Дошкольный возраст – не только счастливый, но и очень ответственный период в становлении человека. В эти годы ребенок проделывает огромный путь в своем развитии. Это возраст активного действия, когда невозможно что-то переживать про себя, молча, обязательно нужно говорить, двигаться. Это возраст, когда в жизни ребенка шумно и уверенно, в его жизнь входят другие дети – сверстники. Общие игры, ссоры, привязанности, согласия и разногласия начинают все больше заполнять его жизненные пространство. Это возраст, когда происходят новые встречи – с игрушками, с цветами, с добром и злом. Каждая встреча – открытие нового мира, мира сказок, мира природы, мира людей. Из беспечного, во всем зависимого малыша ребенок превращается в самостоятельную личность. Он начинает думать, придумывать, ставить вопросы и требовать на них ответы. Дошкольник начинает овладевать собой и своим поведением.
Чем интереснее и активнее живет ребенок в свои дошкольные годы, тем более плодотворным и полезным будет этот период для его психического развития. В результате моей деятельности с детьми, мною подмечено, чем младше дети, тем более открыто выражаются их эмоции. Они еще не знают, что должны подавлять в определенных ситуациях свои чувства, управлять ими и почему нужно это делать. Это в значительной степени облегчает мою задачу: понять ребенка, разобраться в истинных мотивах его поведения и его желаниях. Мое внимание было обращено на отношение детей к окружающему миру и к людям, самым близким и незнакомым; старалась создать вокруг дошкольников мир эмоциональной культуры, обучая приемам, стимулирующим эмоциональное развитие; стремилась обучить ребенка умению присматриваться к лицам и жестам, к выражению глаз, вслушиваться в интонации речи. Хочется, чтобы эмоциональное общение было красивым, наполнено теплотой, отзывчивостью и добрым отношением к другим людям.
В общении с детьми я наблюдала за поведением детей в обществе друг друга: замечают ли дети радость и боль другого; как выражают свое сочувствие (на словах или стараются чем-то помочь); умеют ли проявлять жалость сострадание, т.е. приласкать, погладить, утешить; часто ли обижается ребенок, достаточно ли обоснованы его обиды; умеет ли радоваться успехам сверстников или чувствует зависть; проявляет ли жестокость по отношению к животным, игрушкам или близким; знает ли ребенок нормы и правила поведения.
В результате наблюдений возник вопрос, как развить в детях способность эмоционально откликаться на состояние другого человека или явления? Безусловно, это в первую очередь пример поведения нас – взрослых. Но есть еще один путь эмоционально-нравственного развития ребенка – художественная литература, и особенно, такие любимые всеми детьми, сказки.
На мой взгляд, литература, искусство – богатейший источник и побудитель чувств, переживаний. Сказка для ребенка – это не просто вымысел, фантазия. Это особая реальность мира чувств, эмоций такого прекрасного и таинственного, а иногда и страшного. Сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни. Только в сказочной форме дошкольник и сталкивается с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть, гнев и сострадание, измена и коварство. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений чувств остается подлинной, “взрослой”.
Начиная работать с младшими дошкольниками, я подобрала сказки, песни и стихи, которые могут научить ребенка осознанно относиться к своим чувствам, переживаниям; понять, что такое добро и зло, быть терпимыми и бескорыстными. Предлагаю некоторые конспекты занятий в детьми 4–5 лет.
Занятие “Строим кораблик”
(По сказке Сутеева “Кораблик”)
Цели занятия:
- развивать умение подбирать заместители предметов по заданному признаку (по цвету);
- развивать понимание коллективных взаимоотношений;
- развивать ассоциативное поле.
Материалы: конверты с пятью кружками разного цвета, две разрезные картинки.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Звучит музыка “Спокойной ночи, малыши”.
Мотивация: Ребята, что за музыка звучит в нашей группе? О ком она хочет нам рассказать? (Выходим на героев через ответы детей). А хотите узнать, что с ними произошло?.. Пришли как-то в гости к Хрюше Степашка с Каркушей…
Хрюша: Здравствуй, Степашка, здравствуй Каркуша. Знаете, как мы будем сейчас играть?
Степашка: Ой, Хрюша, расскажи, пожалуйста, это очень интересно!
Хрюша: Мы будем складывать разрезные картинки. Вот они: в одном конверте одна картинка, в другом – другая. Сначала соберем одну, а потом – другую. (На картинках изображены мишка и зайчик).
Каркуша: Кар-р-р, как интересно! Я сама соберу кар-р-р картинку и очень быстро (уносит конверт в сторону).
Хрюша: Ну, что ж, Степашка, давай с тобой собирать вместе, вот это – ножки, а сюда – хвостик…
Степашка: А головку – сюда (кладет неправильно). Ой, что-то не так, Хрюша, как ты думаешь?
Хрюша: А если повернуть… Вот так, получилось!
Степашка: Спасибо, Хрюша, ты мне помог. А сюда подходят ушки! Ура! Смотри, да это же зайчик, он похож на меня.
Хрюша: Пойдем, посмотрим, кто на картинке у Каркуши получился.
