Занятие театральной студии "Арт-фантазия"

Разделы: Внеклассная работа


Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие зажатости, обучение чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирования, сочинительства. Все это дает театрализованная деятельность. Являясь наиболее распространенным видом детского творчества, именно драматизация, “основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями”.

Первый блок – это упражнения-тренинги.

В него включены:

Артикуляционные упражнения.

Цели: развитие гибкости и подвижности отдельных частей речевого аппарата; совмещение движений артикуляционного аппарата и кистей рук (биоэнергопластика).

Движение тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределения биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, а также развивает координацию движений и мелкую моторику.

Тренировка губных мышц.

Упражнение 1. “Веселый пятачок”:

  • на счет “раз” сомкнутые губы вытягиваются вперед, как пятачок у поросенка; на счет “два” губы растягиваются в улыбке, не обнажая зубы;
  • сомкнутые вытянутые губы (пятачок) двигаются сначала вверх и вниз, вправо и влево;
  • пятачок делает круговые движения сначала в одну сторону, затем в другую.

(закончить упражнение – фыркнуть как лошадка.)

Упражнение 2. “ Щеточка”.

  • нижние губы касаются верхней губы и легко почесывают ее, затем тоже движение делают верхние зубы, касаясь нижней губы. Кисть руки неподвижна. Ладонь вверх – двигаются только пальцы. Ладонь вниз – двигаются только пальцы.

Зарядка для шеи и челюсти.

Упражнение 1.

  • наклонять голову то к правому, то к левому плечу, затем катать ее по спине и груди.

Упражнение 2. “Удивленный бегемот”.

  • отбросить резко вниз нижнюю челюсть, рот при этом открывается широко и свободно.

Упражнение 3. “Зевающая пантера”.

  • нажать двумя руками на обе щеки в средней части и произнести “вау, вау, вау”, подражая голосу пантеры, резко опуская нижнюю челюсть, широко открывая рот, затем зевнуть и потянуться.

Тренировка мышц языка.

Упражнение 1.

И. п. – рот открыт, язык лежит плоско у нижних резцов. На счет “раз” язык поднимается за верхние зубы. На счет “ два” язык опускается в исходное положение. Повторить 5 – 6 раз.

Кисть руки – движение ладонью вверх вниз.

Упражнение 2.

И. п. – рот полуоткрыт, язык лежит плоско у нижних резцов. На счет “раз” коснуться кончиком языка левого уголка губ. На счет “два” - правого. Эти движения повторяются 5 – 6 раз без перерыва; при этом необходимо следить, чтобы рот не закрывался, и нижняя челюсть не двигалась. Кисть руки – ладонь параллельна столу, пальцы вместе, двигается только ладонь синхронно с языком.

Интегративная отработка элементов интонационной выразительности.

(мелодика, темп, ритм, тембр речи, фразовое и логическое ударение и паузация.)

Цели: отработка четкого произношения звуков, развитие слухового восприятия, внимания и памяти, обучение детей изменять темп, тембр речи.

  • работа со скороговоркой;
  • упражнения на мимику, жесты и движение;
  • упражнения на определения эмоционального состояния на слух и по схематическим изображениям.

Работа со скороговоркой.

Игра “Ручной мяч”.

Ведущий подбрасывает мяч и называет имя ребенка. Тот должен быстро подбежать, поймать мяч и произнести любую скороговорку.

Скороговорка для коллективной работы: (на доске)

У четырех черепашек по четыре черепашонка.

Работа в паре.

- произнесите, четко артикулируя каждый звук;

- поработайте со скороговоркой по схеме:

произнесите:

- медленно;

- быстро;

- с восклицательной интонацией;

- с вопросительной интонацией;

- громко;

- тихо;

Коллективная работа.

- произнесите скороговорку, делая ударение на каждом слове поочередно.

Упражнения для развития выразительности мимики, жестов и движений (ритмопластика)

Упражнение 1. “ Бабушка Маланья”.

Цели: развивать внимание, воображение, находчивость, умение создавать образы с помощью мимики, жеста, пластики.

Ход игры. Дети берутся за руки и идут по кругу, в центре которого – водящий; дети поют потешку, и выполняют движения.

У Маланьи, у старушки,

(Идут по кругу и поют)

Жили в маленькой избушке

Семь дочерей, семь сыновей,    

Все без бровей!

(Останавливаются и с помощью мимики и

С такими глазами,

Жестов изображают то, о чем говорится

С такими ушами,

в тексте.)

С такими носами,

С такими усами,

С такой головой,

С такой бородой…

Ничего не ели,

(Присаживаются на корточки и одной

Целый день сидели.

Рукой подпирают подбородок.)

На нее глядели,

Делали вот так…

(Повторяют за ведущим любой жест)

Упражнение 2. “Пальма”

Цель: напрягать и расслаблять попеременно мышцы рук в кистях, локтях и плечах.

Ход игры:

“Выросла пальма большая – пребольшая”: правую руку вытянуть вверх, потянуться за рукой, посмотреть на руку.

“Завяли листочки”: уронить кисть.

