы его понимаете? Согласны ли вы с его выводами и почему?
“ Живопись дает образ и мысль, и нужно создать в своем воображении настроение. Поэзия слова дает мысль, и по ней нужно создать образ и настроение, а музыка дает настроение, и по ней надо создать мысль и образ”. Н. А. Римский-Корсаков
Д.: (ответы ребят)………………………………….
У.: Хорошо, попробуйте создать образ и настроение по стихотворению, которое перед вами и я его сейчас прочитаю (чтение учителем стихотворения ярко, призывно, фанфарно).
“Колыбельная Светланы”
Лунные поляны
Ночь, как день, светла…
Спи, моя Светлана,
Спи, как я спала…
В уголок подушки
Носиком уткнись…
Звезды, как веснушки,
Мирно смотря вниз.
Догорает свечка,
Догорит дотла…
Спи, мое сердечко,
Ночь, как день светла”.
У.: - Что вызвало такое возбуждение, смех, радость? В чем моя ошибка, смогли ли вы правильно воссоздать образ и настроение?
У.: - Правильно, в моем чтении не присутствовали интонации покоя, сонливости, тишины, покоя, мягкости, тишины.
У.: - Какие слова передают нам интонацию тишины, покоя, ночи; приведите примеры из текста.
Д.: - Ночь светла, лунные поляны, спи, звезды как веснушки, носиком уткнись.
У.: - Кто попытается правильно передать эти чувства в своем чтении? (Читают несколько человек, выбираем лучшего).
У.: - Какая картина появилась в вашем воображении? Поделитесь ею, нарисуйте ее словами.
У.: - Ребята, если бы вы сочиняли музыку к этим поэтическим строчкам, то какой жанр вы бы выбрали?
(на доске выбор музыкальных жанров: опера, сюита, симфония, песня, концерт, марш)
У.: - Какой будет эта песня и как бы вы ее назвали?
У.:-Я с вами согласна, а кто поет колыбельные очень часто?
У.:- Колыбельная песня – это как бы своеобразное выражение любви матери к своему ребенку.
Слушание “Колыбельной Светланы” на музыку Т. Хренникова
(исполнение учителя)
У.: - Какими чувствами наполнился класс и ваши души во время звучания песни?
У.: - Как пришли эти ощущения через средства музыкальной выразительности?
- В какой картине звучит колыбельная песня? Докажите свое мнение (рассматриваем картинный ряд) (приложение №2)
Вокально-хоровая работа над первым куплетом песни.
У.: - Какой дирижерский жест можно использовать при исполнении?
- Над чем нам нужно работать?
Д.: - Мягкость исполнения, напевность, широтой, крепким дыханием.
Задачи вокально-хоровой работы:
- кантилена
- крепкое дыхание
- четкая дикция
- создание лирического образа
Исполнение ребят по фразам и заключительное исполнение первого куплета.
У.: - Какими красками передал композитор, и художник состояние души Мамы?
- Как часто вы говорите своим мамам добрые и нежные слова, какие они?
- Какие черты объединяют образ всех мам?
У.: - Вы все знаете, что дом держится на маме, она стирает, гладит, работает на даче, но вы ни кто не сказал, что у нее грубые жесткие руки, хотя она много работает, а какие они?
У.: - Какое у нее сердце, ведь не даром о нем слагают стих, легенды. С одной из таких легенд я хочу вас познакомить.
Сердце. Д. Кедрин
Дивчину пытает казак у плетня:
“Когда ж ты, Оксана, полюбишь меня?
Я саблей добуду для крали своей
И Светлых цехинов, и звонких рублей!
Дивчина в ответ, заплетая косу:
“Про то мне ворожка гадала в лесу.
Пророчит она: мне полюбится тот,
Кто матери сердце мне в дар принесет.
Не надо цехинов, не надо рублей,
Дай сердце мне матери старой твоей.
Я пепел его настою на хмелю,
Настоя напьюсь и тебя полюблю!”
Казак с того дня замолчал, захмурел,
Борща не хлебал, саламаты не ел.
Клинком разрубил он у матери грудь
И с ношей заветной отправился в путь:
Он сердце ее на цветном рушнике
Коханой приносит в косматой руке.
В пути у него помутилось в глазах,
Входя на крылечко, споткнулся казак.
