Урок музыки в 4-м классе по теме: "Народное масленичное гуляние"

Разделы: Музыка


Цели:

  • расширить и углубить представление учащихся о народных традициях;
  • показать, что в музыке И.Ф.Стравинского, также как в картинах Б.М.Кустодиева, множество самых разнообразных контрастных деталей соединяются в единую, цельную музыкальную картину;
  • воспитывать любовь к Родине, народным традициям, патриотические чувства;
  • учить детей анализировать и размышлять;
  • развивать вокально-хоровые навыки.

Оборудование: музыкальный центр, детские музыкальные инструменты, (бубенцы, бубны, ложки, трещотки…), иллюстративный материал: Б. М.Кустодиев – “Масленица”, “Зима. Масленичное гулянье”; портрет композитора И.Ф.Стравинского.

Музыкальный материал: фрагменты балета “Петрушка” (тема гуляния, “Танцовщица”, “Шарманщик играет на трубе”, “Танец оживших кукол”), песни-заклички, частушки, русская народная песня “Блины”.

ХОД УРОКА

I. Введение в тему урока

Учитель: Ребята, сегодня, мы с вами отправимся на народное гуляние, посвященное Масленице. Масленица – обрядовый славянский праздник, который дошел и до наших времен.

– Ребята, чему посвящен этот праздник?

Дети: Проводам зимы и встрече весны.

Учитель: Возник он в глубокой древности и праздновался в конце зимы.

Показ иллюстраций.

– Сколько дней праздновался этот праздник?

Дети: Неделю.

Учитель: Он длился неделю – последнюю неделю перед Великим постом, когда запрещалось есть мясо и другую скоромную пищу, считалось грехом петь песни и веселиться. Начало праздника открывалось шумной встречей Масленицы в понедельник. Он так и назывался “Встречей”. Давайте и мы встретим Масленицу.

Исполнение песни “ Едет Масленица”.

Учитель: Вторник – “Заигрыш”: с этого дня начинались ряженья, катания, о которых нам сейчас поведают ребята в своих частушках.

Ребята, одетые в русские народные костюмы, исполняют частушки, а остальные ученики аккомпанируют на инструментах.

Учитель: Среда – “Лакомка”: во всех домах ели блины и другую вкусную еду.

Звучит фрагмент песни “Блины” (музыкальная загадка).

– Ребята, узнали эту мелодию?

Исполнение песни “Блины”.

Учитель: Песнями, танцами, горячими блинами закликали люди красавицу-весну. Так у славянских народов появились песни-заклички (веснянки).

Учитель: Давайте и мы покликаем птиц в песне “Кулик”.

Разучивание и исполнение песни “Кулик”.

Учитель: Четверг – “Широкая масленица”, “Перелом”, кульминация праздника. Широко праздновали этот день. На “Широкую масленицу” разыгрывали целые представления, в которых участвовали силачи, танцовщицы, музыканты (шарманщики и др.), фокусники, кукольники, скоморохи, Петрушки…

II. Работа по теме урока

1. Беседа по картинам Б.М. Кустодиева “Масленица”, “Зима. Масленичное гулянье”

Учитель: Давайте всмотримся и вслушаемся в картины Бориса Михайловича Кустодиева “Масленица”, “Зима. Масленичное гулянье”.

– Беззвучны они или звучат в вашем воображении?
– Какие звуки можно представить себе, глядя на картины?
– Какие краски природы согласуются с красочностью праздника?
– Что объединяет все разные детали картины “ Масленица” в одно целое?

Учитель: Картина очень пестрая с резкими контрастами, вместе с тем очень цельная. Сочетание неподвижной белой массы инея на деревьях с яркими красками движущейся шумной толпы составляет основной контраст картины. Какими музыкальными красками надо воспользоваться, чтобы сложить музыку по картинам Б.М.Кустодиева, ?

Дети: Динамическими, темповыми, тембровыми, ладовыми…

Учитель: Какие изобразительные интонации помогли бы передать праздничное народное гуляние?

Дети: Шум разноголосой толпы, народные наигрыши, песни, перезвон бубенцов под дугой лихой тройки, голоса артистов и музыку балагана – кукольного театра.

Учитель: Достаточно было бы только одной мелодии, чтобы нарисовать картину Масленицы?

2. Слушание и обсуждение фрагментов из балета “Петрушка” И.Ф. Стравинского

Учитель: В начале прошлого века русский композитор Игорь Федорович Стравинский сочинил балет о народном масленичном гулянии. Главным героем балета он сделал ожившую куклу – любимца балаганных спектаклей Петрушку. Балет свой И.Ф.Стравинский так и назвал “Петрушка” – “Потешные сцены в четырех картинах”. “Петрушку” исполняют и в концертах как “симфоническую сюиту”, но уже не “в четырех картинах”, а “в четырех частях”.

Краткое содержание первой картины

В первой картине композитор нарисовал народное гулянье на масленой. Балаганный дед потешает толпу. Появляется шарманщик с уличной танцовщицей. Шарманщик играет на шарманке, потом на трубе. Танцовщица танцует, отбивая такт треугольником. В другом конце сцены танцует другая танцовщица. Два барабанщика привлекают внимание толпы. Из театрика выходит старый фокусник. Он играет на флейте. Занавес раздвигается, толпа видит трех кукол: Петрушку, Арапа и Балерину. Фокусник оживляет их прикосновением своей флейты. К великому удивлению толпы, Петрушка, Арап, Балерина дружно пускаются в пляс.

Учитель: Какой представляете вы себе музыку “Петрушки”? Какую бы вы сочинили музыку для такого балета, если бы вы были композиторами?
Чтобы передать эту картину И.Ф.Стравинский написал множество мелодий, которые напоминают русские народные песни, танцы, наигрыши. Но иногда он включал в свою музыку интонации настоящих мелодий.

Перед прослушиванием фрагмента первой картины познакомить с основными темами: тема гуляния, "Танцовщица", "Шарманщик играет на трубе", "Танец оживших кукол".

– Сумел ли композитор передать колорит празднования Масленицы?
– Какие музыкальные краски он использовал?– Что больше всего запомнилось, понравилось?
– Есть ли что-либо общее между музыкальной картиной масленичного гулянья в балете И.Ф.Стравинского “Петрушка” и картинами Б.М. Кустодиева “Масленица”, “Зима. Масленичное гулянье”?
– Какие музыкальные краски использовал для своей картины Б.М.Стравинский?

“Петрушка” – это сама жизнь. Вся музыка его полна такой бодрости, свежести, доступности, такого здорового и неподкупного веселья, такой несдержанной удали…, словно вы сами в снежно-солнечный масленичный суетливый день…попали в праздничную, хохочущую толпу и “слились с ней в неразрывное ликующее целое.”

Н.Мясковский

Исполнение песни “Как на Масленой неделе”.

III. Обобщение

– На каком празднике мы сегодня побывали?
– Как праздновали Масленицу?
– Какой композитор и художник помогли нам “услышать” и “увидеть” Масленицу?

IV. Итог урока

Анализ работы класса на уроке.