Общественный смотр знаний по теме: "Имя существительное". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Тема. Имя существительное.

Цели:

  • Проверить систему знаний учащихся по данной теме, умение применять сформированные навыки, связанные с данной темой на практике.
  • Развивать мышление, культуру речи, творческие способности учащихся.
  • Воспитывать интерес к предмету, коммуникативные способности, культуру поведения учащихся.

Оборудование: листы для индивидуальной работы учащихся, карточки с вопросами теории, задания для коллективной работы каждой группы, стенд для учета результатов индивидуальной и коллективной работы учащихся.

Описание работы: класс разделен на четыре группы на пять человек. К каждой группе прикреплен куратор (учитель начальной школы или языковед средней школы). После выполнения индивидуальной работы куратор проверяет карточку и передает ее в жюри для отметки на стенде учета. Жюри – учителя и родители. Групповые задания оформлены на отдельных листах для каждой команды.

ХОД УРОКА

I. Теоретическая часть

Капитанам команд предлагается взять по одному билету с теоретическим вопросом и через несколько минут обсуждения в группе, ответить на него:

  • Билет № 1: Расскажите, что вы знаете об имени сущестиветильном? (Что обозначает? Вопросы, неопределенная форма)
  • Билет № 2: Перечислите все постоянные и непостоянные признаки имени существительного.
  • Билет № 3: Какую роль в предложении играет имя существительное?
  • Билет № 4: Перечислите падежные вопросы имен существительных.

II. Практическая часть

Практическая часть состоит их трех блоков для индивидуальной работы, которые определяются друг от друга выполнением групповой работы.

I БЛОК (понятие, постоянные признаки).

1. Из данных слов выпишите имена существительные. Разбей их на группы по родам.

Омуль, чистый, глина, дитя, тянуться, задира, глиняный, флигель, чистюля, чистить, ворочать, домишко, полынь, детский.

2. Преврати неодушевленные имена существительные в одушевленные (однокоренные).

Сила – …
Труба – …
Заказ – …
Операция – …
Мирный – …
Журнал – …
Баловство – …
Коса – …

3. Определи склонение имен существительных.

Такси, агроном, молодежь, морковь, дорога, какаду, молоко, сестра, дядя, сердце, ночь.

ГРУППОВАЯ РАБОТА.

С помощью часов найдите “ключ” и прочтите зашифрованную здесь поговорку. Объясните ее значение.

(Ответ: Шутка – минутка, а заряжает на час.)

II БЛОК (непостоянные признаки)

1. Измени, если это возможно, число имен существительных.

Кофе – …
Брат – …
Лошадь – …
Ерши – …
Брюки – …
Печи – …
Пальто – …
Скрипачи – …
Носки – …
Сестра – …

2. Определи падеж имен Поставь данные имена существительные в существительных в словосочетаниях. указанном падеже.

Собирай по ягодке (… п.)
Рассказал про учителя (… п.)
Склонился над книгой (… п.)
Успех в работе (… п.)
Деревня (Д. п.) – …
Дача (Р. П.) – …
Сирень (Т. П.) – …
Стул (П. п.) – …

3. Объясните, почему слово ветка имеет здесь разные написания?

Почему?

Я прилагаю все старанья
Хочу понять правописанья.
Но вызывает тем не менее
Правописанье удивление.
Летят на веткИ воробьи,
Чтоб обсудить дела свои.
Сидят на веткЕ воробьи…
Сидят – на – Е, летят – на – И.

4. Вспомни правило правописание существительных, которое здесь представлено. Где нужно, поставь мягкий знак.

Реч…, ключ…, свеч…, суш…, врач…, крыш…, брош…, шалаш…, чащ… .

ГРУППОВАЯ РАБОТА.

Расшифруйте монограмму. Какая пословица здесь спряталась.

(Ответ: Не учись разрушать, а учись строить).

III БЛОК (словообразование).=

1. Образуй цепочку родственных слов от данных корней.

Зелен – …. , …. , …. .
Зуб – …. , …. , …. .
Снег – …. , …. , …. .
Друж – …. , …. , …. .

2. С помощью суффиксов измени данные имена существительные так, как они употребляются в сказках, былинах и песнях. Как называются эти суффиксы?

Солнце – … , Алена – … , друг – … , река – … , брат – … , сестра – … .

3. Образуй по каждой модели имена существительные, и назовите способ их образования.

Например: противо * – противодействие, приставочный способ.

* тель – …. , …. , …. .
* о * – …. , …. , …. .
за * ье – …. , …. , …. .
* арь – …. , …. , …. .

ГРУППОВАЯ РАБОТА.

Сначала дополните предложения. Ключевые слова помогут вам прочитать пословицу, в которой скрыт глубокий смысл. Объясните.

1, 5, 8, 6, 9 – лучший друг человека.
В этом году была холодная 11, 8, 4, 9
Дети слушали сказку “1, 3, 2 в сапогах”.
11, 9. 7, 10, 4 ты это сказал?

1 2 3 4 5 3 6 3 7 8 2 9 10 2 2 3 2 8 4 5 3 6 3 11 5 9 10 2
                                                       

 

(Ответ: Кто много читает, тот много знает).

III. Викторина

За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

1. Могут ли имена существительные вода, грязь, сталь, масло употребляться во множественном числе? Приведите примеры.

(Ответ: Могут: минеральные воды, лечебные грязи, технические масла).

2. В каком фразеологизме имя существительное зло употребляется во множественном числе?

(Ответ: Из двух зол выбирают меньшее).

3. В русском языке существует много авторских неологизмов, образованных при помощи суффикса -инк(а)со значением “черта поведения, внешности”, например: “хитринка”. Назовите другие примеры подобных словосочетаний.

4. Как правильно сказать: простыней – простынь, курей – кур, делов – дел?

IV. Подведение итогов

Подведение итогов индивидуальной работы, выставление отметок. Определение команды – победительницы. Все дети получают сладкие призы. Праздник заканчивается чаепитием.