Каркуша: Вот так, эту кладу сюда, эту так, кар-р-р, кар-р-р… готово! Ой, что-то не пойму, почему у меня не получилось?
Вопросы к детям:
– Ребята, как вы думаете, почему Хрюша со Степашкой быстро собрали картинку, а у Каркуши не получилось?
– Что лучше? Когда вы ссоритесь или когда дружно играете?
Ответы детей.
Каркуша: Я поняла, что вместе не только веселее, но и интереснее играть и заниматься!
– Ребята, Хрюша со Степашкой дарят вам конверты. Подходите, берите – здесь спряталась сказка (в конвертах по 5 кружков разного цвета). А открыть конверты можно, когда вы все сядете за столы на свои места.
– Вы узнали, кто это? А где мы с ними встречались? Да, правильно, это герои сказки “Кораблик”. Воспитатель рассказывает сказку, активизируя детей вопросами, паузами, остановками: “А дальше? Что принес цыпленок? А что они сделали потом?” и т.п.
– Вот мы и побывали в сказке. Ребята, почему у цыпленка, мышонка, жучка и муравья получился кораблик?
Занятие “Печальная история о том, как Мишке оорвали лапу”
(По стихотворению А. Барто “Игрушки”)
Цели занятия:
- формировать у ребенка эмоциональное отношение к предметам повседневной жизни;
- развивать четкое проговаривание окончаний слов;
- обучать детей жестам общения.
Материалы: кукла-мальчик; три портрета девочек с разным выражением лица: злое, равнодушное, доброе; игрушка – Мишка с надорванной лапой.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Мотивация: кукла-мальчик просыпается: “Какое утро! Солнышко светит! А почему так тихо? Пойду, разбужу маму! (Громко поет.) Спят усталые игрушки, книжки спят… Одеяла и подушки…
Воспитатель прикладывает пальчик к губам: “Тс-с-с-с, тихо, Сережа, твоя мама работает вечером?”.
– Да, много! – радостно отвечает малыш.
– Ну а теперь она может поспать, отдохнуть в выходной день?
– Конечно, я же ей не мешаю.
– А что думают ребята? (Высказывания детей). Воспитатель может подсказать, как надо охранять покой взрослых, когда они очень устали и отдыхают.
– А что же делать, пока все в доме спят? – спрашивает Сережа – Хотите, я вам стихи почитаю? Я знаю два стихотворения для малышей!
Читает стихи “Зайка” и “Мишка” А. Барто.
– А теперь, посмотрите на картинки. Видите трех девочек? Как вы думаете, какая из них хозяйка Зайки? Какая оторвала Мишке лапку, а какая из девочек очень жалеем Мишку?
Ответы детей. Если дети не дают правильного ответа, помогаем:
– Посмотрите, какая эта девочка в фиолетовом платье равнодушная, безразличная она как раз начала играть с Зайчиком под дождем. А эта девочка любит драться, обижать других. Она оторвала Мишке лапу и бросила его тут-же на пол. А вот эта девочка, какая она?..
Ответы детей.
– А как вы поступили бы с Зайчиком и Мишкой? Как бы выручили их из беды?
Упражнение “Не плачь”.
Воспитатель изображаем плачущего Мишку или Зайчика: закрывает лицо руками, жалобно “всхлипывает”. Ребенок должен пожалеть его: ласково поглаживать по голове, по плечу; негромко, нежно произносит успокаивающие слова. После того, как “,мишку” пожалели, обиженный благодарит за поддержку улыбкой, ласковыми прикосновениями, объятиями. Затем, играющие меняются ролями.
Занятие “История про веселых соседей”
(по стихам К.Чуковского “Ежики смеются”, “Курица-красавица”, “Скрюченная песенка”, “Закаляка”)
Цели занятия:
- учить образовывать глаголы от звукоподражательных слов;
- помочь понять детям смысл “смешных” стихотворений;
- развивать фонематический слух, варьировать высоту голоса, темп речи.
Материалы: игрушки ежик и курица; иллюстрации к стихам; рисунки, выполненные фломастером; домики из строительного материала.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Мотивация: звучит песня “Маленький ежик”. Дети подпевают знакомую песенку.
Вопросы к детям:
– На чем ежик нес листок грибок?
– Можно ли ежика погладить по спинке?
– Как ежик разговаривает, подает голос? (Фыр, фыр, фыр)
– Как назвать одним словом, что он делает? (Фыркает)
– А вот и сам Ежик, он приглашает нас в свой домик.
Дети подходят к домику. Чтение стихотворения “Ежики смеются”.
– Почему ежикам не нужны булавки и иголки?
Ответы детей.
Ежик: Я угощу вас пирогом (имитация), а кто его испек, догадайтесь сами.
Чтение стихотворения “Курица-красавица”.
– Кто же пек Ежику пирожки? (Показываем игрушку курицы.)
– Какая она? Как по-другому можно назвать курочку? (Пеструшка, хохлатка.)
– Как разговаривает курочка? Что она делает? (Кудахчет)
Ежик: А рядом со мной живет очень смешной человечек! Хотите, я провожу вас к нему?
