Пояснительная записка
Одним из важнейших направлений модернизации системы образования в России становится переход к старшей профильной школе. Принята соответствующая концепция, разработан проект базисного плана.
В концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования сформулированы цели профильного обучения среди которых создание условий для дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ. Для реализации этой цели необходимо использовать модель обучения, при которой профильность достигается за счет различных учебных курсов, в том числе элективных курсов.
Элективные курсы – обязательные курсы, которые учащиеся выбирают сами, из имеющегося в учебном заведении комплекта и входящие в состав профиля на старшей ступени школы. Эти курсы реализуются за счет школьного компонента образования и могут выполнять несколько функций:
- Дополнять содержание дополнительного курса;
- Развивать содержание одного из базовых курсов;
- Удовлетворять разнообразие познавательные интересы школьников, выходящие за рамки выбранного им профиля;
- Стать полигоном для создания и экс проверки нового поколения учебных материалов.
Поэтому считаю целесообразным включение элективного курса “Решение задач с параметрами”. Предполагаемый курс является развитием ранее приобретенных программных знаний. Этот курс дополняет базовую программу, не разрушая ее целостности, расширяет и углубляет знания учащихся, является преемственностью между школой и ВУЗом.
Задачи с параметрами являются непривычными, сложными для многих. Они представляют сложность в логическом, техническом и психологическом плане.
Актуальность:
Задачи с параметрами часто встречаются на вступительных экзаменах в ВУЗы, есть в заданиях единого государственного экзамена. Именно эти задания вызывают наибольшие затруднения.
Задачи с параметрами играют важную роль в формировании логического мышления и математической культуры учащихся.
Задачи с параметрами - это материал для настоящей учебно-исследовательской работы.
Задача курса:
Привлечь внимание учеников к этим задачам, привить вкус к решению задач с параметрами. Выработать прочные навыки решения. Закрепить навыки решения задач с параметрами.
Развивающая:
Развивать способность к исследованию, пониманию закономерностей. Развивать навыки анализа конкретного случая на основе известных общих свойств объекта. Развивать познавательную деятельность. Формировать логическое мышление и математическую культуру.
Образовательная:
Сформировать представление о задачах с параметрами. Формировать умение решать уравнения и неравенства с параметрами. Выработать навыки решения базовых видов задач с параметрами. Отработать приемы решения различных задач с параметрами. Формировать осознанный подход к решению задач.
Воспитательная:
Формировать основы научного мировоззрения, нравственные качества, навыки общения. Воспитать уверенность, трудоспособность.
Знание, умение, навыки
Знание:
Сформировать понятия: параметр, задача с параметром. Сформировать методы решения базовых видов задач с параметрами (линейное уравнение, квадратное уравнение, линейное неравенство). Сформировать алгоритмический подход к решению задач с параметрами.
Умения:
Точно, сжато выражать математическую мысль в устном и письменном изложении, использовать символику. Уверенно владеть знаниями и применять их к решению задач.
Навыки:
Уметь анализировать, систематизировать, объединять рассматриваемые задачи. Уметь решать линейные уравнения, неравенства, квадратные уравнения с параметрами. Уметь писать рефераты, доклады, оформлять их.
В процессе изучения материала предполагаются различные формы обучения: лекции, беседы, индивидуальная работа, групповая, взаимное обучение.
Эффективность обучения отслеживается следующими формами контроля:
- самостоятельная работа;
- итоговый контроль.
Итоговый контроль предусматривает:
- собеседование;
- зачет;
- написание реферата;
- защита проекта.
Показателем эффективности обучения следует считать повышающийся интерес к математике, творческая активность и результативность учащихся.
Тематическое планирование
“Решение задач с параметрами”
(16 часов)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Литература
- Голубев В.И., Гольдман А.М., Дорофеев Г.В. О параметрах с самого начала. – Репетитор, № 2/1991, с. 3-13
- Гронштейн П.И., Полонский В.Б., Якир М.С. Необходимые условия в задачах с параметрами. – Квант, № 11/1991, с. 44-49
- ДорофеевГ.В., Затакавай В.В. Решение задач, содержащих пареметры Ч.2. – М., Перспектива, 1990, с. 2-38
- Пятьсот четырнадцать задач с параметрами. / Под ред. Тынякина С.А. – Волгоград, 1991
- Ястребинецкий Г.А. Задачи с параметрами. – М., Просвещение, 1986.
- Попов В.А. Задачи с параметрами в курсе алгебры 9-летней школы: Учебное пособие. – Сыктывкар, РИПКРО МО РК, 1997. с. 109.
- Амелькин В.В. Рабцевич В.Л. Задачи с параметрами. – Минск. Асар, 1996. – 464.
- Горнштейн П.И., Полонский В.Б., Якир М.С. Задачи с параметрами – К., РИА “ТЕКСТ”; МП “ОКО”, 1992. – с. 292.