Интеллектуальная игра "Хочу все знать" (по страницам энциклопедических книг)

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Возраст: 9 – 11 лет

Цели и задачи. Учить детей пользоваться энциклопедической литературой, выделят из общего главное, расширять кругозор, побуждать к познанию нового, вести подготовку к предметным олимпиадам по окружающему миру, природоведению, естествознанию.

Игра рассчитана на длительное время (3 - 4 учебные надели)

Игра состоит из двух отборочных туров и итоговой финальной игры. Время на подготовку ответов I тура - одна неделя, в течение которой дети работают с дополнительной литературой. Затем даётся время на подготовку ко II туру. Для участников, вышедших в финал – время на подготовку 2 недели.

Ход игры

I тур. “Домашнее задание”

Участвуют все желающие. Дети получают домашнее задание в виде 15 тестовых вопросов. Дети работают дома: отвечают на вопросы и обязательно указывают литературный источник, которым они пользовались при работе над каждым вопросом. Вопросы с ответами и указанными источниками проверяются учителем. Данные заносятся в протокол игры. Ребята, набравшие наибольшее количество баллов, являются участниками II тура.

II тур. “Работаем самостоятельно”

Место проведения классная комната. Участникам предлагается ответить на 15 вопросов, используя энциклопедическую литературу, приготовленную заранее (энциклопедии можно взять в библиотеке, участники игры могут принести книги с собой). На доске записан список той литературы, которой дети могут воспользоваться. Участники, набравшие наибольшее количество баллов выходят в финальную игру.

Финальная игра

Ребята, вышедшие в финальную игру, делятся на команды по три человека. Каждая команда выбирает капитана.

Капитан. Должен контролировать подготовку каждого участника своей команды к финальной игре по указанным темам, помогать находить материалы и указывать на литературные источники, самому читать статьи и делиться новыми знаниями, находить выход при затруднениях и спорных вопросах самому или обратившись к учителю. Во время проведения финальной игры организовывать обсуждение в команде, приводя его к общему решению, определять того игрока, который будет отвечать от имени команды.

Оценивание:

I тур. “Домашнее задание” - за каждый правильный ответ 1 балл.

II тур. “Работаем самостоятельно - за каждый правильный ответ 1 балл.

Итоговая игра - в зависимости от “стоимости” вопроса команда может заработать за каждый правильный ответ от 10 до 60 баллов. А за каждый неправильный ответ может эти баллы потерять.

При подведении итогов результаты заносятся в протокол.

Учитывается количество баллов финальной игры.

План – конспект

Результаты I и II туров заносятся в протокол по форме:

 

 

Ф.И. участника

1 тур

“Домашнее задание”

2 тур

“Работаем самостоятельно”

Итоговая игра

Примечание

к о л – в о б а л л о в

 

1.

         

2.

         

I тур игры “Хочу всё знать”

Домашнее задание”. (Задание выполняется дома)

Задание. Внимательно прочитай вопросы и обведи букву, соответствующую правильному ответу. Укажи источник, подтверждающий правильность твоего ответа в таблице.

№ вопроса

Источник

Стр.

1.

   

2.

   

т.д.

   

Вопрос 1. У какого животного жало находится на хвосте?

а) сенокосец; б) фаланга (или сольпуга); в) скорпион.

Вопрос 2. Молочный продукт – это

а) гамбургер; б) сыр; в) рисовая каша.

Вопрос 3. Утконос – это животное с утиным клювом и хвостом. А как рождается на свет это животное?

а) из икринок; б) это живородящее животное; в) из яиц.

Вопрос 4. Окаменелость это –

а) положенные в землю остатки продуктов;

б) камни, закопанные в землю;

в) остатки доисторических животных и растений в геологических породах.

Вопрос 5. Самый длинный день в году в Северном полушарии.

а) 21 июля; б) 21 декабря; в) 21 июня.

Вопрос 6. Сколько конечностей может иметь морская звезда?

а) от 3 до 5 конечностей; б) от 5 до 40 конечностей; в) до 56 конечностей.

Вопрос 7. Зачем нужны леса?

а) дают пищу и убежище животным; б) для отдыха людей;  в) для украшения поверхности земли.

Вопрос 8. По каком признаку можно оледенить всех грызунов в одну группу?

а) наличие короткой и грубой шерсти; б) наличие хвоста; в) наличие двух пары передних зубов-резцов.

Вопрос 9. Он стал одним из первых звёзд рок–н–ролла.

а) Элвис Пресли; б) Фериц Лист; в) Иоганн Себастьян Бах.

Вопрос 10. Из чего делают вату?

а) из плодов белой фасоли; б) из переработанной древесины; в) из плодов хлопчатника.

