Внеклассное занятие на тему: "Герб г. Мариинска как отражение традиции России"

Разделы: Внеклассная работа


Цель: Знакомство детей с гербом г. Мариинска с историей возникновения герба.

Задачи:

  1. Воспитывать гордость, уважение и любовь к малой Родине, к городу Мариинску; воспитывать интерес к его прошлому.
  2. Развивать логическое и творческое мышление, память, речь.
  3. Формировать этническое мировоззрение; определённое отношение к истории возникновения герба.

Оборудование: Музыка П.Чайковского “Ноябрь” из цикла “Времена года”; дуга с колокольчиками; карточки со знаками стихий; надписи со словами “Мариинск”, “Кия”; слоги: ДИ-НА-РО; картинки: кот, игла, яблоко; резной сундук, зеркало, изображение гербов, герб г. Мариинска, иллюстрации с изображением деревянной резьбы, бумага, карандаши.

Ход занятия

(Звучит сказочная музыка.)

- Дети, я узнала, что за горами, за лесами городок есть с чудесами.

- Не хотите ли побывать в нем? Это – сказочный город и туда мы отправимся на сказочной златогривой чудо-тройке.

- Ребята, вспомните, что брали с собой в дорогу путешественники на лошадях, чтобы было веселей? (Колокольчик)

- Да, звону много - веселей дорога. (Педагог звонит в колокольчик на дуге, увитой разноцветной лентой.)

- Звени, звени, звонок всё громче!

Лихая тройка вихрем мчись!

(Звучит музыка П.Чайковского “Ноябрь” из цикла “Времена года”.)

- Дети, хотите узнать, как называется этот город с чудесами? Вы это сможете сделать, если отгадаете загадки о том, что есть в сказочном городе:

1. Синенька шубёнка

Весь мир покрыла? (Синее небо)

- Почему небо синее? (Толстый слой воздуха кажется синего цвета.)

- Ребята, как вы думаете, каким знаком на Руси обозначали небо? (Птица)

2. Следующая загадка.

Что в решете не унесёшь? (Вода) Зимой скрываюсь,

Весной появляюсь,
Летом веселюсь,
Осенью спать ложусь. (Река)

- В нашем городе есть река, но её название вы сможете узнать, если по первым буквам сложите слово.

КОТ ИГЛА ЯБЛОКО - получилось слово КИЯ

- Так называется река в городе с чудесами. Река – это вода. А как обозначали воду на Руси? (Волнистая синяя линия)

3. Ребята, а ещё в этом городе есть лес. Отгадайте, что

Выше леса,
Краше света,
Без огня горит? (Солнце)

- Нарисуйте знак солнца, небесного огня. (Круг разделённый на 5 частей)

4. Вокруг не море, а волнуется? (Нива)

- Как вы думаете, что такое нива?

- Как можно по - другому назвать ниву? (Поле, засеянное пшеницей)

- Подумайте, как обозначали поле? (Прямоугольник, внутри с точками.)

Педагог выставляет карточки со знаками. (Синее небо - птица; Вода – волнистая линия; Солнце – круг; Земля – прямоугольник.)

- Что это? (Знаки стихий)

- Сколько их? (4)

- Знаки можно назвать по - другому. (Символы)

- Ну вот мы и отгадали загадки о том, что есть в городе с чудесами. А называется он – Мариинск.

- Когда-то, 150 лет назад русские люди поставили свои дома там, где шумели дремучие леса.

- Ребята, а как вы думаете, что могло привлечь сюда людей?

- Да конечно, вода нужна для приготовления пищи; лес – это дома, еда, ведь в лесу много грибов, ягод, зверей; земля, на которой можно сеять пшеницу.

- А кто мне может сказать, чем знаменит наш город? (Деревянными постройками)

- Даже на гербе г. Мариинска изображен деревянный цветок

- Сегодня мы поговорим о гербе нашего города, что обозначает слово “герб”, когда и для чего возникли гербы.

- Герб – это знак, символ. Давным – давно в других городах были воины – рыцари, которые часто проводили состязания. Одежда у них была одинаковая, металлическая. На голове были шлемы. Было трудно узнать, где свои, где соперники. И тогда рыцари стали прикреплять к шлемам разные знаки. Такие знаки стали называть – ГЕРБ. Позже стали свои гербы придумывать города, страны. На гербе старались изобразить, что-то важное. Понятие “герб” происходит от немецкого слова “наследство или наследие” и является знаком отличия, эмблемой города. Его изображения помещается на флагах, монетах, печатях, чтобы показать принадлежность к тому или иному государству. На гербах разрешалось изображать фигуры животных. Часто помещали львов, двуглавого орла, дракона, медведя.

- Как думаете, какие знаки могут быть на нашем гербе Мариинска. Вспомните загадки, о которых мы говорили.

Педагог выставляет герб в разобранном виде.

  1. Голубое небо – символ мирного неба.
  2. Тополиные ветки – символ лесов.
  3. Синяя лента – река Кия, которая извивается вокруг города.
  4. Колосья – символ хлебных полей.
  5. Деревянный цветок – символ жизни.

- Вот мы с вами и собрали из символов наш герб г.Мариинска. Герб нашего города это – символ его величия, богатство, слава его мастеров.

- Ребята, как вы думаете, почему цветок деревянный на нашем гербе? (Для мариинцев дерево-это дома, топливо. Наш город знаменит резчиками по дереву.)

- Нарисуйте деревянный цветок и наделите его волшебными свойствами.

(Педагог выставляет резную шкатулку.)

- Ребята, загляните в эту шкатулку. Что же вы увидели? (Зеркало и цветок.)

- Вы увидели себя и цветок. Этот волшебный цветок хочет, чтобы вы, когда станете взрослыми, сохранили в своём сердце искорку света.

(Педагог читает стихотворение И. Киселёва “Мариинск”.)

Мариинск.

Перевянут все цветы,
Перевянут.
Мало осенью тепла,
Мало света.
Этот город -
Как цветок деревянный
На закате
Деревянного лета

Мастерами он гремел
Мастерами.
Не сидели мастера
На приколе -
Руки добрые свои
Простирали
От Байкала
До уральских предгорий.

- На этом наше занятие подошло к концу, желаю вам всего самого хорошего. До новых встреч.