Методическая разработка к уроку истории на тему: "Новое время" (по программе "Школа 2100". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели: создать образ эпохи нового времени через знакомство с временным промежутком XV – XIX в., географическими открытиями и развитием техники, устройством общества, формировать понятия “машинная цивилизация” (западная) “смена морали”; содействовать развитию аналитических умений и навыков, умению работать с картой, учебником, побуждать учащихся обсуждать проблемные вопросы и совместно искать пути их решения; воспитывать интерес к предмету, уважение к истории.

Оборудование: таблица “лента времени”, “Государственное устройство”, карта нового времени, ТСО: аудиозапись Бетховена “К Элизе”, словарь, тест-опрос.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент.

У. Пусть этот урок, проведённый совместными усилиями, позволит вам открыть много нового.

2. Актуализация полученных знаний.

У. История – процесс развития, её можно сравнить с неудержимым движением вперёд.

У. Понаблюдаем, как это происходит.

Учащиеся рассматривают “ленту времени” (см. учебник 4 класс).

а) Воспроизводящая беседа.

У. С какими историческими эпохами познакомились на предыдущих уроках?

Д. Древний мир, Cредние века, первобытный мир.

б) Посмотрите на данные промежутки времени. К каким историческим эпохам относятся? (Карточки с названиями исторических эпох и временными промежутками)

Первобытный мир – 1–5тыс. лет.

Древний мир – 3 тыс. до н. э.

Ср. века – V–XV в.

У. Расставьте по порядку.

в) Обобщение.

3. Просмотр инсценировок и выделение особенностей исторических эпох.

Сценка на стр. 57

У. Повторим особенности каждой эпохи. К нам пришли гости. Откуда они? Расскажи об особенностях этой эпохи.

Д. Из первобытного строя. В первобытном обществе каждая семья – часть рода, в который входили родственные семьи, те – в племена. Жили охотой и собирательством, создавали простейшие орудия труда. Около 10 тыс. лет назад начали делить наделы земли семьям. Мораль: настоящим человеком, которому нельзя делать зла считается только человек своего рода и племени.

У. Что считается достижениями в эту эпоху?

Д. Приручение диких животных; начало выращивания растений; изготовление простейших орудий труда.

а) Беседа мудреца – философа с учеником.

У. К какой исторической эпохе относится сценка?

Сценка “В тени кипарисов” стр.63

У. Что о ней знаем?

Д. Древний мир – первые цивилизации, возникшие на севере Америки, юге Азии, Средиземноморья. Занимались земледелием, скотоводством. Возникали города, правители собирали налоги, писали законы. В городах – ремёсла и торговля. Правители – монархи. Мораль: настоящим человеком считается только человек своей цивилизации, культуры. Основные технич. изобретения: колесо, письменность, оружие.

б) Представление следующей исторической эпохи.

Сценка “Беседа о гербах” стр. 25

У. К какой эпохе относятся герои? Что о ней знаете?

в) Вывешиваются опорные слова.

православные

католики

земледелие

торговля

ремёсла

сословия

Д. В Cредние века (V–VII) появились новые цивилизации. Европа разделилась на Западную и Восточную (католики и православные)

Основное занятие людей – земледелие, скотоводство, развивались торговля и ремёсла. Большинство населения жили в городах, сёлах. Общество состоит из сословий, и обязанности человека зависят от принадлежности к сословию. Государство регулирует работу военных, ремесленников, священников. Большая часть населения религиозна. Мораль: настоящим человеком, к которому нужно относится по законам божьим, считался только человек своей веры. В IX–X вв. географические открытия тормозили религия и войны. Но: викинги изобрели судно с килем; X–XI вв. – компас; норманны и новгородцы открыли Исландию; в XI в. достигли Северной Африки.

У. Обобщение: Так, постепенно расширяя ремёсла, открывая новые земли, получая прибыль от своих хозяйств, Средние века перешли в следующую историческую эпоху. Что произошло далее?

Д. Появилась новая историческая эпоха.

У. Хотите узнать какая?

Д. Да.

У. Послушайте звукозапись и определите.

Прослушивают: Бетховен “К Элизе”.

У. В какую историческую эпоху могло звучать это произведение?

Д. Новое время.

4. Планирование предстоящей работы.

У. С чего начнём изучение?

Д. Определим границы во времени.

У. Обратимся к ленте времени.

Д. Эпоха Нового времени относится к XV–XIX вв.

У. Почему её так назвали?

Д. Не знаем.

У. Перед нами таблица:

Что мы знаем? Что не знаем?

г) Подводящий диалог.

У. Как называлась предыдущая цивилизация в эпоху Древнего мира?

Д. Земледельческая (работа с учебником стр. 74)

У. Какой вид труда преобладал?

Д. Земледелие, торговля.

У. Как было устроено общество?

Д. Делилось на сословия

У. Что бы вы хотели узнать о Новом времени? Сравните карту полушарий двух эпох.

