Идея сотрудничества – одна их самых популярных в современной педагогике.
Взаимная деятельность д/с и семьи по достижению общей цели может существенно повысить качество этой деятельности.
Одной из причин отсутствия активности детского сада по привлечению родителей к УВП является отсутствие единого плана включающего в себя обоюдно интересные формы сотрудничества, вовлечения родителей в УВП, а также пространства, где родители могли бы реализовать свои возможности.
Поэтому основная мысль нашей программы – превратить интерес детского сада к УВП в интерес семейный, сплотить не только детскую группу в коллектив единомышленников, но и их родителей сделать своими союзниками.
Цель: помочь современной семье в деле воспитания и образования детей, предупредить появление отчуждения между ребенком и его семьей.
Задачи:
- Довести до родителей истину, что право и обязанность воспитания их детей принадлежит им самим.
- Воспитать у родителей чувство уверенности в своих силах и мудрости.
- Пополнить знания родителей о воспитании детей общедоступными научными сведениями.
- Оказать помощь в управлении собственным поведением и поведением детей.
- Обучить родителей общению с детьми.
- Оказывать помощь в разумном выстраивании отношений с ребенком.
- Вовлечь родителей в орбиту педагогической деятельности, заинтересовать в воспитательно-образовательном процессе, как необходимости развития собственного ребенка.
I. Коллективом ДОУ (опрос).
- Неформальные отношения с семьями воспитанников.
- Обучение навыкам и умению ставить конкретные задачи в работе с каждой семьей (с учетом возраста образования, культурного уровня и взглядов на воспитание) и выбору адекватных методов и форм.
- Обучение (приобретение) коммуникативным навыкам.
- Установление делового взаимодействия между педагогом и семьей, общение и взаимопонимание.
- Изучение особенностей семьи.
- Повышение педагогической компетентности родителей.
II. Родителями (анкеты) опрос воспитанников.
- Повышение педагогической компетентности.
- Возбуждение интереса родителей к себе как к педагогам – воспитателям.
- Обогащение опыта психологическими, педагогическими и валеологическими знаниями.
- Подготовка их ребенка к социальным отношениям.
- Изучение особенностей семьи, воспитания ребенка и установление контактов с семьей.
- Включение родителей в педагогическую деятельность по самообразованию и самопознанию.
- Включение родителей в решение проблем детского сада, коллективное обсуждение семейных проблем и их решение.
- Обогащение опыта родителей специализированными знаниями, повышение их педагогической компетентности.
1. Планирование системного подхода д/с и семьи.
1.1 Подпрограмма “Семья” (2003 – 2007 г.)
1.2 Раздел в годовом клане (ежегодно).
1.3 Планирование работы клубов по интересам (ежегодно).
2. Работа с семьей по оказанию помощи в выборе правильных методов воспитания.
2.1 Диагностика семьи
наблюдение
3. Индивидуальная работа с родителями
- беседы
- домашние задания
- анкеты, (опрос)
- консультации
- посещение занятий родителями
4. Формы и методы коллективной работы
- родительский совет
- практикум
- семинар – практикум
- лекции, доклады, дискуссии, беседы.
- показы
- коллективные творческие дела (конкурсы, праздники, круглый стол)
- родительские собрания, конференции.
5. Разработки методических и педагогических консультаций.
5.1 Советы психолога (других специалистов)
5.2 Памятки для родителей.
5.3 Заповеди.
6. Домашние задания через:
- родительские уголки (групповые, общие д/с)
- ширмы, папки – передвижки
- вертушки
- стенгазеты, листовки, рекламные буклеты.
7. Сотрудничество с семьями детей, непосещающих д/с.
7.1 Изучение социального заказа
- дни открытых дверей (анкеты)
- реклама услуг д/с (газеты, буклеты, листовки)
- консультации
7.2 Семейные клубы
Этапы организации работы с семьейI этап. Подготовительный
1. Знакомство коллектива с семьями воспитанников, с их проблемами в воспитании ребенка.
1.1 Отбор эффективных методов и приемом диагностики семьи, детей посещающих д/с (анкеты, опросы, беседы, посещения) по направлению.
а) Состав семьи, профессия, образовательный уровень.
б) Общая семейная атмосфера. Особенности взаимоотношений между членами семьи:
– тон обращений друг к другу.
– характер отношений
– своеобразная автономность каждого члена в семье.
в) Что родители, считают важным в воспитании?
г) Что является предметом основной заботы родителей: здоровье, умственное развитие и т.д.?
д) Уровень психолого-педагогических знаний и практических умений.
е) Система воспитательных воздействий.
ж) Организация совместных форм деятельности в семье:
– общность во всех семейных делах, вовлечение в них ребенка.
З) Вопросы дополнительного образования ребенка.
