Обобщающий урок по теме: "Однокоренные слова. Признаки однокоренных слов"

Разделы: Начальная школа


Тема урока: Однокоренные слова. Признаки однокоренных слов.

Цели урока:

  • Обобщить знания детей об однокоренных словах, о признаках однокоренных слов.
  • Выявить уровень знаний детей по данной теме.
  • Развивать умение разбирать предложения по членам предложения; обогащать словарный запас учащихся.
  • Формировать навыки самостоятельной работы.
  • Воспитывать интерес к уроку русского языка.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.

II. Сообщение темы и целей урока

– Сегодня на уроке мы обобщим знания об однокоренных словах.

III. Чистописание

– Наш урок мы начнём с чистописания. Откройте тетради, запишите число, классная работа. Вспомним написание буквы о.

Оо ор ос
осина орех огурец

(Соединения букв прописаны на доске и в тетрадях слова).

– Прочитайте слова. Какие орфограммы встретились в данных словах? (Непроверяемая безударная гласная.)

– Что общего в данных словах? (Данные слова обозначают названия растений.)

– Составим предложение с одним из слов.

– Разберите предложение по членам предложения.

– Укажите с помощью стрелочек связь слов в предложении.

На опушке леса росла молодая осина.

IV. Обобщение знаний учащихся об однокоренных словах.

1. Фронтальная работа

Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым –
Был он только словом.
Это слово – слово корень,
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло –
Стало много новых слов.
Вот из сада
Вам рассада,
Вот еще посадки рядом,
А вот садовод,
С ним садовник идет.
Очень интересно
Гулять в саду словесном.

Е. Измайлов

– Назовите однокоренные слова, которые повстречались в данном стихотворении.

– Докажите, что данные слова, являются однокоренными. (Эти слова сходные по значению и имеют общую часть – корень.)

Дети объясняют лексическое значение слов, называют корень.

  • Сад – участок земли, засаженный деревьями, кустами, цветами.
  • Рассада – молодые растения, выращенные в особых условиях и предназначенные для пересадки на гряды.
  • Посадки – растения посаженные человеком.
  • Садовод – специалист по садоводству
  • Садовник – работник по уходу за садом.

– Ребята, что такое корень? (Общая часть однокоренных слов, в которой передаётся их основное значение.)

2. Работа с учебником

Упражнение 126.

3. Работа в тетради на печатной основе – по вариантам

– Прочитайте однокоренные слова. Напишите их в порядке указанных значений.

1-й вариант:

Повар, вареник, поварешка, варево, варенье.

______________– ягоды, плоды, сваренные в сахаре.
______________– горячее жидкое кушанье.
______________ – маленький варёный пирожок.
______________– мастер по приготовлению пищи.
______________ – большая ложка для разливания жидкой пищи.

2-й вариант:

Зимовщик, зимовка, озимь, зимник, зимовать.

______________– проводить где-нибудь зиму.
______________ место, где проводят зиму.
______________– человек, который находится на зимовке.
______________– дорога, которая проложена по снегу.
______________– всходы ржи, пшеницы, посеянные осенью, под зиму.

4. Проверочный тест

ТЕСТ

Тема “Однокоренные слова”

1. Выбери правильный ответ и обведи его кружком.

Однокоренными (родственными) называются …

а) с похожим значением;
б) сходные по смыслу и имеющие общую часть – корень;
в) с похожим звучанием и общим смыслом.

2. Вставь пропущенные слова.

Чтобы выделить корень слова, надо подобрать _______________слова и выделить их___________ часть.

3. В группе слов подчеркни лишнее.

а) вода, водичка, проводка, водяной, водный;
б) дорого, дорогой, дорога.

4. Подчеркни однокоренные (родственные) слова, если они есть, выдели корень.

а) кашель, каша, кашлять, кошелёк, кашляющий;
б) подосиновик, синица, осина;
в) косить, косынка, косарь, косая;
г) краска, красить, украшать.

5. Выбери из списка однокоренные (родственные) слова к данным ниже словам и впиши в нужное место их номера.

1) Цветной,
2) звонкий,
3) цветочки,
4) жизненный,
5) перезвон,
6) цветущий,
7) звонить.

цветы___________________________________________
звон_____________________________________________

5. Занимательный материал

Послушайте небольшую шутку.

Родня ли Гусеница Гусю?

– Вы кто такие?
– Я гусь, это гусыня, это наши гусята
– А ты кто?
– А я ваша тетка – гусеница.
Есть ли в этом рассказе “родственники”?
Петя выписал: гусь, гусыня, гусята, гусеница (личинка бабочки)
Алеша сказал, что гусеница – не родственное слово.
А Петя возразил:
– Ведь гусеница сама сказала, что она родственница, значит, родственное слово.

– Вы согласны с Петей? Почему?

V. Итог урока

– Наш урок я бы хотела закончить стихотворением (стихотворение – на доске).

У слова есть корни. И есть родня.
Оно не подкидыш под сирым кустом.
Когда я слышу:
“Защити меня!” –
Это значит:
“Укрой меня за щитом!”
Вслушайся! Вникни! Не позабудь:
У слова свой норов. Своё нутро.
И если в эту проникнешь суть –
Слово тебе сотворит добро.

– У каждого из нас есть родня. Кого мы так называем? (Это дяди, тёти, братья, сёстры, родители и другие родственники.)

– А какая родня может быть у слов? (Это родственные или однокоренные слова.)

– Сейчас вы назвали много таких слов. Перечислите их. (Это слова родня, родители, родственники, родственные.)

– Докажите их родство. (Все эти слова близки по смыслу и имеют одинаковый корень род.)

– В каких строках стихотворения выражена главная мысль? Как вы их понимаете? (К слову нужно прислушиваться. Внимательно обращаться со словами. Словом можно обидеть человека, и наоборот поддержать его в трудную минуту.)

VI. Домашнее задание

Стр. 50, упражнение 125.