Под экологически образованием понимается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социальной среде и здоровью.
Целью экологического образования является становление экологической культуры личности и общества как совокупности практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой, обеспечивающего его выживание и развитие.
В научно-педагогической литературе можно обнаружить разные подходы к толкованию понятия “экологическая культура”.
Например, Епихин М.В. считает, что “… экологическая культура – система принципов рационального природопользования, готовности и умения решать социально-экономические задачи без ущерба для окружающей среды и здоровья людей”. Владышевский Д.В. подчеркивает, что “сущность экологической культуры заключается в осознании опасности и нравственной недопустимости безудержного использования ресурсов планеты, необходимости перехода к общенациональному (в перспективе – глобальному) сбережению”. Зверев И.Д. пишет: “Экологическая культура личности предполагает наличие у человека определенных знаний и убеждений, готовности к деятельности, а также его практических действий, согласующихся с требованиями бережно относится к природе”. Во многом совпадает с последним определением “экологической культуры” формулировки Суравегиной И.Т., Салеевой и др. авторов.
Мы также придерживаемся вышеизложенного подхода к осмыслению понятия экологическая культура, однако как нам представляется его можно несколько расширить.
Из определения термина “культура”, данного английским этнографом, исследователем первобытной культуры Э.Б. Тайлером (1871 г.), которое звучит следующим образом:
“Культура.. в широком этнографическом смысле слагается в своем целом из знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества”, мы считаем, что экологическая культура – это система знаний, умений, ценностных ориентаций в области науки, искусства, верований, законов, обычаев и традиций, активной деятельности по сохранению и улучшению окружающей среды ( понимая под окружающей средой природное окружение человека и техногенную среду).
Таким образом, экологическая культура представляет собой систему, состоящую из ряда взаимосвязанных элементов:
- экологических знаний; естественнонаучных, гуманитарных, ценностных, нормативных, практических;
- экологического мышления, включающего установление причинно-следственных, вероятностных, прогностических и др. видов связей; выяснение причин (истоков), сущностей и путей решения проблем, принятия решений в ситуациях нравственного выбора и прогноза;
- культуры чувств: “эмоционального резонанса”, сочувствия, сопереживания, чувства гражданственности, патриотизма и др.;
- культуры экологически оправданного поведения, характеризующегося реализацией экологических знаний, мышления и культуры чувств деятельности личности, осознавшей свое космопланетарное предназначение.
Ключевую роль в развитии экологической культуры играет становление экологического сознания личности (экологический подход к формированию сознания). В него входят:
- осознание сущности экологических законов: понимание причин противоречий в системе “природа–общество” как несоответствие природных и социальных законов;
- осознание опасности глобальных экологических катастроф и локальных экологических кризисов; осознание морального выбора способа целесообразности деятельности, которая согласуется с экологическим императивом;
- познание себя и отношение к себе и окружающему миру как компонентам единой системы.
Становление и развитие экологической культуры связано с семейными, общественными, производственными отношениями.
Задачи экологического образования представляются в единстве процессов обучения, воспитания и развития личности.
Обучение: формирование знаний о системной организации природы, развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке и улучшению состояния окружающей среды своей местности и здоровья людей.
Воспитание потребностей (мотивов, побуждений) поведения и деятельности, направленных на соблюдение здорового образа жизни и улучшение состояния окружающей среды.
Развитие интеллектуальной сферы – способности к целевому, причинному и вероятностному анализу экологических ситуаций;
- эмоциональной сферы – эстетического восприятия и оценки состояния окружающей среды;
- волевой сферы – убеждения в возможности решения экологических проблем;
- стремления к распространению экологических знаний и личному участию в практических делах по защите окружающей среды.
Анализ психолого-педагогической литературы и реальной практики экологического образования позволяет выявить ряд противоречий, разрешение которых даст возможность эффективно осуществлять экологическое образование:
- между пониманием экологического образования как целостного и непрерывного процесса и отсутствием преемственности экологического образования на разных ступенях непрерывного образования;
- между необходимостью развития экологической культуры как системы знаний, умений, ценностных ориентаций в области науки, искусства, верований, обычаев и традиций активной деятельности по сохранению и улучшению окружающей среды и недостаточным осознанием важности регионального (местного) уровня развития экологической культуры;
- преобладанием в практике формального изучения экологических проблем и необходимостью лично значимого их усвоения на основе формирования экологического мышления, “эмоционального резонанса” и практической деятельности.
При разработке концепции и модели школы-центра экологического образования Орехово-Зуевского района Московской области сделана попытка разрешить эти противоречия
Структурно-функциональная модель школы – экологического центра образования
Целью создания школы – экологического центра образования является развитие высоко уровня экологической культуры подрастающего поколения и всего населения района.
Гипотеза создания школы – экологического центра образования состоит в том, что решение поставленной цели возможно при создании школы как комплекса, координирующего свои усилия с научными, общеобразовательными, культурно-просветительскими и другими учреждениями района.
Разработка модели экологического центра образования базируется на следующих концептуальных положениях:
- Необходимо определить организационно-педагогические условия экологического образования учащихся и экологической подготовки учителей в школе(единый процесс общего образования, учет уровня экологической культуры, кругозора и личностных качеств, а также условий окружающей среды, здоровья и др.).
- Разработать структурно-функциональную модель экологического образования учащихся и педагогов в школе (планы и программы спецкурсов, семинаров, факультативов, кружков, студий и т.д.), выделе в ней “общее ядро интегративных знаний”, необходимых для решения глобальных и местных проблем, и вариативную компоненту программы, раскрывающие социально-воспитательные, экономические, образовательные, профессиональные и специальные аспекты экологического образования.