Сравнивают на доске и в учебнике.

д) Постановка проблемных вопросов.

У. Что заметили?

Д. Расширились границы государств.

У. Что повлияло на расселение европейцев? Как было устроено общество в Новое время? Как развивалась техника? Какие географические были совершены? Как развивалась техника?

5. Совместное открытие знаний с учащимися.

а) Анализ ситуации и выяснение учащимися сути исторической эпохи.

У. Какие версии возникают в отношении расселения европейцев?

Д. Нужно было завоёвывать новые Земли.

б) Работа в группах (задания на карточках).

1 гр. Рассмотрите карту на стр. 74–75 и ответе на вопросы.

У. Какие земли были заселены выходцами из Европы? Какие страны оказались в зависимости от Европейских государств? Кто исследовал новые земли? Какие открытия совершили?

Д. Учащиеся работают с учебником, дополнительной литературой и оформляют результат в виде перечисленных дат и открытий на листе.

2 гр. Будет исследовать технические достижения.

У. Рассмотрите рис. на стр. 76 в учебнике.

Прочитайте статью.

Какие достижения в технике появились в Новое время?

Какие профессии теперь должны стать для европейцев более важными?

Где теперь должно проживать больше граждан?

Как можно назвать этот вид цивилизации?

3 гр. Устройство общества.

Рассмотрите таблицу стр. 78.

Прочитайте статью стр. 78–79.

Чем отличаются порядки в обществе и государстве, сложившиеся в Новое время от тех, которые были в средневековье?

Чем отличаются 2 пути от старых порядков к новым?

6. Проверка работ в группах. Другие группы слушают, дают оценку, задают вопросы.

1 группа.

Люди стали искать новые земли – новые источники сырья, торговли.

На расселение европейцев повлияло желание разбогатеть. Уже в эпоху средневековья стали появляться разбогатевшие крестьяне, ремесленники, купцы. Им потребовалось расширять производство, нужны были деньги, рабочая сила.

Эпоха XV–XVII веков получила название “Крупных географических открытий”:

1415 г. – португальцы достигли берегов Африки.

1492 г. – Колумб открыл Америку.

1497–1499 г. – Васко да Гама открывает морской путь в Индию.

1497 г. – Дж. Кабот достигает берега Северной Америки.

1519–1522 г. – Магеллан, совершая кругосветное путешествие, доказал существование Мирового океана и т.д.

2 группа.

Из Cредних веков знаем о появлении книгопечатания. Иоганн Гуттенберг. В России – Иван Фёдоров. Человек искал новые источники энергии для развития производства. XVI век – открытие ветряных мельниц, токарных станков, насосов для откачки воды. XVII век – начало вывоза руды по деревянным рельсам. Новые конструкции кораблей – каравеллы. Первые машины в х/б производстве.

1767 г. – водяной двигатель.

1784 г. – паровой двигатель. Джеймс Уайт.

1800 г. – токарный станок. Модслей.

1825 г. – первая ж/д в Англии.

1885 г. – бензиновый автомобиль. Карл Бенц.

1875 г. – электрическая лампочка. Яблочков.

1876 г. – телефон. А. Белл.

Вывод: XIX век – век технических изобретений, промышленного переворота.

3 группа.

Состав общества менялся с развитием техники. Большую часть составляли буржуазия и наёмные рабочие, уменьшалось количество крестьян, т.к. они шли в города в поисках заработка. Труд людей был тяжёл, условия жизни невыносимы. В Европе начались революции (Франция, Англия, Германия, Австрия). Власть короля вытеснялась республиканской и парламентской. Большинство людей верило в парламент.

Обобщение: Новое время – XV–XIX века – время Великих географических открытий, значительных достижений науки и техники, период становления нового человека. Большая часть населения имела технические профессии, но сохранялось и земледелие.

У. Какой цивилизацией можно назвать эпоху Нового времени?

Д. Машинная цивилизация

7. Первичное закрепление. Тест–опрос. Индивидуальная работа.

1) Большинство населения проживало: в городах, сёлах, пещерах.

2) Преобладали профессии: технические, ремесленные, торговля, земледелие.

3) Большинство государств управлялось: волей народа, волей государя, старейшиной, главой рода.

4) Эпоху Нового времени можно назвать: земледельческой, ремесленной, машинной.

Самопроверка.

Обобщение:

У. Обратимся к вопросам в начале урока. На какие из них ответили? Как удалось объять такой большой материал? О чём ещё хотелось бы почитать, узнать?

8. Домашнее задание.

У.  Культура Нового времени: архитектура, живопись, литература, искусство.

9. Итог урока. Рефлексия.

У. Оцените свою работу по плану:

1) Что на уроке привлекло моё внимание?

2) Что запомнилось?

3) Что удалось открыть?

4) О чём хотелось бы ещё узнать?