“Ветви”: уронить руку от локтя.

“И вся пальма”: уронить руку вниз.

Упражнение повторить левой рукой.

Упражнение 3. “Зеркало”

Цель: формировать у детей воображение, выразительные средства мимики, жестов, движений.

Встаньте парами. Повернитесь лицом друг к другу. Сейчас один из вас будет “зеркалом”: надо повторять все движения того, кто стоит перед “зеркалом”. Старайтесь движения повторять точно.

Затем поменяйтесь: зеркало станет ребенком, а ребенок – зеркалом.

Упражнение 4. “Зонтик”

Цель: формировать у детей воображение, выразительные средства мимики, жестов, движений.

Представьте себе, что пошел дождь. Нужно открыть зонтик, а он никак не открывается – вы сосредоточенны и огорчены.

Но вот зонтик открылся, и вы стоите под зонтиком. Вдруг налетел сильный ветер и стал вырывать у вас из рук зонтик. Еще чуть-чуть – и зонт улетит. Вы сопротивляетесь, тянете зонт к себе.

Ветер стих, дождь кончился, вы складываете зонт и улыбаетесь.

Работа с пиктограммой.

Игра “Зашифрованные письма”.

Цель. Развитие способностей определять эмоциональное состояние по схематическим изображениям и объединять разные изображения единым сюжетом.

В класс приносят письма: в каждом письме мимически изображено по 2 – 3 эмоциональных состояния, и их надо расшифровать. Каждой группе вручается по письму, и они должны рассказать, что они “прочитали” в своем письме.

Творческие игры со словом.

Игра. “Похожий хвостик”.

Цель. Учить детей подбирать рифмы к словам, пластически изображать подобранное слово.

Ход игры. Дети распределяются на группы по 3 человека, каждой из них предлагается слово, к которому надо подобрать рифму (слово с похожим хвостиком) и изобразить эти слова с помощью пантомимы.

Слова: шишка, ватрушка, майка, ложка, цветок, бочка, гром – гном, кот – бегемот, рыбка – скрипка.

Второй блок – это приемы, направленные на формирование креативного мышления.

Творчество немыслимо без фантазии и воображения. Используя сказочную тематику, для развития воссоздающего и творческого воображения, были взяты следующие приемы:.

  • Бином фантазии;
  • Салат из сказок;
  • Сказочный треугольник.

Первый прием: “Бином фантазии”.

Для работы необходимо использовать два набора картинок:

  1. Картинки с изображением животных;
  2. Картинки с изображением предметов.

Из каждого набора наугад берут по одной картинке и, соединяя слова – обозначения при помощи предлогов или изменения падежа, придумывают предложение, которое и будет служить названием будущей сказки.

Второй прием: “ Салат из сказок”.

Это удивительное блюдо можно получить самыми разнообразными способами.

  1. Объединение (объединяются названия нескольких знакомых сказок)
  2. Опорные слова. Этот прием очень похож на “бином фантазии”, но в то же время несколько отличен от него. Из разных сказок вычленяют несколько опорных слов, например:

- цветок, ласточка, крот, жаба, девочка, нора;

- фея, мачеха, принц, туфелька, тыква;

- кот, людоед, замок, мешок, сапоги.

Затем из каждого ряда берут по одному – два слова и на их основе придумывают новую сказку.

Третий прием: “Сказочный треугольник”.

Дети делятся на три группы. Первая группа ребят выбирает любого доброго героя сказки, вторая – любого злого сказочного персонажа, а третья какой – либо пейзаж (космический, лесной, городской и т. д.). После того как будет сделан выбор, дети объединяются в творческие тройки и на основе своих выбранных персонажей придумывают сказку и разыгрывают ее в лицах (по желанию). Обязательным условием является присутствие в сказке злого героя.

Третий блок – “Сказка развивает руки”

Не случайно говорится “Когда я слушаю – узнаю, когда делаю – запоминаю”

Детям предлагается что-то сделать: вырезать, склеить, изобразить сказку схематично или методом пиктографии, показать эпизод текста с помощью мимики и жестов. Вот некоторые приемы, наиболее часто повторяемые:

- объемная аппликация – мнется аппликационная бумага, немного распрямляется, из нее вырезается контур предмета, слегка наклеивается, затем, в случае необходимости, дорисовывается;

- пальцевая живопись – рисунок выполняется с помощью красок пальцами или кулачками.

- рисование на мокрой бумаге – смачивается кусок ваты или поролона, затем с их помощью влага ровно наносится на бумагу. Рисуется предмет густой краской;

- волшебный рисунок – вначале рисунок наносится контурно, с помощью восковой свечи, а затем сверху покрывается краской: контуры как бы проявляются;

- монотопия – рисунок наносится кистью и краской на целлофан, затем целлофан переворачивается и прижимается к бумаге;

- “живая капля” - большая капля краски вместе с бумагой наклоняется в различные стороны. Полученный рисунок по необходимости обводится или дорисовывается;

- коллаж – в рисунке используется сразу несколько вышеперечисленных методов плюс открытки, ткани, природный материал.