Дети подходят к следующему домику. Воспитатель показывает иллюстрацию из книги. Чтение “Скрюченная песенка”.
– Покажите, как ходил человечек?
– А еще человечек очень любил рисовать и однажды нарисовал Закаляку.
Чтение “Закаляка” с показом картинок, выполненных фломастером.
– Вот на какой необычной улице мы с вами побывали сегодня! Хотите немного здесь пожить?
Дети садятся на стульчики, где с помощью моделей обозначены жильцы – знакомые зверюшки. Игра “Кто в домике живет”. Дети закрывают ладонями лицо. Воспитатель спрашивает: “Кто в домике живет?”. Ребенок открывает глаза: “Мяу-мяу”. “Что ты делаешь?”. “Я мяукаю” (квакаю, хрюкаю, кукарекую и т.д.).
Занятие “Игра-драматизация сказки“Лиса, Заяц и Петух”
Цели занятия:
- вызывать у детей желание играть в сказку;
- дать возможность детям самостоятельно искать выразительные средства для создания образа;
- учить детей описывать свои эмоциональные состояния.
Материалы: декорации к сказке, телефон.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Мотивация: упражнение на образное перевоплощение “Лиса гуляет”.
Лиса бегает, ступая мягко, но не спеша; она
поводит плечами, хитро улыбается. Она любуется
своим хвостом, заглядывая себе через плечо;
поворачиваясь из стороны в сторону;
принюхивается в сторону добычи; прячется, чтобы
что-нибудь подслушать или подсмотреть.
Воспитатель надевает маску Лисы, ходит по группе
и приговаривает, привлекая внимание детей: “Кто
со мной хочет погулять? Где же мои лисята?”.
– Ой, да это же не лисята, а ребята! Из какой сказки я к Вам попала? (Высказывания детей). А сейчас мы в эту сказку и поиграем.
Распределение ролей с помощью воспитателя.
Драматизация сказки до момента, пока звери
откликнутся на просьбу зайчика о помощи.
– Ребята, а у нас есть телефон, позвоню-ка я зайчику, пожалею его: “Здравствуй, Зайчик. Я всегда расстраиваюсь, когда слушаю твою историю. Ты, Зайчик, не плачь. Хорошо, что ты встретил Петушка и он помог тебе. Я очень рада, что вы с ним дружно живете вместе. Он всегда тебя защитит от Лисы, и ты никогда не будешь больше плакать. Это очень тяжело, когда люди и звери плачут от обиды и горя. Я желаю вам с Петушком счастья!”
– А вы хотели бы кому-нибудь позвонить?
Дети еще не могут самостоятельно высказать
свою мысль. Воспитатель подбадривает,
подсказывает: “А может быть мы так скажем…”
Например:
– Здравствуйте, звери. Вы такие большие и сильные, а не смогли защитить маленького Зайчика. Нечего бояться Лису. Она вас только запугивала. Если вы боялись по одному, собрались бы все вместе. Кого вы испугались? Всем детям, которые слушают сказку, всегда за вас стыдно.
Драматизация эпизода сказки с Петушком.
Занятие “Составление рассказа по игрушке”
Цели занятия:
- учить составлять короткий рассказ об игрушке;
- учить правильно образовывать формы глагола в повелительном наклонении.
Материалы: игрушки Мышонка и Зайчика.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Мотивация: в группу приходят Мышонок и Зайчонок. Они спорят.
Зайчонок: Здравствуй, Микки, какой ты сегодня нарядный и ушки у тебя такие длинные!
Мышонок: Что ты, Степшка, это у тебя ушки длинные, а у меня круглые!
Зайчонок: Да? Значит у тебя и хвостик кругленький, как у меня?
Мышонок: Опять ты все перепутал, хвостик у меня длинный, черненький, вот какой!
Зайчонок: И ходишь ты как мишка – ногами топаешь.
Мышонок: Нет, хожу я тихонько, меня и кошка не услышит.
Воспитатель: Что вы шумите? О чем спорите?
Мышонок: Мы совсем запутались, какие мы.
Воспитатель: Не ссорьтесь, наши ребята любят играть с игрушками и сейчас помогут вас разобраться, кто какой. Поможем, ребята?
Вопросы детям об игрушках.
– А кто сам хочет рассказать про Мышонка? (2–3 рассказа)
После рассказа предлагаем показать, как ходит Мышонок, а как Зайчонок.
Мышонок и Зайчонок: А хотите с нами погулять? Тогда, идем на нашу полянку!
Звучит музыка.
Воспитатель: Попробуйте догадаться, кто еще пришел на полянку? (музыка Зайчат и мышат включается попеременно).
Мышонок: Хотите с нами поиграть?
С вами я играть хочу
В интересную игру:
Что вы скажете сейчас,
То и сделаю для вас…
Мышонок – ляг, и я ложусь!
Мышонок сядь – и я сажусь!..
Дети просят зверят в повелительном наклонении: “Сядь!”, “Ляг!”, “Повертись!”, “Похлопай!”, “Попляши”, “Потопай!” и т.д.