Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие зажатости, обучение чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирования, сочинительства. Все это дает театрализованная деятельность. Являясь наиболее распространенным видом детского творчества, именно драматизация, “основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями”.
Первый блок – это упражнения-тренинги.В него включены:
Артикуляционные упражнения.
Цели: развитие гибкости и подвижности отдельных частей речевого аппарата; совмещение движений артикуляционного аппарата и кистей рук (биоэнергопластика).
Движение тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределения биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, а также развивает координацию движений и мелкую моторику.
Тренировка губных мышц.
Упражнение 1. “Веселый пятачок”:
- на счет “раз” сомкнутые губы вытягиваются вперед, как пятачок у поросенка; на счет “два” губы растягиваются в улыбке, не обнажая зубы;
- сомкнутые вытянутые губы (пятачок) двигаются сначала вверх и вниз, вправо и влево;
- пятачок делает круговые движения сначала в одну сторону, затем в другую.
(закончить упражнение – фыркнуть как лошадка.)
Упражнение 2. “ Щеточка”.
- нижние губы касаются верхней губы и легко почесывают ее, затем тоже движение делают верхние зубы, касаясь нижней губы. Кисть руки неподвижна. Ладонь вверх – двигаются только пальцы. Ладонь вниз – двигаются только пальцы.
Зарядка для шеи и челюсти.
Упражнение 1.
- наклонять голову то к правому, то к левому плечу, затем катать ее по спине и груди.
Упражнение 2. “Удивленный бегемот”.
- отбросить резко вниз нижнюю челюсть, рот при этом открывается широко и свободно.
Упражнение 3. “Зевающая пантера”.
- нажать двумя руками на обе щеки в средней части и произнести “вау, вау, вау”, подражая голосу пантеры, резко опуская нижнюю челюсть, широко открывая рот, затем зевнуть и потянуться.
Тренировка мышц языка.
Упражнение 1.
И. п. – рот открыт, язык лежит плоско у нижних резцов. На счет “раз” язык поднимается за верхние зубы. На счет “ два” язык опускается в исходное положение. Повторить 5 – 6 раз.
Кисть руки – движение ладонью вверх вниз.
Упражнение 2.
И. п. – рот полуоткрыт, язык лежит плоско у нижних резцов. На счет “раз” коснуться кончиком языка левого уголка губ. На счет “два” - правого. Эти движения повторяются 5 – 6 раз без перерыва; при этом необходимо следить, чтобы рот не закрывался, и нижняя челюсть не двигалась. Кисть руки – ладонь параллельна столу, пальцы вместе, двигается только ладонь синхронно с языком.
Интегративная отработка элементов интонационной выразительности.
(мелодика, темп, ритм, тембр речи, фразовое и логическое ударение и паузация.)
Цели: отработка четкого произношения звуков, развитие слухового восприятия, внимания и памяти, обучение детей изменять темп, тембр речи.
- работа со скороговоркой;
- упражнения на мимику, жесты и движение;
- упражнения на определения эмоционального состояния на слух и по схематическим изображениям.
Работа со скороговоркой.
Игра “Ручной мяч”.
Ведущий подбрасывает мяч и называет имя ребенка. Тот должен быстро подбежать, поймать мяч и произнести любую скороговорку.
Скороговорка для коллективной работы: (на доске)
У четырех черепашек по четыре черепашонка.
Работа в паре.
- произнесите, четко артикулируя каждый звук;
- поработайте со скороговоркой по схеме:
произнесите:
- медленно;
- быстро;
- с восклицательной интонацией;
- с вопросительной интонацией;
- громко;
- тихо;
Коллективная работа.
- произнесите скороговорку, делая ударение на каждом слове поочередно.
Упражнения для развития выразительности мимики, жестов и движений (ритмопластика)
Упражнение 1. “ Бабушка Маланья”.
Цели: развивать внимание, воображение, находчивость, умение создавать образы с помощью мимики, жеста, пластики.
Ход игры. Дети берутся за руки и идут по кругу, в центре которого – водящий; дети поют потешку, и выполняют движения.
У Маланьи, у старушки, |
(Идут по кругу и поют) |
Жили в маленькой избушке |
|
Семь дочерей, семь сыновей, |
|
Все без бровей! |
(Останавливаются и с помощью мимики и |
С такими глазами, |
Жестов изображают то, о чем говорится |
С такими ушами, |
в тексте.) |
С такими носами, |
|
С такими усами, |
|
С такой головой, |
|
С такой бородой… |
|
Ничего не ели, |
(Присаживаются на корточки и одной |
Целый день сидели. |
Рукой подпирают подбородок.) |
На нее глядели, |
|
Делали вот так… |
(Повторяют за ведущим любой жест) |
Упражнение 2. “Пальма”
Цель: напрягать и расслаблять попеременно мышцы рук в кистях, локтях и плечах.
Ход игры:
“Выросла пальма большая – пребольшая”: правую руку вытянуть вверх, потянуться за рукой, посмотреть на руку.
“Завяли листочки”: уронить кисть.