Вопрос 11. Сколько глаз у паука-птицеяда?

а) две пары глаз; б) четыре пары глаз; в) одна пара глаз.

Вопрос 12. Планктон - это

а) разновидность крабов Чёрного моря; б) мелкие растения и организмы, переносимые движением воды;  в) плотное облако пыли.

Вопрос 13. Когда люди стали выращивать растения?

а) 100 лет назад; б) около 10 тысяч лет назад; в) в 1800 году.

Вопрос 14. Какой вид спорта относится к лёгкой атлетике?

а) хоккей; б) мотокросс; в) прыжки в высоту.

Вопрос 15. В каком процентном соотношении находится пресная и морская вода в водном балансе Земли?

а) пресная - 3 %, морская – 97 %; б) пресная – 50 %, морская - 50 %; в) пресная – 97 %, морская – 3 %.

Ответы на вопросы I тура “Домашнее задание”:

 

№1 – В №3 – В №5 – В №7 – А №9 – А №11 - Б №13 – Б №15 - А

№2 – Б №4 – В №6 – Б №8 – В №10 – В №12 – Б №14 – В

II тур игры “Хочу всё знать”

Работаем самостоятельно”. (Задание выполняется в классе)

Время проведения – 1 час

Задание. Внимательно прочитай вопросы и обведи букву, соответствующую правильному ответу. Укажи источник, подтверждающий правильность твоего ответа.

Вопрос 1. Где расположен рот у морской звезды?

а) на кончиках конечностей; б) на нижней части тела; в) на голове.

Вопрос 2. Когда зародилась жизнь в море?

а) 3, 5 миллиона лет назад; б) в прошлом веке; в) в 1554 году.

Вопрос 3. О чём могут рассказать ископаемые?

а) о климате и условиях жизни; б) о планах на будущее; в) о программе телепередач на следующий год.

Вопрос 4. Соблюдение правил гигиены питания приводит к

а) правильной сервировки стола; б) уменьшение количества съедаемой пищи; в) снижение риска заболеваний.

Вопрос 5. Какая группа растений относится к вечнозелёным?

а) дуб, ясень, берёза; б) пихта, сосна, ель; в) сосна, ель, лиственница.

Вопрос 6. Музыка - это

а). инструменты, издаваемые звуки; б). вид искусства; в). романтизм.

Вопрос 7. На какой глубине обитает большая часть океанских живых существ?

а) до 100 метров; б) до 100 километров; в) от 100 метров до 500 метров.

Вопрос 8. Какое растение относится к цветковым?

а) ель; б) папоротник; в) шиповник.

Вопрос 9. Чем питаются детёныши утконоса?

а) рыбой; б) молоком; в) мелкими корнями растений.

Вопрос 10. Какое из этих животных считается самым плодовитым?

а) гепард; б) дикобраз; в) серая крыса.

Вопрос 11. Чем питаются растения - паразиты?

а) насекомыми; б) мёртвыми животными; в) картофельным пюре.

Вопрос 12. Если в Северном полушарии зима, то какое время года в Южном полушарии?

а) осень; б) лето; в) весна.

Вопрос 13. С какой целью пауки плетут паутину?

а) для ловли добычи; б) для красоты; в) для создания уюта.

Вопрос 14. В каком виде спорта можно встретить: гонки, скоростной спуск, прыжки с трамплина, биатлон?

а) конный; б) лыжный; в) бейсбол.

Вопрос 15. Что помогает пауку почувствовать свою жертву?

а) зрение; б) изменения температуры воздуха; в) волоски на конечностях.

Ответы:

№1 – Б №3 – А №5 – Б №7 – А №9 – Б №11 - А №13 – А №15 – В

№2 – А №4 – В №6 – Б №8 – В №10 – В №12 – Б №14 - Б

Финальная игра“Хочу всё знать”

(Командная игра)

Оборудование. Выставка энциклопедической литературы, которой пользовались дети во время всей игры; для варианта1 – оформление доски идентичное стартовой странице игры с использованием ПК (по образцу); для варианта 2 – пять непрозрачных коробок с подписанными на них темами, пять комплектов теннисных шаров с надписями 10, 20, 30, 40, 50, 60, конверты с вопросами, для варианта 3 – ПК, мультимедиа, протокол игры.

Условия финальной игры. Участвуют несколько две команды по три человека в каждой. За две недели до финальной игры участникам объявляются темы “Растения”, “Техника”, “Транспорт”, “Животный мир”, “Водный мир”.

Очерёдность в игре решается путём жеребьёвки, в которой участвуют капитаны команд.