И матери сердце, упав на порог,
Спросило его: “Не ушибся, сынок?”
У.: - Изменилось ли ваше внутреннее состояние?
- Что в этом стихотворении вас потрясло больше всего?
У.: - Каким вы видите образ матери? Приведите примеры из текста.
Д.: - Мама о нем заботится, стол полон явств: борщ, саламаты. Когда споткнулся, она спросила, не ушибся ли он.
У.: - Изменились ли чувства матери к сыну после его поступка?
У.: - Обратимся снова к картинному ряду. Слышали выражение “Зеркало души”, что им является?
Д.: - Глаза
У.: - Всмотритесь в глаза матерей на представленных в картинах. Найдите созвучие красок интонации стиха с картинами. Какие они? Докажите. (приложение №2)
У.: - Откуда приходит чувство беды в стихах?
Д.: - Образ Оксаны и сына.
У.: - Как Д. Кедрин показывает образ сына? Найдите в тексте подтверждение.
Д.: - “Мохнатая” рука.
У.: - Зверь в человеческом обличии. Пожалеет ли он когда-нибудь о своем поступке?
У.: - В какой песне есть боль потери близкого человека – Мамы?
У.: - Чтобы вы никогда не потеряли свою маму, берегите ее! А напоминать вам об этом будет эта песня.
Концертное исполнение песни “Мама” А. Цой
У.: - Вслушайтесь в чарующие звуки музыки, и подумайте Мама для всех нас самый дорогой и святой человек, как вы думаете, где должен появиться портрет наших мам в картинном ряду к мирским, т. е. смертным образам женщин или святым, которые смотрят на нас с икон. (приложение №1 и приложение №2)
Звучит “Аве Мария” Ф. Шуберта (без слов фрагмент)
У.: - Чем наполнила ваши души такая музыка? Какой оставила след в сердце?
У.: - Куда стремиться интонация мелодии в произведении?
Д.: - Вверх и вширь
У.: - На доске появляется рисунок креста.
- Где может звучать такая мелодия?
Д.: - Ее звучание напоминает храмовую музыку
У: - Какой образ родился в вашем воображении?
У.: - Так куда мы поместим портрет наших мам?
У.: - Я согласна с вами между образами святых женщин и мирских, потому что она для нас святая, но она смертная, то есть мирская.
У.: - Как вы думаете, слова добавят красоту к этой прекрасной музыке?
- Предлагаю под звучание этой музыки, которую написал Ф. Шуберт и называется она “Аве Мария” нарисовать красками красоту сердца мамы на сердечках, которые лежат перед вами на столе. В итоге у нас получится одно большое сердце наших мам, которое мы поместим на доске.
Слушание со словами “Аве Мария” Ф. Шуберта (фрагмент)
У.: - Что предали слова этому произведению?
Д.: - Появилось чувство мольбы и просьбы обращенное к кому-то свыше.
У.: - Вы правы это мольба прекрасной девушки Эллен к деве Марии, чтобы она защитила ее любимого не от злых духов, а от злых людей. Эта песня родилась у Ф. Шуберта, когда он прочитал поэму Вальтера Скотта “Айвенго”.
Это произведение звучало в исполнении Робертино Лоретти, которому было 13 лет, когда он его спел.
У.: - Кто эта такая Мария?
У.: - Святая женщина, святая богородица, которая с самого рождения своего сына знала, что он будет страдать за наши людские грехи.
Заключительное слово учителя:
У.: - Обязательно ли слушателю знать язык того народа, на котором звучит музыка?
У.: - Вы правы музыка – это чувства, переданные через звуки, которые рождают в нашем воображении мысль и образы. Живопись дает образ и мысль, и нужно создать в своем воображении настроение. Поэзия слова дает мысль, и по ней нужно создать образ и настроение.
У.: -Чей образ мы сегодня рассматривали на уроке?
Д.: - Образ мамы
У.: - Сейчас, зажжем свечи, каждого из вас я прошу подумать о вашей маме, я думаю, она почувствует, что кто-то ее вспомнил, кто-то о ней подумал. Будьте добрее друг к другу, берегите своих близких. Откройте свои сердца для искренней, нежной любви к ближнему и ко всем кто вас окружает, а музыка, живопись и поэзия вам в этом помогут.
Заключительное слушание произведения “Аве Мария” при свечах.