Цель курса: способствовать формированию у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, художественно-творческой активности, помочь им в овладении образным языком декоративно-прикладного искусства.
Одна из задач, которую решает школа, – раскрытие и дальнейшее развитие способностей и дарований учащихся, самореализация личности школьника. Что неизменно сводится к понятию “гуманизация” образования. Этот термин происходит от слова “гуманный”, т.е. человеческий, человеколюбивый, человечный, милостивый, милосердный (В.И. Даль. Толковый словарь живого великого языка. М., 1981, т.1, с. 408). Гуманизация школы означает не только и не столько изменение самой направленности стиля и методов ее работы. В такой школе в центре внимания должен находиться ребенок. Необходимо создать все условия для его самоопределения, самореализации, пробуждения и развития его творческих задатков и способностей, желания быть нужным и полезным людям.
Художественная деятельность учащихся на занятиях находит разнообразные формы выражения при изготовлении различных изделий. Творческое развитие школьников осуществляется через знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства, традициями народных ремесел, образцами дизайнерских разработок. Большое значение имеет обсуждение художественных выставок и работ одноклассников.
Данный вид деятельности вовлекает в учебный оборот те силы и способности детей, которые другими средствами не могут быть задействованы. Он развивает важные для ребенка и процесса обучения психофизические, интеллектуальные и нравственные силы. К ним относятся зрение, слух, память, внимание, привычка к порядку и точности, настойчивость и т.д. Обогащается непосредственный, живой опыт школьников, будится творческая мысль, развиваются познавательные потребности, формируется общее умение работать: определять цель, объем работы, последовательность ее выполнения, предвидеть последствия ошибок, приучать к добросовестности в работе, формирует любовь к физическому труду.
Художественные изделия могут выполняться как индивидуально, так и коллективно. Законченные работы могут быть изготовлены для дома, использованы для оформления интерьера школы или коммерческих целей.
Художественная обработка материалов требует серьезных знаний и умений в обращении с ручным инструментом и станочным оборудованием. Одновременно с этим даёт уникальную возможность соединить трудовую подготовку с эстетическим воспитанием, без которого невозможно добиться высокой культуры труда. Изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда, возбуждает желание к последующей деятельности. Художественная обработка природных материалов развивает духовные способности человека, в том числе “чувствующий красоту формы глаз”. В слаженной, согласной работе глаза, головы и руки возникает чувство правильности, порядка, пластической координации.
Программа предлагает вести обучение трудовым навыкам в неразрывной связи с художественной обработкой материалов и ставит основными задачами:
- Сформировать у школьников эстетическое отношение к труду.
- Научить пользоваться инструментом, станками и оборудованием.
- Ценить красоту.
Программа рассчитана на 34 часа.
Художественная обработка древесины (20 часов)
Перечень знаний и умений
Учащиеся должны знать:
- Столярная (ручная и механическая) подготовка поверхности древесины к отделке.
- Отделка древесины лакокрасочными материалами (воскование, лакирование, полирование).
- Общие основы художественного конструирования.
- Виды орнаментов и узоров.
Учащиеся должны уметь:
- Выбирать и самостоятельно разрабатывать рисунки для художественной отделки изделий.
- Подготавливать поверхности изделия под художественную обработку.
- Осуществлять художественную отделку поверхности изделия (выжиганием, геометрической резьбой, окраской).
1. Столярная подготовка поверхностей древесины к отделке
Обработка поверхностей деталей ручными
инструментами.
Механизированная подготовка поверхностей.
Приспособления для механизированной шлифовки
древесины (шлифовальный диск, шлифовальный
барабан, шлифовальная головка), шлифовальный
станок, ручное выпиливание.
Подготовка древесины под следующую отделку
(порозаполнение, снятие ворса, заделка дефектов и
т.д.).
2. Отделка древесины лакокрасочными материалами
Воскование. Лакирование (виды лаков, область их применения, технология покрытия поверхностей лаками, условия и правила безопасности труда). Отделка изделий красящими веществами (нитроэмалевыми, водоэмульсионными и др. красками).
3. Выжигание
Сущность выжигания. Инструменты и приспособления, используемые при выжигании. Нанесение рисунка. Технология выполнения операций по выжиганию. Профессия – мастер-выжигальщик.
4. Резьба по дереву
Понятие о видах резьбы.
Материалы, применяемые для резьбы по дереву.