и) Социальный заказ родителей (с учетом их финансовых возможностей)
1.2 Планирование работы с семьей на всех ступенях УВП.
а) Программа развития ДОУ (блок) – направление работы всех педагогов и специалистов.
б) Раздел в годовом плане:
– Специальные экспозиции, совместные занятия, фотовыставки, передвижные библиотечки, информационные стенды, реклама, печать.
– Организация совместных праздников и мероприятий.
в) План специалистов
г) Планы работы Попечительского совета, Родительского комитета.
II этап. Организацонный
1. Формирование групп родителей по интересам.
1.1 Посвящение в родителей (традиционный праздник)
1.2 Открытие клубов по интересам
2. Формирование базы данных по результатам анкет, опросов родителей.
3. Создание условий для внедрения планов работы с родителями.
4. Формирование установки на сотрудничество д/сада и семьи.
III этап. Практический
1. Работа педагогов по формированию у родителей специальных знаний по детской психологии, педагогике.
1.1 Семинары, семинары – практикумы.
1.2 Дни диагностики
1.3 Круглые столы, конференции
1.4 Совместные занятия, открыты показы.
1.5 Система консультаций
1.6 Домашние задания
1.7 Родительские собрания
2. Совместная деятельность по схеме педагог – ребенок, ребенок – родитель, родитель – педагог.
2.1 Праздники и развлечения (9 календарные, спортивные, семейные, традиционные).
2.2 Экскурсии, походы, целевые прогулки.
2.3 Участие в совместных проектах, конкурсах, выставках (музыкальных, литературных, декоративно и изобразительного творчества).
2.4 Субботники, акции.
2.5 Использование профессиональных качеств и знаний родителей в организации кружков, секций, студий для детей.
2.6 Мероприятия по улучшению материальной базы д/с и групп.
IV этап. Отслеживание результатов
1. Анкетирование, опрос родителей, педагогов.
2. Обобщение и распространение опыта семейного воспитания (через печать, рекламные буклеты, круглый стол).
3. Ежегодный конкурс “Семья года”.
4. Анализ эффективности работы с последующей ее коррекцией.
План работы с семьями воспитанниковI Блок “Рекламный”
Формы работы |
Тематика и содержание |
Этапы (сроки) |
Ответственные |
Маркетинговые исследования. | 1. Создание рекламных буклетов и
календарей; листовок; рекламного журнала “Красная шапочка”. 2. Комплексное анкетирование родителей по выявлению потребностей в образовательных и оздоровительных услугах для детей. 3. Создание бланка данных по семьям. 4. Дни открытых дверей. 5. Опросы, интервьюирование. 6. Знакомство коллектива с семьями воспитанников (отбор методик и приемов диагностики по направлениям. |
I этап (подготовительный). Задача: изучение особенностей семьи, воспитания ребенка в ее условиях и установление контактов с семьей (посещения, беседы) в течении года. |
Администрация ДОУ.
Попечительский совет. Спонсоры.
Администрация психолого-коррекционная служба. |
Формы работы |
Тематика и содержание |
Сроки (этапы) |
Ответственные |
1. Банк данных по семьям воспитанников. | 1. Социологическое исследование
по определению социального статуса и
микроклимата семьи: • анкеты для воспитателей и родителей • беседы с детьми • изучение рисунков детей (“Наша семья”) 2. Выявление уровня родительских требований к дошкольному образованию детей. 3. Проведение мониторинга потребностей семей в дополнительных услугах. 4. Планирование УВП: • программа развития • годовой план • планы специалистов |
II этап (организационный). | Административные службы. (специалисты). |
2. Нормативные документы.
|
1. Знакомство с уставными
документами и локальными актами Д/с. 2. Заключение договора с родителями. |
Заведующая. |
|
3. Родительские собрания. | 1. Выбор родительского комитета
Д/с. 2. Введение родителей в Попечительский совет Д/с. 3. Планирование работы этих советов. |
||
4. Анкетирование и опросы. | 1. Выявление потребностей
родителей в образовательных и оздоровительных
услугах. 2. Выявление степени вовлеченности семей в образовательный процесс. Уровень родительских требований к образованию детей. 3. Исследование адекватности родительской оценки детских способностей. Оценка деятельности Д/с. |
Формы работы |
Тематика и содержание |
Сроки (этапы) |
Ответствен- |
1. Формирование групп
родителей по интересам.
2. Школа для родителей.
3. Консультирование. 4. Телефон доверия. 5. Родительские собрания.