I. Знакомство с правилами игры.

Вариант 1

На доске:

  1. На доске таблица. Количество баллов зависит от сложности вопроса. Ответы записаны на обратной стороне ячеек.
  2. После согласования с игроками темы и номера вопроса капитаны озвучивают свой выбор: называет тему и номер вопроса.
  3. Ведущий зачитывает вопрос.
  4. Команда совещается, приходя и единому мнению. Представитель команды (или капитан) отвечает.
  5. Ведущий снимает карточку-ячейку, переворачивает и зачитывает правильный ответ.
  6. Если ответ верный, то команда зарабатывает то количество баллов, которое соответствует данному вопросу. Если ответ неверный, то команда теряет от общего количества столько баллов, во сколько оценён выбранный вопрос.

Вариант 2

На столе:

а).

Заранее приготовлены по 6 прономерованных конвертов (10, 20, 30, 40, 50, 60) с заданиями каждой темы (всего 30конвертов с вопросами).

1. В присутствии играющих ведущий помещает в каждую из пяти непрозрачных коробок с подписанными темами, по комплекту теннисных шаров с надписями 10,20,30,40,50,60.

2.После согласования игроками темы, капитаны команд подходят к коробкам с выбранными темами и вытаскивают через отверстие по одному шару с цифрой. Берут соответствующий конверт, в котором содержится задание и несёт его своей команде.

3. После обсуждение один представитель от команды (или капитан) даёт ответ.

4. Правильность ответа озвучивается ведущим игры или членами жюри.

5. Если ответ верный, то команда зарабатывает то количество баллов, которое соответствует данному вопросу. Если ответ неверный, то команда теряет от общего количества столько баллов, во сколько оценён выбранный вопрос.

Вариант 3

ПК, мультимедиа

Использование игры “Хочу всё знать” в электронном виде

  1. На экране слайд [Начало игры]. Щелчком левой клавиши мыши по словам Начать игру” осуществляется переход на стартовую страницу “Хочу всё знать”.
  2. Для занесения результатов игры – щёлкнуть по словам “Таблица результатов игры”. В таблицу результатов занести в соответствующие ячейки названия команд. В ходе игры заносить с клавиатуры количество балов за каждой вопрос, заработанные членами команды. В нижней части таблиц автоматически подсчитываются количество баллов, заработанных каждой командой.
  3. Щелчком по определенному квадрату с номером открывается слайд с вопросом.
  4. Щелчком по выбранному ответу осуществляется переход к слайду, указывающие на правильность или неправильность выбранного ответа.
  5. Возврат на стартовую страницу осуществляется щелчком левой клавиши мыши по словам “Продолжить игру”.

 

Вопросы финальной игры “Хочу всё знать”

Баллы

Вопросы

Ответ

Тема: “РАСТЕНИЯ”

10 б.

Хищное (плотоядное) растение, которое ловит и переваривает насекомых.

а) Повилика; б) Росянка; в) Крапива.

Б

20 б.

Самое высокое дерево в мире, растущее на западном побережье континента.

а) Секвойя; б) Сосна; в) Дуб.

А

30 б.

Семя, содержащее съедобную мякоть и молоко в крепкой скорлупе.

а) Грецкий орех; б) Кокосовый орех; в) Желудь.

Б

40 б.

Дерево, которое может занимать площадь до 5 тыс. кв. метров, имитируя целую рощу. Его крона поддерживается столбовидными воздушными корнями.

а) Гингко; б) Баобаб; в) Фикус.

В

50 б.

Какие леса формируют почвы богатые гумусом?

а) Тропические леса; б) Хвойные леса; в) Лиственные леса.

В

60 б.

Самый большой цветок в мире. Он достигает 1 м в диаметре. Источаемый им запах тухлого мяса привлекает опыляющих его мух.

а) Раффлезея Арнольди; б) Мадагаскарский барвинок; в) Орхидеи.

А

Тема: “ТЕХНИКА”

10 б.

Первый в мире маяк, возведён в 280 г. до нашей эры. Башню маяка высотой 140 м венчает статуя Посейдона, греческого бога морей.

а) Форосский маяк; б) Родосский маяк; в) Гизейский маяк.

А

20 б.

Кто и в каком году разработал космический корабль с жидкостным ракетным двигателем?

а) Русский учёный Константин Циолковский (1903г.);

б) Американский Роберт Роддарт (1926 г.);

в) Англичанин Уильям Конгрив (1805 г.).

А

30 б.

Кто создал вариант радиоприёмника и продемонстрировал его 7 мая 1895г.?

а) Гиппократ; б) А.С. Попов; в) А.С. Пушкин.

Б

40 б.

