Одной из главных проблем школы всегда была и есть проблема, как результативно обучить всех и каждого ученика в отдельности. При переводе школы в новое качественное состояние значительное внимание уделяется внедрению новых педагогических технологий, одна из которых – модульное обучение. Если традиционная методическая система в большей степени направлена на решение задач чему, и как учить, модульная технология решает задачу: как учить результативно. Структура каждого модуля отражает его основные элементы:
- технологическая карта учителя
- технологические карты уроков
- тест самооценки по модулю
- дайджест-приложение из литературных источников.
Технологические карты уроков – это конспекты уроков для учителя и индивидуальные программы уроков для учащихся. Они включают в себя:
1. Целевой план действий для учащихся (планирование результатов деятельности учащихся на уроке).
2.Содержание изучаемого материала в постановке конкретных вопросов, соответствующих программе курса.
3. Руководство по усвоению материала (виды деятельности учащихся, которые представляют формы работы, способы добывания знаний, в результате чего учащийся овладевает различными приемами самообразовательной работы).
4. Указатель количества баллов, который помогает произвести самооценку знаний, умений и навыков, полученных на уроке.
5. Блоки, в которых учебные элементы показывают последовательность выполнения заданий. Они связаны между собой логически и требуют практической тренировки в формировании знаний, умений и навыков.
6. Самоконтроль за ходом обучения на уроке выражается в подсчете заработанных баллов и самооценке, согласно рекомендуемым нормам. Количество баллов варьируется в зависимости от сложности и объема материала и на каждом уроке может быть разным.
7. Рефлексия дает возможность учащимся оценить предлагаемые способы обучения, степень сложности; выразить удовлетворенность или неудовлетворенность самим собой.
Цели:
- обобщить и закрепить знания об экономических районах Европейской части России;
- определить общие черты и специфические признаки экономических районов;
- повторить и закрепить знания номенклатуры;
- проверить уровень усвоения знаний изученной темы.
Оборудование: политико-административная карта, физическая карта, карта плотности населения России, технологические карты для учащихся, опорные конспекты, перечень географической номенклатуры.
Предварительная подготовка: за неделю до проведения урока необходимо разделить класс на 4 группы; подготовить по всему материалу четырех ребят-консультантов.
№ УЭ |
Учебный материал с указанием заданий |
Рекомендации по выполнению, оценка |
УЭ 0 | Общие цели урока: Обобщить и подвести итог изучения темы “Западный макрорегион – Европейская Россия”. | |
УЭ 1 | Цель: Повторить знания по
теме “Экономическое районирование России”. Задание: Ответьте на вопросы.
|
Работайте в группе. Ответ дает представитель команды, за каждый правильный ответ вы получаете 2 балла. |
УЭ 2 | Цель: Обобщить знания о
характерных признаках районов Западного
макрорегиона. Задание: 1. С помощью таблицы (Приложение 1) составьте группы районов, которые имеют одинаковый или почти одинаковый набор отраслей специализации промышленности. Составьте аналогичные группы по отраслям специализации сельского хозяйства. Какими причинами можно объяснить это сходство? 2. Сделайте вывод, какие отрасли промышленности и сельского хозяйства наиболее характерны для Европейских экономических районов? Насколько богата их сырьевая база? Что характерно для трудовых ресурсов макрорегиона? |
Обсудите вопросы в группе в течение 10 минут, затем каждая группа выскажет свое мнение. Ответ оценивается учителем по 5-тибалльной системе. |
УЭ 3 | Цель: Проверить знания
географической номенклатуры (перечень объектов
вам предложит учитель). Задания:
|
Работайте в группе без опоры на
карту. Правильность выполнения проверят консультанты. За правильно Распределенные и показанные объекты вы получаете по 1 баллу. |
УЭ 4 | Цель: Дать характеристику
экономическим районам Западного макрорегиона. Задание: с помощью выбранного вами опорного конспекта как можно полнее расскажите об экономическом районе. (Приложение 2). |
Обсудите вопросы в группе в течение 10 минут, затем каждая группа выскажет свое мнение. Ответ оценивается учителем по 5-тибалльной системе. |
УЭ 5 | Цель: Закрепить знания об
экономических районах Западного макрорегиона
России. Задания: 1. Подбери пару: экономический район и
соответствующее ему определение.
2. По предложенным признакам узнайте экономические районы Европейской части страны. Отрасль специализации – гидроэнергетика. 1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
|
Выполняйте задания без опоры на
карту. Правильность выполнения проверят консультанты. За правильные ответы команда получает по 1 баллу. |
УЭ 6 | Цель: подведение итогов
урока. Подсчитайте общее количество баллов. Согласно рекомендациям, оцените свою работу на уроке. Подумайте, кому из команды можно присудить титул ЗНАТОКА. |