6. Консультативный центр для населения. |
1. Праздник посвящения в
родители. 2. Открытие клубов по интересам. • Театр несыгранных ролей. 1. Семинары, семинары – практикумы (по заявленным темам). 2. Дни диагностики 3. Открытые показы занятий. 4. Конференция (круглый стол) По планам служб и специалистов. По запросам родителей. Обмен индивидуальной информацией. Тематические по вопросам решения задач УВП, адаптации готовности к школьному обучению, результативности работы Д/с. 1. Консультации специалистов. 2. Тестирование (обследование) детей по запросам. 3. Беседы, лекции по вопросам воспитания в семье. 4. Подготовка детей к школе (занятия). 5. Оказание методических услуг (физио, фито- лечение) детям. |
III этап (практический) Задача: формирование установки к сотрудничеству Д/с и семьи, создание условий для этого сотрудничества. По годовым планам в течение года. Сентябрь. Апрель. Май. В течение года. |
Методсовет. Родительский комитет. Педагоги. Методическая служба. Психолог. Медицинская служба. Методико – психологическая служба. Пед. коллектив. Администрация все службы.
|
2. Родительские гостиные
3. Помощь родителей Д/с
4. Досуговые мероприятия
5. Творческая лаборатория
6. Привлечение родителей к участию деятельности Д/С
|
1. Музыкальная гостиница •
Тематические “Времена года” 2. Литературная гостиная • День книги • Пушкин и дети • Праздник славянской письменности 3. В мире красок и фантазии (Изоб-ое искусство) 4. Праздничный концерт “Вам! Защитники отечества.” • Круглый стол “Отец – воспитатель” 1. Организация и помощь в проведении экскурсий, походов 2. Спонсорство 3. Участие в субботниках 4. Работа по изготовлению костюмов, атрибутов к утренникам, праздникам, театрализованной д-ти “Очумелые ручки” 1. Детские праздники, театрализованные представления, конкурсы, викторины, выставки 2. КВН 3. День здоровья 4. Масленница 5. Конкурс “Семья года” 6. “Мама, папа, я – спортивная семья” 1. Конкурс стенгазет “Формируем здоровые привычки” 2. Кулинарный класс 3. Выпуск листовок и газет (журналов, семейных альбомов): с целью поддержки и пропаганды положительного опыта семейного воспитания 1. Занятия с участием родителей 2. Домашние задания 3. Совместные проекты и участие в акциях д/с для выполнения родителями и детьми • Дворик моей мечты 4. Смотры – конкурсы • Рисунков 5. Ярмарки народного творчества |
В течение года Согласно готовым планам январь, ноябрь, апрель, май, октябрь
|
Руководитель педагоги Родительский комитет Попечительский совет Специалисты Психолог Методист Творческая группа
|
1. Наглядная педагогическая пропаганда | 1. Рекламный стенд 2. Инодормациональные стенды в группах 3. Тематические выставки 4. Памятки для родителей 5. Специальные экспозиции фотовыставки 6. Передвижные библиотеки 7. Выпуск ежемесячного журнала для родителей “Красная шапочка” |
В течение года | Методист. Коррекц. служба |
“Школы формирования здоровья”
Цель: полноценное физическое и психическое развитие ребенка, усвоение им предпосылок здорового образа жизни.
I. Организационно-методическая работаФормы деятельности |
|
1. | Образование родителей
|
2. | Образование педагогов
|
Задача: внедрение программ с физкультурно-оздоровительным содержанием и здоровье сберегающими технологиями.
Формы деятельности |
1. Создание условий для
внедрения этих программ и технологий; 2. Обсуждение программ, составление рекомендаций, обучение работе по программам; 3. Контроль за выполнением программ.
4. Составление программ оздоровления педагогов |
Задача: использование системы физической культуры, как здоровье сберегающего компонента.
Формы деятельности |
1. Внедрение программы по
физической культуре.
2. Мониторинг физического здоровья; 3. Медико-педагогические и медико-психологические наблюдения; 4. Анализ эффективности коррекционных занятий; 5. Медицинский контроль; 6. Спортивные мероприятия (праздники, развлечения, олимпиады). |
Задача: нравственно-эстетическое воспитание детей в условиях “Школы формирования здоровья”.
Формы деятельности |
1. Организация кружковой работы с
учетом здоровье сберегающих технологий; 2. Организация занятий духовного здоровья; 3. План работы социальной адаптации детей; 4. Организация праздников здоровья. |
Формы деятельности |
1. Оформление паспорта здоровья; 2. Медико-психологическая диагностика; 3. Психологическое тестирование; 4. Психологические консультации и помощь родителям; 5. Тренинги и занятия по психологии общения. |
Задача: освоение приемов саморегуляции и способов укрепления здоровья.
Формы деятельности |
1. Цикл лекций, консультаций; 2. Тренинговые занятия; 3. Круглый стол, конференция; 4. Семинар, семинар-практикум; 5. Дни диагностики; 6. Дни здоровья. |