Урок литературного чтения в 3-м классе по теме: "Сказка Г.-Х. Андерсена "Стойкий оловянный солдатик" (учебник Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой "В одном счастливом детстве")

Разделы: Начальная школа


Тема: Сказка Г.-Х. Андерсена “Стойкий оловянный солдатик”.

Цели:

  • Ознакомить с содержанием сказки, ее особенностью.
  • Помочь понять настроение автора. Познакомить детей с биографическими фрагментами из жизни писателя.
  • Направить воспитательный акцент на различие доброго и злого, на утверждение общечеловеческих ценностей.

Оборудование:

  • Портрет Г.-Х. Андерсена.
  • Выставка рисунков “Город сказок”.
  • Мультфильм “Стойкий оловянный солдатик”.
  • Выставка книг-сборников со сказками Андерсена.

Ход урока

I. Введение в урок.

- Мы продолжаем путешествие по стране сказок. Перед вами портрет великого сказочника.

- Узнали ли вы его? Чей это добрый, мудрый, грустный взгляд?

- Какие сказки Г.-Х. Андерсена вы читали?

- Ребята, постарайтесь по рисунку и отрывку узнать сказку Андерсена.

Отрывки из сказок читают ученики:

“… Лишь раз в год позволено нам прилетать на родину. Мы можем оставаться здесь одиннадцать дней и летать над этим большим лесом, откуда нам видно дворец, где мы родились и где живет наш отец, и колокольню церкви, где покоится наша мать. Тут даже кусты и деревья кажутся нам родными. Тут наша родина, сюда тянет нас всем сердцем, и здесь-то мы нашли тебя, милая, дорогая сестричка!..”

- Правильно, это сказка – “Дикие лебеди”.

“… Он был чересчур счастлив, но нисколько не возгордился – доброе сердце не знает гордости – помня то время, когда все его презирали и гнали. А теперь все говорят, что он прекраснейший между прекрасными птицами! Сирень склоняла к нему в воду свои душистые ветви, солнышко светило так славно… и вот крылья его зашумели, стройная шея выпрямилась, а из груди вырвался ликующий крик…”

Верно, это финал красивейшей сказки “Гадкий утенок”.

II. Сообщение кратких биографических фрагментов из жизни Андерсена.

- Мы услышали отрывки из замечательных сказок Андерсена, а что вам известно о самом писателе, его жизни, творчестве?

Рассказ ученицы (подготовить заранее):

Ганс Христиан Андерсен родился в 1805 году в старом датском городе Одензе (показывается на карте страна Дания) в семье сапожника. Андерсен вырос в бедности. Единственной гордостью семьи Андерсенов была необыкновенная чистота в их доме, ящик с землей, где густо разрастался лук, и несколько вазонов на окнах. В них цвели тюльпаны. Мальчик рано узнал сказки своего народа и еще в детстве стал придумывать свои сказки и стихи. Ганс всегда стремился учиться. Но из-за бедности стал обучаться в гимназии, когда ему было уже 18 лет. Несмотря на постоянную нужду, Андерсен окончил не только гимназию, но и университет.

Продолжает учитель:

Сказки датского писателя Ганса Христиана Андерсена стали достоянием всего мира и вошли в детские книги народов всей Земли.

1975 год (год 170-летия со дня рождения писателя) был объявлен Международным годом Андерсена. 2005 год тоже отмечался во всем мире как год Ганса Христиана Андерсена. Почему именно 2005 год? Вы подсчитали, да?

Сказки этого писателя учат доброте, любви, человечности. Для каждого читателя знакомство со сказками Андерсена – это праздник. Вот что пишет К.Паустовский в своем рассказе “Великий сказочник” “… около елки лежала толстая книга – подарок от мамы. Это были сказки Христиана Андерсена… Я начал читать и зачитался так, что, к огорчению взрослых, почти не обратил внимания на нарядную елку. Прежде всего, я прочел сказку о стойком оловянном солдатике и маленькой прелестной плясунье, потом - сказку о снежной королеве. Удивительная, и как мне показалось, душистая, подобно дыханию цветов, человеческая доброта исходила от страниц этой книги…”.

III. Сообщение темы урока.

Мы сегодня прочитаем эту сказку. Сказку про стойкого оловянного солдатика. Возможно, толчком к тому, чтобы появилась эта сказка, послужил один случай на улице в Копенгагене (столица Дании).

Ученик читает отрывок из рассказа “Великий сказочник”.

“… Маленький мальчик играл на подоконнике в старом копенгагенском доме. Игрушек было не так уж много, - несколько кубиков, старая бесхвостая лошадь из папье-маше и сломанный оловянный солдатик.

Мать мальчика – молодая женщина сидела у окна и вышивала. В это время в глубине пустынной улицы… показался высокий и очень худой человек в черном. Он быстро шел несколько скачущей, неуверенной походкой, размахивая длинными руками, и говорил сам с собой…

Женщина за пяльцами подняла голову и сказала мальчику: “Вот идет наш поэт, господин Андерсен. Под его колыбельную песню ты так хорошо засыпаешь.” Мальчик посмотрел исподлобья на незнакомца в черном, схватил своего единственного хромого солдатика, выбежал на улицу, сунул солдатика в руку Андерсену и тотчас убежал. Это был неслыханно щедрый подарок. Андерсен понял это. Он воткнул солдатика в петлицу сюртука рядом с веточкой мяты, как драгоценный орден, потом вынул платок и слегка прижал его к глазам, - очевидно недаром друзья обвиняли его в чрезмерной чувствительности…”

- Может быть именно для этого щедрого детского сердца написал Андерсен свою сказку.