Это техническое средство необходимо для массового производства книг, газет, журналов, плакатов и другой печатной продукции.

а) Полиграфия; б) Шелкография; в) Топография.

А

50 б.

Благодаря изобретению лазера в 1960 году появляется голография. Это…

а) Кинофильм; б) Цветная фотография; в) Объёмная фотография.

В

60 б.

Самые точные часы, которые отстают не больше, чем на одну секунду за сто тысяч лет. Это …

а) Кварцевые; б) Атомные; в) Механические.

В

Тема: “ТРАНСПОРТ”

10 б.

В кабине пилотов имеются различные приборы, рычаги и кнопки управления самолетом. Что находится в кабине экипажа?

а) Чёрный ящик”; б) Топливный бак; в) Тормоза.

В

20 б.

Какое транспортное средство имеет привод от двух педалей через цепную передачу?

а) Автомобиль; б) Велосипед; в) Мотоцикл.

Б

30 б.

Автомобиль – одно из самых важных изобретений в истории человечества. Первый автомобиль с двигателем внутреннего сгорания был изобретён немецким инженером Готлиром Даймлером. В каком году это произошло?

а) 1908г.; б) 1891г.; в) 1886г..

В

40 б.

Первые самолёты появились в начале XX века. Какое название они имели?

а) Авиалайнеры; б)Аэропланы; в) Воздушные шары.

Б

50 б.

Этим трёхтонным грузовиком была оснащена британская армия в 1914 г. Что это за машина?

а) “Фоден – С”; б) ЗИЛ; в) Хеллфорд.

В

60 б.

Этот поезд способен развивать скорость до 210 км/ч. И при этом он плавно и бесшумно перевозит ежедневно несколько тысяч пассажиров. О каком поезде идёт речь?

а) “Буллит” (Япония); б) “Летучий шотландец”; в) “Полярная стрела”.

А

Тема: “ЖИВОТНЫЙ МИР”

10 б.

Самые быстрые бегуны на свете, способные несколькими прыжками развить скорость 110 км/ч. Кто это?

а) Страус; б) Антилопа; в) Гепард.

В

20 б.

У какого животного самые большие глаза, больше чем у всех когда-либо живущих на Земле животных? Они достигают 40 см в диаметре, т.е. в 10 раз больше человеческого глаза.

а) У кальмара; б) У крокодила; в) У бегемота.

А

30 б.

Единственное ракообразное, которое живёт только на суше. Защищаясь от врагов, она сворачивается в клубок.

а) Креветка; б) Дафния; в) Мокрица.

В

40 б.

Птица, получившая прозвище “хохочущий дурак” за свой странный крик, напоминающий хихиканье. Это…

а) Попугай; б) Кукубара; в) Тутуканы.

Б

50 б.

Самая маленькая птичка, которая умеет летать задом наперёд. Звук, возникающий при этом, похож на жужжание. Это …

а) Райская птичка; б) Колибри; в) Снегирь.

Б

60 б.

Самые многочисленные животные на Земле – насекомые. Сколько видов насекомых приходится на одного человека?

а) Около 200 мил. насекомых; в) Около 100 мил. насекомых.

б) Около 5 мил. насекомых;

А

Тема: “ВОДНЫЙ МИР”

10 б.

У кого рот расположен на нижней части тела и соединён прямо с желудком?

а) У голотурии; б) У морской звезды; в) У офиурии.

Б

20 б.

Кожа какой рыбы покрыта острыми костяными зубчиками?

а) У акулы; б) У ската; в) У осьминога.

А

30 б.

Рыба – изобретатель: самка откладывает икру в специальную сумку на животе самца, где он и носит её до появления мальков.

а) Пираньи б) Морской конёк в) Миноги

Б

40 б.

Мелкие китообразные с острым рылом, изогнутым будто бы в неизменной улыбке. Это игривые и умные животные.

а) Белуха; б) Клюворыла; в) Дельфин.

В

50 б.

Эти рыбы лишены сильных плавников и имеют только два зуба. У самцов один зуб представляет собой острый трёхметровый спиральный бивень.

а) Нарвалы; б) Финвалы; в) Белобочки.

А

60 б.

Кто глубже всех ныряет на свете? Основная их пища – кальмары, в том числе и гигантские.

а) Кит; б) Бутылконос; в) Кашалот.

В

Итог финальной игры подводят члены жюри с учётом заработанных баллов.

Награждение участников и победителей игры.

Используемая литература:

1. Энциклопедия “Что такое? Кто такой?” в трёх томах – М.: Педагогика – Пресс, 1992 – 1993гг.

2. Большая иллюстрированная энциклопедия школьника – М.: Махаон, 2003г.