“Ветви”: уронить руку от локтя.
“И вся пальма”: уронить руку вниз.
Упражнение повторить левой рукой.
Упражнение 3. “Зеркало”
Цель: формировать у детей воображение, выразительные средства мимики, жестов, движений.
Встаньте парами. Повернитесь лицом друг к другу. Сейчас один из вас будет “зеркалом”: надо повторять все движения того, кто стоит перед “зеркалом”. Старайтесь движения повторять точно.
Затем поменяйтесь: зеркало станет ребенком, а ребенок – зеркалом.
Упражнение 4. “Зонтик”
Цель: формировать у детей воображение, выразительные средства мимики, жестов, движений.
Представьте себе, что пошел дождь. Нужно открыть зонтик, а он никак не открывается – вы сосредоточенны и огорчены.
Но вот зонтик открылся, и вы стоите под зонтиком. Вдруг налетел сильный ветер и стал вырывать у вас из рук зонтик. Еще чуть-чуть – и зонт улетит. Вы сопротивляетесь, тянете зонт к себе.
Ветер стих, дождь кончился, вы складываете зонт и улыбаетесь.
Работа с пиктограммой.
Игра “Зашифрованные письма”.
Цель. Развитие способностей определять эмоциональное состояние по схематическим изображениям и объединять разные изображения единым сюжетом.
В класс приносят письма: в каждом письме мимически изображено по 2 – 3 эмоциональных состояния, и их надо расшифровать. Каждой группе вручается по письму, и они должны рассказать, что они “прочитали” в своем письме.
Творческие игры со словом.
Игра. “Похожий хвостик”.
Цель. Учить детей подбирать рифмы к словам, пластически изображать подобранное слово.
Ход игры. Дети распределяются на группы по 3 человека, каждой из них предлагается слово, к которому надо подобрать рифму (слово с похожим хвостиком) и изобразить эти слова с помощью пантомимы.
Слова: шишка, ватрушка, майка, ложка, цветок, бочка, гром – гном, кот – бегемот, рыбка – скрипка.
Второй блок – это приемы, направленные на формирование креативного мышления.Творчество немыслимо без фантазии и воображения. Используя сказочную тематику, для развития воссоздающего и творческого воображения, были взяты следующие приемы:.
- Бином фантазии;
- Салат из сказок;
- Сказочный треугольник.
Первый прием: “Бином фантазии”.
Для работы необходимо использовать два набора картинок:
- Картинки с изображением животных;
- Картинки с изображением предметов.
Из каждого набора наугад берут по одной картинке и, соединяя слова – обозначения при помощи предлогов или изменения падежа, придумывают предложение, которое и будет служить названием будущей сказки.
Второй прием: “ Салат из сказок”.
Это удивительное блюдо можно получить самыми разнообразными способами.
- Объединение (объединяются названия нескольких знакомых сказок)
- Опорные слова. Этот прием очень похож на “бином фантазии”, но в то же время несколько отличен от него. Из разных сказок вычленяют несколько опорных слов, например:
- цветок, ласточка, крот, жаба, девочка, нора;
- фея, мачеха, принц, туфелька, тыква;
- кот, людоед, замок, мешок, сапоги.
Затем из каждого ряда берут по одному – два слова и на их основе придумывают новую сказку.
Третий прием: “Сказочный треугольник”.
Дети делятся на три группы. Первая группа ребят выбирает любого доброго героя сказки, вторая – любого злого сказочного персонажа, а третья какой – либо пейзаж (космический, лесной, городской и т. д.). После того как будет сделан выбор, дети объединяются в творческие тройки и на основе своих выбранных персонажей придумывают сказку и разыгрывают ее в лицах (по желанию). Обязательным условием является присутствие в сказке злого героя.
Третий блок – “Сказка развивает руки”Не случайно говорится “Когда я слушаю – узнаю, когда делаю – запоминаю”
Детям предлагается что-то сделать: вырезать, склеить, изобразить сказку схематично или методом пиктографии, показать эпизод текста с помощью мимики и жестов. Вот некоторые приемы, наиболее часто повторяемые:
- объемная аппликация – мнется аппликационная бумага, немного распрямляется, из нее вырезается контур предмета, слегка наклеивается, затем, в случае необходимости, дорисовывается;
- пальцевая живопись – рисунок выполняется с помощью красок пальцами или кулачками.
- рисование на мокрой бумаге – смачивается кусок ваты или поролона, затем с их помощью влага ровно наносится на бумагу. Рисуется предмет густой краской;
- волшебный рисунок – вначале рисунок наносится контурно, с помощью восковой свечи, а затем сверху покрывается краской: контуры как бы проявляются;
- монотопия – рисунок наносится кистью и краской на целлофан, затем целлофан переворачивается и прижимается к бумаге;
- “живая капля” - большая капля краски вместе с бумагой наклоняется в различные стороны. Полученный рисунок по необходимости обводится или дорисовывается;
- коллаж – в рисунке используется сразу несколько вышеперечисленных методов плюс открытки, ткани, природный материал.