Оборудование, инструменты и приспособления для
резьбы по дереву. Геометрическая резьба.
Элементы геометрической резьбы.
5. Общие основы художественного конструирования
Понятие о технической эстетике и
художественном конструировании, дизайне.
Требования технической эстетики к промышленным
изделиям.
Исходные принципы художественного
конструирования.
Понятие о композиции. Закономерности и средства
композиции в художественном проектировании.
Виды композиции. Профессия дизайнера.
6. Орнамент и узор
Понятие об орнаменте и узоре. Виды орнаментов: геометрический, растительный и др. виды узоров. Основы построения узоров. Художественная роспись.
Практические работы
Выбор или самостоятельная разработка эскизов изделий для последующей художественной отделки. Подготовка поверхности изделия под художественную обработку. Нанесение рисунка на поверхность изделия. Художественная отделка поверхностей изделий (выжигание, выпиливание, геометрическая резьба, мозаика по дереву и т.д.). Отделка древесины различными способами (лакокрасочными материалами, морилкой, вощение и т.д.).
Примерный перечень изделий:
- игрушки,
- шкатулки,
- шахматные доски,
- разделочные доски,
- подсвечники,
- подставки под горячую посуду,
- полочки,
- подносы,
- рамки,
- декоративные композиции и панно,
- украшения,
- макеты этнографических предметов домашнего быта (ложки, миски, чашки и т.д.).
Художественная обработка металла (14 часов)
Перечень знаний и умений
Учащиеся должны знать:
- роль декоративно-прикладного искусства в жизни человека;
- принципы и технологию изготовления изделий из металлопластики, изделий из проволоки;
- чеканка на резиновой подкладке;
- профессии, связанные с художественной обработкой металла.
Учащиеся должны уметь:
- изготавливать простые изделия с элементами металлопластики;
- изготавливать простые изделия из проволоки;
- изготавливать простые изделия из листового металла методом чеканки на резиновой подкладке.
1. Металлопластика
Металлопластика как начальный этап в обучении чеканки и как самостоятельный вид художественной обработки металла. Применяемые материалы и инструменты. Технология изготовления рельефов на тонком листовом металле. Способы установки металлоплстики на декорируемое изделие.
Примерный перечень изделий
- открытка с элементами металлопластики;
- рельефы-символы для учебных кабинетов и пособий.
2. Изделия из проволоки
Пластические возможности материала. Особенности композиции изделия, влияние толщины металла на декоративную выразительность. Использование в сочетании с другими материалами. Технология работы с проволокой, ее гибка ручным инструментом, гибка в тисках и с применением различных оправок и приспособлений. Различные способы соединения проволочных деталей.
Примерный перечень изделий:
- подсвечники;
- подставки для карандашей;
- ажурные крючки для вешалок.
3. Чеканка на резиновой подкладке
Сходство и различие металлопластики и чеканки. Использование чеканки при изготовлении изделий из листового металла в древности и в настоящее время. Материалы и инструмент. Технология и приемы получения рельефных изображений на листе металла. Обработка кромок, окончательная отделка и способы крепления пластины на место эксплуатации.
Примерный перечень изделий:
- номерной знак для квартиры, садового участка или рабочего места учебной мастерской;
- металлические подкладки под крючки;
- декоративная пластинка на шкатулку.
Литература.
1. Барадулин В.А. Сельскому учителю о народных промыслах. М., 1979.
2. Василенко В.М. Народное искусство. М., 1974.
3. Газарян С.С. Прекрасное своими руками. М., 1979.
4. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
5. Критерии готовности учащихся к профессиональному самоопределению под ред. С.Н. Чистяковой. М.: Филология, 1998.
6. Методика диагностики готовности к выбору профиля обучения под ред. С.Н. Чистяковой. М.: ИОСО РАО, 2002.
7. Митлянская Т.Б. и др. Сельскому учителю о народных художественных ремеслах Сибири и Дальнего Востока. М., 1963.
8. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры. М., 1983.
9. Попова О.С., Каплан Н.И. Русские художественные промыслы. М., 1984.
10. Пряжников Н.С. Психологический смысл труда. М.: Институт практической психологии. Воронеж: НПО “МОДЭК”, 1997.
11. Твоя профессиональная карьера. Учебник для 8–11-х классов под ред. С.Н. Чистяковой. М.: Просвещение, 2003.
12. Каспржак А.Г. Проблема выбора: элективные курсы в школе. М.: Новая школа, 2004.