Тема урока: Однокоренные слова. Признаки однокоренных слов.
Цели урока:
- Обобщить знания детей об однокоренных словах, о признаках однокоренных слов.
- Выявить уровень знаний детей по данной теме.
- Развивать умение разбирать предложения по членам предложения; обогащать словарный запас учащихся.
- Формировать навыки самостоятельной работы.
- Воспитывать интерес к уроку русского языка.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.
II. Сообщение темы и целей урока
– Сегодня на уроке мы обобщим знания об однокоренных словах.
III. Чистописание
– Наш урок мы начнём с чистописания. Откройте тетради, запишите число, классная работа. Вспомним написание буквы о.
Оо | ор | ос |
осина | орех | огурец |
(Соединения букв прописаны на доске и в тетрадях слова).
– Прочитайте слова. Какие орфограммы встретились в данных словах? (Непроверяемая безударная гласная.)
– Что общего в данных словах? (Данные слова обозначают названия растений.)
– Составим предложение с одним из слов.
– Разберите предложение по членам предложения.
– Укажите с помощью стрелочек связь слов в предложении.
На опушке леса росла молодая осина.
IV. Обобщение знаний учащихся об однокоренных словах.
1. Фронтальная работа
Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым –
Был он только словом.
Это слово – слово корень,
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло –
Стало много новых слов.
Вот из сада
Вам рассада,
Вот еще посадки рядом,
А вот садовод,
С ним садовник идет.
Очень интересно
Гулять в саду словесном.
Е. Измайлов
– Назовите однокоренные слова, которые повстречались в данном стихотворении.
– Докажите, что данные слова, являются однокоренными. (Эти слова сходные по значению и имеют общую часть – корень.)
Дети объясняют лексическое значение слов, называют корень.
- Сад – участок земли, засаженный деревьями, кустами, цветами.
- Рассада – молодые растения, выращенные в особых условиях и предназначенные для пересадки на гряды.
- Посадки – растения посаженные человеком.
- Садовод – специалист по садоводству
- Садовник – работник по уходу за садом.
– Ребята, что такое корень? (Общая часть однокоренных слов, в которой передаётся их основное значение.)
2. Работа с учебником
Упражнение 126.
3. Работа в тетради на печатной основе – по вариантам
– Прочитайте однокоренные слова. Напишите их в порядке указанных значений.
1-й вариант:
Повар, вареник, поварешка, варево, варенье.
______________– ягоды, плоды, сваренные в сахаре.
______________– горячее жидкое кушанье.
______________ – маленький варёный пирожок.
______________– мастер по приготовлению пищи.
______________ – большая ложка для разливания жидкой
пищи.
2-й вариант:
Зимовщик, зимовка, озимь, зимник, зимовать.
______________– проводить где-нибудь зиму.
______________ – место, где проводят зиму.
______________– человек, который находится на зимовке.
______________– дорога, которая проложена по снегу.
______________– всходы ржи, пшеницы, посеянные осенью,
под зиму.
4. Проверочный тест
ТЕСТ
Тема “Однокоренные слова”
1. Выбери правильный ответ и обведи его кружком.
Однокоренными (родственными) называются …
а) с похожим значением;
б) сходные по смыслу и имеющие общую часть – корень;
в) с похожим звучанием и общим смыслом.
2. Вставь пропущенные слова.
Чтобы выделить корень слова, надо подобрать _______________слова и выделить их___________ часть.
3. В группе слов подчеркни лишнее.
а) вода, водичка, проводка, водяной, водный;
б) дорого, дорогой, дорога.
4. Подчеркни однокоренные (родственные) слова, если они есть, выдели корень.
а) кашель, каша, кашлять, кошелёк, кашляющий;
б) подосиновик, синица, осина;
в) косить, косынка, косарь, косая;
г) краска, красить, украшать.
5. Выбери из списка однокоренные (родственные) слова к данным ниже словам и впиши в нужное место их номера.
1) Цветной,
2) звонкий,
3) цветочки,
4) жизненный,
5) перезвон,
6) цветущий,
7) звонить.
цветы___________________________________________
звон_____________________________________________
5. Занимательный материал
Послушайте небольшую шутку.
Родня ли Гусеница Гусю?
– Вы кто такие?
– Я гусь, это гусыня, это наши гусята
– А ты кто?
– А я ваша тетка – гусеница.
Есть ли в этом рассказе “родственники”?
Петя выписал: гусь, гусыня, гусята, гусеница
(личинка бабочки)
Алеша сказал, что гусеница – не родственное
слово.
А Петя возразил:
– Ведь гусеница сама сказала, что она
родственница, значит, родственное слово.
– Вы согласны с Петей? Почему?
V. Итог урока
– Наш урок я бы хотела закончить стихотворением (стихотворение – на доске).
У слова есть корни. И есть родня.
Оно не подкидыш под сирым кустом.
Когда я слышу:
“Защити меня!” –
Это значит:
“Укрой меня за щитом!”
Вслушайся! Вникни! Не позабудь:
У слова свой норов. Своё нутро.
И если в эту проникнешь суть –
Слово тебе сотворит добро.
– У каждого из нас есть родня. Кого мы так называем? (Это дяди, тёти, братья, сёстры, родители и другие родственники.)
– А какая родня может быть у слов? (Это родственные или однокоренные слова.)
– Сейчас вы назвали много таких слов. Перечислите их. (Это слова родня, родители, родственники, родственные.)
– Докажите их родство. (Все эти слова близки по смыслу и имеют одинаковый корень род.)
– В каких строках стихотворения выражена главная мысль? Как вы их понимаете? (К слову нужно прислушиваться. Внимательно обращаться со словами. Словом можно обидеть человека, и наоборот поддержать его в трудную минуту.)
VI. Домашнее задание
Стр. 50, упражнение 125.