Цели: создать образ эпохи нового времени через знакомство с временным промежутком XV – XIX в., географическими открытиями и развитием техники, устройством общества, формировать понятия “машинная цивилизация” (западная) “смена морали”; содействовать развитию аналитических умений и навыков, умению работать с картой, учебником, побуждать учащихся обсуждать проблемные вопросы и совместно искать пути их решения; воспитывать интерес к предмету, уважение к истории.
Оборудование: таблица “лента времени”, “Государственное устройство”, карта нового времени, ТСО: аудиозапись Бетховена “К Элизе”, словарь, тест-опрос.
ХОД УРОКА
1. Оргмомент.
У. Пусть этот урок, проведённый совместными усилиями, позволит вам открыть много нового.
2. Актуализация полученных знаний.
У. История – процесс развития, её можно сравнить с неудержимым движением вперёд.
У. Понаблюдаем, как это происходит.
Учащиеся рассматривают “ленту времени” (см. учебник 4 класс).
а) Воспроизводящая беседа.
У. С какими историческими эпохами познакомились на предыдущих уроках?
Д. Древний мир, Cредние века, первобытный мир.
б) Посмотрите на данные промежутки времени. К каким историческим эпохам относятся? (Карточки с названиями исторических эпох и временными промежутками)
Первобытный мир – 1–5тыс. лет.
Древний мир – 3 тыс. до н. э.
Ср. века – V–XV в.
У. Расставьте по порядку.
в) Обобщение.
3. Просмотр инсценировок и выделение особенностей исторических эпох.
Сценка на стр. 57
У. Повторим особенности каждой эпохи. К нам пришли гости. Откуда они? Расскажи об особенностях этой эпохи.
Д. Из первобытного строя. В первобытном обществе каждая семья – часть рода, в который входили родственные семьи, те – в племена. Жили охотой и собирательством, создавали простейшие орудия труда. Около 10 тыс. лет назад начали делить наделы земли семьям. Мораль: настоящим человеком, которому нельзя делать зла считается только человек своего рода и племени.
У. Что считается достижениями в эту эпоху?
Д. Приручение диких животных; начало выращивания растений; изготовление простейших орудий труда.
а) Беседа мудреца – философа с учеником.
У. К какой исторической эпохе относится сценка?
Сценка “В тени кипарисов” стр.63
У. Что о ней знаем?
Д. Древний мир – первые цивилизации, возникшие на севере Америки, юге Азии, Средиземноморья. Занимались земледелием, скотоводством. Возникали города, правители собирали налоги, писали законы. В городах – ремёсла и торговля. Правители – монархи. Мораль: настоящим человеком считается только человек своей цивилизации, культуры. Основные технич. изобретения: колесо, письменность, оружие.
б) Представление следующей исторической эпохи.
Сценка “Беседа о гербах” стр. 25
У. К какой эпохе относятся герои? Что о ней знаете?
в) Вывешиваются опорные слова.
православные
католики
земледелие
торговля
ремёсла
сословия
Д. В Cредние века (V–VII) появились новые цивилизации. Европа разделилась на Западную и Восточную (католики и православные)
Основное занятие людей – земледелие, скотоводство, развивались торговля и ремёсла. Большинство населения жили в городах, сёлах. Общество состоит из сословий, и обязанности человека зависят от принадлежности к сословию. Государство регулирует работу военных, ремесленников, священников. Большая часть населения религиозна. Мораль: настоящим человеком, к которому нужно относится по законам божьим, считался только человек своей веры. В IX–X вв. географические открытия тормозили религия и войны. Но: викинги изобрели судно с килем; X–XI вв. – компас; норманны и новгородцы открыли Исландию; в XI в. достигли Северной Африки.
У. Обобщение: Так, постепенно расширяя ремёсла, открывая новые земли, получая прибыль от своих хозяйств, Средние века перешли в следующую историческую эпоху. Что произошло далее?
Д. Появилась новая историческая эпоха.
У. Хотите узнать какая?
Д. Да.
У. Послушайте звукозапись и определите.
Прослушивают: Бетховен “К Элизе”.
У. В какую историческую эпоху могло звучать это произведение?
Д. Новое время.
4. Планирование предстоящей работы.
У. С чего начнём изучение?
Д. Определим границы во времени.
У. Обратимся к ленте времени.
Д. Эпоха Нового времени относится к XV–XIX вв.
У. Почему её так назвали?
Д. Не знаем.
У. Перед нами таблица:
Что мы знаем? Что не знаем?
г) Подводящий диалог.
У. Как называлась предыдущая цивилизация в эпоху Древнего мира?
Д. Земледельческая (работа с учебником стр. 74)
У. Какой вид труда преобладал?
Д. Земледелие, торговля.
У. Как было устроено общество?
Д. Делилось на сословия
У. Что бы вы хотели узнать о Новом времени? Сравните карту полушарий двух эпох.