- Определить методы, формы, педагогические технологии непрерывного экологического образования для учащихся разных возрастов, с использованием отечественных и адаптированных зарубежных методик.
- Разработать разного рода дидактические материалы: методические рекомендации, рекламы, информационные листки и др.
Роль, которую призван играть экологический центр образования, как элемент образовательной системы, становится понятной при рассмотрении моментов, касающихся формировании структуры образования в пределах района.
Пристальное внимание при организации школы – экологического центра образования уделяется созданию благоприятного психологического климата и атмосферы творческого сотрудничества педагогов и учащихся. Этот аспект в дальнейшем играет большую роль, так как дошкольники и учащиеся начальных классов должны будут с первых дней пребывание в школе – экологическом центре образования ощутить это на себе. Пусть даже и на подсознательном уровне. Очень важно создать атмосферу, характеризующую данный микросоциум и передающий весь свой положительный потенциал каждому, кто в ней оказывается. Чтобы реализовать саму идею школы – экологического центра образования, администрации необходимо на себя взять труд организации единого учебно-воспитательного процесса, продолжительность которого составляет 8–10 часов ежедневно и включат в себя:
- занятия по специализированным курсам, выполнение практических занятий, занятия в ВУЗах, элементы музейной педагогики, экскурсии в природу и др.;
- спортивные занятия, походы-экскурсии в природные заказники и ландшафты, валеологические занятия и др.
Функциональные связи школы – экологического центра образования
Для успешной реализации модели школы – экологического центра образования четкая организация педагогического процесса является необходимым, но недостаточным условием. Работа школы как образовательной структуры в сложной социокультурный среде района требует координации усилий всех ее компонентов и других организаций. Без их взаимодействия со школой – экологическим центром образования и друг с другом невозможна реализация принципов непрерывности и всеобщности экологического образования и перевода экологии в приоритет общественной морали и мировоззрения. Функциональные связи школы – экологического центра образования прослеживаются на двух уровнях – района и микротерритории. Микротерритория – это территория микрорайона школы со сложившееся структурой природных и социокультурных компонентов, стереотипы бытовых поведенческих действий и т.п., позволяющих обеспечить относительно автономное существование население, на ней проживающего. Отличительной особенностью микротерритории является наличие специфической инфраструктуры: образовательные учреждения, общественно-культурные центры, внутренних транспортных коммуникаций и т.п.
Схема структурно-функциональных связей школы ЦЭО приведена на рис. 2 . Она выражается во взаимодействии со следующими структурами.
1. Административно-управленческие структуры:
1.1. Районное управление образования – координирует образовательную политику в районе (микротерритории), поддерживает инновационные подходы к экологическому образованию, пропагандирует и распространяет передовой опыт школы – ЦЭО.
1.2. Районный комитет по экологическому надзору – проводит стратегию и тактику экологического образования и просвещения населения, участвует в финансировании инновационной работы по экологическому образованию, осуществляет помощь оценке качества окружающей среды в районе;
1.3. Районный отдел по делам молодежи – способствует организации и проведении экологически ориентированного досуга и занятиям спортом, оказывает содействия в связях с организациями здравоохранения и др.
2. Средства массовой информации – осуществляют пропаганду экологических идей, освещают работу школы – ЦЭО, подготавливают и публикуют (транслируют) материалы экологического содержания.
3. Организации санэпидемнадзора и контроля за состоянием ОС – осуществляют методическую и организационную помощь в оценке состояния ОС.
4. Организации здравоохранения – изучают состояние здоровья учащихся и валеологические показателей; составляют материалы по корректировке учебно-воспитательного процесса, осуществляют скрининг заболеваемости, мониторинг уровня и динамики развития учащихся и других факторов в их взаимосвязи с экологической ситуацией в районе (микротерритории). Оздоровительный лагерь обеспечивает мероприятия экологической, спортивно-оздоровительной и природоохранной направленности.
5. Предприятия-спонсоры (производственные, научно-технические, коммерческие, общественные и др.) – оказывают поддержку и помощь финансированием, оборудованием, литературой, транспортом, помещениями для проведения занятий и др.
6. Общественные организации (комитеты, движения и т.п.) – оказывают содействие в учебно-воспитательной и пропагандистской работе (в том числе и взрослого населения)
7. Учреждения культуры – способствуют развитию общей культуры учащихся, одним из элементов которой является экологическая культура.
8. Образовательные учреждения:
8.1. Средние специальные и профессиональные учебные заведения – способствуют углублению экологической грамотности выпускников в области из будущей профессиональной деятельности;
8. 2. ВУЗы – оказывают помощь преподавателям ведущим занятия в специализированных классах, участвуют в профориентации выпускников; предоставляют лаборатории ВУЗов для проведения лабораторно-практических занятий; проводят день открытых дверей для учащихся школы – ЦЭО;
8.3. Учреждения дополнительного образования – осуществляют руководство и помощь школе – ЦЭО во внешкольной работе. Привлекают учащихся в работе кружков экологического и др. направлений, олимпиадах, выставках, конкурсах и конференциях;
9. Учреждения дошкольного образования (детские сады микротерритории) – совместно со школой – ЦЭО проводят работу по экологическому воспитанию дошкольников.
Функциональные связи школы – ЦЭО могут быть реализованы на основе совместных договоров и планов работ перспективных, текущих), скоординированных на уровне Администрации района, районного управления образования и районного комитета по экологическому надзору.