IV. Чтение сказки “Стойкий оловянный солдатик” (учитель – ученик).

- Что остается от сказки потом – после того, как ее рассказали?..

- Постарайтесь уловить, понять настроение автора.

V. Беседа после прочтения.

- В каком настроении вы остались после прочтения? Почему вам стало грустно?

- Кто передал вам эту грусть? (Автор)

- Кто понравился в этой сказке?

- Кто вызвал антипатию? Почему?

- Встретили ли вы кульминационные моменты при чтении?

- Почему испытывали тревогу за солдатика?

VI. Выборочное чтение.

- В какие приключения попадает наш герой сказки?

- Почему Андерсен называет солдатика “замечательным путешественником”? Ответьте словами текста.

VII. Дискуссия.

- Согласны ли вы, что солдатик был действительно стойкий?

- Чтобы вы еще добавили в характеристику нашего героя? (Выдержанный, смелый, отважный, верный своим чувствам, скромный).

- Кого в сказке можно назвать отрицательным героем?

- Каким мы видим тролля? (Злым, бессердечным, завистливым).

- Чему завидовал тролль? (Светлому чувству солдатика, его стойкости).

VIII. Танец.

- Почему герой сказки решил, что женитьба на балерине невозможна?

- Солдатик и танцовщица не обмолвились ни одним словом. Как же они поняли друг друга? Что говорило об их чувствах? (Глаза, выражение лица).

Вот если бы танцовщица танцевала, она посредством танца могла бы поведать солдатику о своих чувствах.

Наши ребята Настя и Саша не первый год занимаются в балетной студии. Эту сказку они прочитали намного раньше и решили показать наших героев в составленном ими танце. (Исполняется танец. Учитель и ребята благодарят исполнителей.)

IX. Просмотр фрагмента мультфильма “Стойкий оловянный солдатик” (по тексту – последняя глава).

После просмотра учитель перечитывает последний абзац сказки:

“… На другой день горничная выгребала из печки золу и нашла маленькое оловянное сердечко…”.

Почему автор оставляет сердечко нерасплавленным? Это сердечко влюбленного солдатика. Авторской печалью овеян конец повествования. История оловянного солдатика и его трагической любви к погибшей вместе с ним в пламени танцовщице заставляет думать о настоящих жизненных драмах. Андерсен творил не только для детей, но и для взрослых. И через десять и через двадцать лет вы с интересом будете перечитывать сказки Андерсена, находя в них новый смысл, особый лиризм и изящество.

X. Домашнее задание.

Прочитайте дома эту сказку своим родителям и нарисуйте иллюстрацию к выбранному отрывку из сказки.

Посмотрите, как много замечательных рисунков появилось на нашем стенде с начала работы по разделу “…и кот ученый свои мне сказки говорил…”

Учитель обращает внимание на некоторые рисунки, ребята выражают свое одобрение.

- Сколько света, добра, творчества в ваших рисунках!

- Спасибо вам за этот свет и веру в добрый хороший мир.

XI. Итог.

- Какая это сказка? Грустная или веселая?

- Можете ли вы назвать другие сказки Андерсена, при чтении которых улавливалась та же авторская светлая грусть? (“Гадкий утенок”, “Дикие лебеди”, “Девочка со спичками”).

Эта светлая чистая грусть заставляет и нас, читателей, быть светлее душой, добрее сердцем и мудрее умом. И мы ему, этому вдохновенному ловцу человеческих душ, благодарны.

“Несмотря на частые невзгоды, Андерсену выпало на долю подлинное счастье быть обласканным своим народом. Он был поэтом бедняков, несмотря на то, что короли считали за честь пожать его сухощавую руку” (К.Паустовский). И в наши дни сказки Андерсена остаются любимыми сказками. Полное издание сказок Г.-Х. Андерсена вы можете найти в этом двухтомнике “Сказки и истории”. Составитель Л.Брауде.

- А урок наш заканчивается все той же песней Б.Гребенщикова “Город”. Кто сегодня ее желает спеть? Мне кажется, что слова и мелодия этой песни созвучны настроению, в котором оставила нас прочитанная сказка.

Под небом голубым есть город золотой
С прозрачными воротами и яркою звездой.
А в городе в том – сад – все травы да цветы;
Гуляют там животные невиданной красы.

Одно – как желтый огнегривый лев,
Другое вол – исполненный очей.
С ними – золотой орел небесный,
Чей так светел взор незабываемый.

А в небе голубом горит одна звезда;
Она твоя, о ангел мой, она твоя всегда.
Кто любит, тот любим; кто светел, тот и свят.
Пускай ведет звезда тебя дорогой в дивный сад.

Тебя там встретит огнегривый лев
И синий вол, исполненный очей,
С ними – золотой орел небесный,
Чей так светел взор незабываемый.