Урок чтения во 2-м (1–4) классе по теме: "С.А.Есенин "Береза"

Разделы: Начальная школа


 Цели:

  1. познакомить учащихся с жизнью и творчеством С.Есенина, показать красоту поэзии С. Есенина;
  2. формировать умение анализировать поэтический текст;
  3. содействовать нравственному и эстетическому воспитанию школьников;
  4. развивать у учащихся умение выделять главное, развивать эмоции и познавательный интерес;
  5. воспитывать интерес к поэзии и культуре общения.

Оборудование:

  1. портрет С. А. Есенина;
  2. цветные слайды с изображением деревьев, пейзажных зарисовок;
  3. плакат, на котором записаны слова: укрылась, накрылась, принакрылась;
  4. выставка книг.

ХОД УРОКА

  1. Сообщение темы и цели урока.
  2. Подготовка к восприятию нового материала.

Ребята, назовите самое красивое время года и объясните, почему вам так кажется? (Дети называют времена года, а учитель показывает по очереди цветные слайды, в зависимости от названого учащимися  времени года: лето, весна, осень, зима).

Звучит мелодия русской народной песни “Во поле берёза стояла”.

Знакома ли вам эта песня? О чём в ней поётся? (Показ слайда “Берёза”).

Берёза – символ нашей Родины. Когда великий русский композитор М.И. Глинка возвращался на родину, то, переехав границу, он остановил свой экипаж, вышел на дорогу и низко поклонился белой берёзе как символу нашей Родины.

Посмотрите на эту берёзу (слайд) и выберите из записанных на плакате слов (укрылась, накрылась, принакрылась) наиболее точное слово для её описания.

Укрылась закрылась снегом со всех сторон, вот как это дерево (слайд), даже щёлочки не видно.

Накрыласьзакрылась сверху снегом, вот как это дерево (слайд).

Принакрыласьслегка накрылась.

Правильно, берёза на картине – принакрылась.

Посмотрите, как красива берёза, принакрытая снегом. Опишите её.

(Выставка книг. Портрет С. А. Есенина).

Посмотрите на эти книги. В них собраны стихи, которые сочинил наш замечательный русский поэт С.А.Есенин.

3. Слово о авторе. (Сообщение учащихся).

В осенний день 3 октября 1895 году в селе Константиново Рязанской губернии родился Сергей Есенин. С двух лет он был отдан на воспитание деду по матери, у которого было трое взрослых сыновей; в этой семье и прошло почти всё его детство.

Когда Серёжа подрос, его отдали в церковно-учительскую школу, окончив которую, он должен был поступить в Московский учительский институт и стать сельским учителем. Но этого не случилось. Целью и смыслом жизни Сергея стала поэзия. Стихи Сергей начал писать рано, с девяти лет, но сознательное творчество началось в 16-17 лет. Он очень любил свою Родину, её поля и леса, небо над ней. Это всё отражено в его поэзии. С. Есенин воспевал в своих стихах красоту природы. Его называли певцом русской природы. М. Горький о нём писал: “Какой русский, и какой чистый поэт”.

4. Чтение учителем стихотворения.

5. Анализ первичного восприятия.

О чём это стихотворение? Какою увидел берёзу поэт? Почему она привлекла его внимание, вызвала удивление и восхищение, ведь он часто видел её из окна?

Самостоятельное чтение стихотворения учащимися.

6. Анализ стихотворения.

Какие краски понадобятся художнику, если он захочет проиллюстрировать стихотворение

Есенина “Берёза”? (Белая, чёрная, серебряная, бледно-розовая, золотистая, голубая).

Вот какое многоцветье, хотя поэт описывает заснеженную берёзу! Есенин, рисуя картины природы, всегда называет цвета, в которые она окрашена. Это он делает для того, чтобы читатели могли лучше представить то, о чём он пишет.

С чем сравнивает Есенин опушенные снегом кисточки берёзовых веток? (С белой бахромой).

Обратите внимание, что поэт дважды сравнивает снег с серебром, но при этом использует разные приёмы.

Как называется приём, используемый им в первой строфе, когда берёза принакрылась снегом, точно серебром? (Сравнение).

В последних строках стихотворения, когда заря обсыпает ветки новым серебром, тоже есть сравнение, но оно как бы скрыто. Поэт не говорит, что заря обсыпает ветки снегом, точно серебром. Он сразу называет снег серебром, надеясь на вашу догадливость.

Как называется такое сравнение? (Скрытое сравнение называется метафорой).

Поэты часто изображают неживые предметы, как живые. Найдите строки в тексте стихотворения, в которых неживые предметы описаны как живые. Такой приём называется олицетворением.

Вы наблюдательны. А теперь я хочу проверить вашу догадливость. Поэт пишет, что снежинки горят в золотом огне.

В каком значении – прямом или переносном – употреблено слово горят?

Конечно, в переносном. Это слово часто употребляется в переносном значении. Мы говорим, например, глаза горят. Снежинки не могут, конечно, гореть, как дрова.

А откуда взялся золотой огонь? Что поэт так называет? (Свет зари).

Что такое “заря”? (Яркое освещение горизонта перед восходом или заходом солнца. Зимой небо озаряется не так ярко, как летом).

А теперь вопрос для самых догадливых. Как долго стоит берёза в сонной тишине? От утренней зари до вечерней. Именно так надо понимать слова, обходя кругом. Сначала заря была на востоке, а затем – на западе.

А почему поэт считает зимнюю зарю ленивой? Вспомните эти строки:

А заря, ЛЕНИВО
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.

Зимой заря начинается позже, чем летом, будто ленится встать пораньше. И горит она не так ярко, как летом, как будто ей лень озарять небо.

7. Подготовка к выразительному чтению стихотворения.

Вот теперь, когда мы так много поняли и заметили, нам нужно выбрать верную интонацию для чтения вслух этого стихотворения.

Какая строка, по-вашему, подсказывает, как именно надо его читать? (И стоит берёза в сонной тишине).

Как будем читать стихотворение – быстро или неторопливо? Громко или не очень громко, чтобы не разбудить дремлющую берёзу? (Будем читать неторопливо, не очень громко, но так, чтобы все могли услышать, и постараться передать чувства автора, его любование берёзой.

Словосочетания: сонная тишина, заря лениво, обходя кругом – подсказывают нам, что стихи надо читать певуче, неторопливо.

8. Коллективное чтение стихотворения.

9. Закрепление умения анализировать поэтический текст.

Детям получают карточки с вопросами и они сами выбирают уровень сложности вопроса.

1 уровень.

Какие краски можно использовать при создании картины?
Какие картины родились в вашем воображении после чтения стихотворения?

2 уровень.

Какие приёмы использует С. А.Есенин для того, чтобы выразительнее описать белую берёзу?
Прочитайте понравившиеся строки.

3 уровень.

Какое настроение вызывает у вас стихотворение С. А. Есенина “Берёза”?
Какие чувства надо передать при чтении стихотворения?

Итог урока.

Домашнее задание.

Выучить стихотворение “Берёза” наизусть.

Список использованной литературы

1. Шестипалова К.П. Изучение поэтического произведения в начальных классах. Москва, 2004.