Сравнивают на доске и в учебнике.
д) Постановка проблемных вопросов.
У. Что заметили?
Д. Расширились границы государств.
У. Что повлияло на расселение европейцев? Как было устроено общество в Новое время? Как развивалась техника? Какие географические были совершены? Как развивалась техника?
5. Совместное открытие знаний с учащимися.
а) Анализ ситуации и выяснение учащимися сути исторической эпохи.
У. Какие версии возникают в отношении расселения европейцев?
Д. Нужно было завоёвывать новые Земли.
б) Работа в группах (задания на карточках).
1 гр. Рассмотрите карту на стр. 74–75 и ответе на вопросы.
У. Какие земли были заселены выходцами из Европы? Какие страны оказались в зависимости от Европейских государств? Кто исследовал новые земли? Какие открытия совершили?
Д. Учащиеся работают с учебником, дополнительной литературой и оформляют результат в виде перечисленных дат и открытий на листе.
2 гр. Будет исследовать технические достижения.
У. Рассмотрите рис. на стр. 76 в учебнике.
Прочитайте статью.
Какие достижения в технике появились в Новое время?
Какие профессии теперь должны стать для европейцев более важными?
Где теперь должно проживать больше граждан?
Как можно назвать этот вид цивилизации?
3 гр. Устройство общества.
Рассмотрите таблицу стр. 78.
Прочитайте статью стр. 78–79.
Чем отличаются порядки в обществе и государстве, сложившиеся в Новое время от тех, которые были в средневековье?
Чем отличаются 2 пути от старых порядков к новым?
6. Проверка работ в группах. Другие группы слушают, дают оценку, задают вопросы.
1 группа.
Люди стали искать новые земли – новые источники сырья, торговли.
На расселение европейцев повлияло желание разбогатеть. Уже в эпоху средневековья стали появляться разбогатевшие крестьяне, ремесленники, купцы. Им потребовалось расширять производство, нужны были деньги, рабочая сила.
Эпоха XV–XVII веков получила название “Крупных географических открытий”:
1415 г. – португальцы достигли берегов Африки.
1492 г. – Колумб открыл Америку.
1497–1499 г. – Васко да Гама открывает морской путь в Индию.
1497 г. – Дж. Кабот достигает берега Северной Америки.
1519–1522 г. – Магеллан, совершая кругосветное путешествие, доказал существование Мирового океана и т.д.
2 группа.
Из Cредних веков знаем о появлении книгопечатания. Иоганн Гуттенберг. В России – Иван Фёдоров. Человек искал новые источники энергии для развития производства. XVI век – открытие ветряных мельниц, токарных станков, насосов для откачки воды. XVII век – начало вывоза руды по деревянным рельсам. Новые конструкции кораблей – каравеллы. Первые машины в х/б производстве.
1767 г. – водяной двигатель.
1784 г. – паровой двигатель. Джеймс Уайт.
1800 г. – токарный станок. Модслей.
1825 г. – первая ж/д в Англии.
1885 г. – бензиновый автомобиль. Карл Бенц.
1875 г. – электрическая лампочка. Яблочков.
1876 г. – телефон. А. Белл.
Вывод: XIX век – век технических изобретений, промышленного переворота.
3 группа.
Состав общества менялся с развитием техники. Большую часть составляли буржуазия и наёмные рабочие, уменьшалось количество крестьян, т.к. они шли в города в поисках заработка. Труд людей был тяжёл, условия жизни невыносимы. В Европе начались революции (Франция, Англия, Германия, Австрия). Власть короля вытеснялась республиканской и парламентской. Большинство людей верило в парламент.
Обобщение: Новое время – XV–XIX века – время Великих географических открытий, значительных достижений науки и техники, период становления нового человека. Большая часть населения имела технические профессии, но сохранялось и земледелие.
У. Какой цивилизацией можно назвать эпоху Нового времени?
Д. Машинная цивилизация
7. Первичное закрепление. Тест–опрос. Индивидуальная работа.
1) Большинство населения проживало: в городах, сёлах, пещерах.
2) Преобладали профессии: технические, ремесленные, торговля, земледелие.
3) Большинство государств управлялось: волей народа, волей государя, старейшиной, главой рода.
4) Эпоху Нового времени можно назвать: земледельческой, ремесленной, машинной.
Самопроверка.
Обобщение:
У. Обратимся к вопросам в начале урока. На какие из них ответили? Как удалось объять такой большой материал? О чём ещё хотелось бы почитать, узнать?
8. Домашнее задание.
У. Культура Нового времени: архитектура, живопись, литература, искусство.
9. Итог урока. Рефлексия.
У. Оцените свою работу по плану:
1) Что на уроке привлекло моё внимание?
2) Что запомнилось?
3) Что удалось открыть?
4) О чём хотелось бы ещё узнать?