Парить бы над этой красотой вечно.
Ю.Фролов.
Цели:
- познакомить детей с жизнью и творчеством великого русского пейзажиста Ивана Ивановича Шишкина;
- учить детей видеть красоту родной природы, чувствовать восторг и интерес к живой природе;
- воспитывать уважение и чувство гордости к людям, чья жизнь является примером для молодого поколения.
Примечание: занятие проводится в компьютерном зале.
Оборудование: диск “Город Елабуга”, иллюстрации произведений Шишкина, буклеты о Шишкине – 10 штук.
Выставка:
- И.Шишкин. Журнал “Татарстан” № 9 за 1996 год.
- И.И. Шишкин Переписка. Дневник. Современники о художнике.
- Александра Пистунова “Родник в лесу”. Повесть о художнике И.И. Шишкине.
- Открытки с произведениями Шишкина “Музей изобразительных искусств”.
- Рисунки учащихся 4 класса – пейзаж.
Слова Шишкина на плакате: “…Надеюсь, придет время, когда вся русская природа, живая и одухотворенная, взглянет с холстов русских художников”.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Оргмомент
Учитель: Ребята! Наше занятие под названием “Парить бы над этой красотой вечно!” я хочу начать строчками стихов Баратынского:
Ученик:
С природой одною он жизнью дышал!
Ручья разумел лепетанье,
И говор древесных листов понимал,
И чувствовал трав прозябанье;
Была ему звездная книга ясна,
И с ним говорила морская волна.
– Когда-то именно эти строки маленький мальчик Ваня записал на полях своего учебника по естествознанию. Отец пожурил Ванечку: “Нельзя, сынок, писать на книжках”. И купил ему новый учебник. Отец не знал, что именно эти строки затронули душу мальчика и будут являться гимном всей его жизни.
II. Постановка задачи
– Сегодня мы познакомимся с этим мальчиком Ваней, который вырос и стал великим русским художником-пейзажистом Иваном Ивановичем Шишкиным. Познакомимся с его жизнью, творчеством, а также совершим заочное путешествие в город Елабугу, в дом-музей, в котором жила семья Шишкиных.
III. Работа над новым материалом
Показ портрета.
– Иван Шишкин родился 25 января 1832 года в
старинном городе Елабуге на берегу реки Камы в
семье небогатого купца. Мальчик родился в тот
самый январский день, когда его отец,
провалившийся в полынью на Каме, лежал в горячке
и почти умирал. Назвали малыша Иваном, чтоб не
потерять Ивана из семьи – примета верная…
Отец поправился.
Отец, Иван Васильевич, был купцом, торговал
хлебом, отправляя его по Волге и Каме на баржах.
Он был образованным человеком того времени,
любил науку, занимался изучением родной старины.
Мама – Дарья Романовна – женщина с сильным и
добрым характером, строгая и справедливая мать,
хорошая и экономная хозяйка. Она хотела, чтобы
Ваня пошел по стопам отца.
Но у Вани из всех увлечений постоянным и самым
сильным было рисование. Целыми днями бродил Иван
по окрестностям Елабуги, “…зачерчивая, наблюдая
и усваивая ту природу, к которой постоянно
возвращался позднее в своих картинах”. На
рисунки он изводил всю бумагу в доме.
Разрисовывал заборы, малевал на стенах.
Художников в Елабуге не очень-то жаловали. А
матушка Дарья Романовна их особенно не любила.
Родители хотели видеть Ивана Ивановича Шишкина
купцом, продолжателем семейных традиций. Он же
тянулся к карандашу и бумаге.
В 1843 году отец отвез сына в Казань, где определил
в первую городскую гимназию (мальчику 11 лет). В
гимназии он получил первые навыки в рисовании
карандашом, тушью, красками.
Приехав на лето в 1848 году в Елабугу, Иван решает
не возвращаться в гимназию, чтобы не сделаться
чиновником, чего он боялся всю жизнь.
В 1852 году Шишкин едет в Москву и поступает в
Московское училище живописи. Мама, провожая сына
учиться на художника, сокрушалась, говорила
такие слова:
– Пропали Шишкины! Никогда у них в роду художника
не было! Господи, да неужели мой сын будет
маляром!
А спустя четыре года, в 1856 году, Иван едет в
Петербург и поступает в Академию художеств.
Окончив в 1860 году Академию с Большой золотой
медалью, Шишкин получил право на заграничную
командировку.
Весной 1861 года Шишкин возвращается в Елабугу, в
которой не был пять лет. Все лето он работал в
окрестностях Елабуги, много рисовал, писал
маслом.
В это же лето он побывал в Казани и ее
окрестностях, где написал много этюдов. Среди них
“Мельница в поле”, “Шалаш” – которые мы с вами
рассмотрим сегодня.
Много и плодотворно работал Шишкин за границей.
Он был в Германии: в Мюнхене, Лейпциге,
Дюссельдорфе.
В 1965 г. ему присвоено звание академика. Он
становится известным художником-пейзажистом.
Его картины участвуют в различных выставках.
IV. Заочное путешествие в город Елабугу
– Сейчас мы совершим с вами заочное путешествие в город Елабугу, на родину художника, и побываем в доме-музее имени Шишкина.
Работает диск:
1. Герб Елабуги.
2. Дом Шишкина – на крутом речном откосе уже более
150 лет стоит большой белый двухэтажный дом, в нем
провел свои детские и юношеские годы И.И. Шишкин.
Сюда неоднократно приезжал он и в годы зрелого
творчества, черпая вдохновение в прикамских
лесах и просторах. Сейчас в этом доме
мемориальный дом-музей его имени – единственный
в стране, в котором экспонируются подлинные вещи
и живописные полотна.
3. Портрет № 1. Этот портрет написал Крамской в 1873
г. Шишкин запечатлен в дорожном костюме, сапогах,
с зонтом и дорожной сумкой. Так он выглядел во
время своих многочисленных походов по
окрестностям Елабуги.
4. Портрет № 2. Этот портрет написан в 1880 году
Крамским – другом Шишкина.
5. Большая гостиная. Здесь часто принимали гостей.
6. Малая гостиная. На рояле играл брат Ивана
Николай.
7. Кабинет отца художника. Много семейных
фотографий. На стене портрет в большой раме, где
изображен Иван Иванович Шишкин. Портрет написан
Верещагиным в 1862 году.
8. Буфет. Столовая.
9. Мастерская художника, где он работал над своими
картинами.
10. Спальная комната.
V. Работа над картинами
“Утро в сосновом лесу” – одна из самых популярных произведений русской живописи (1889 г.). Художник как бы открывает перед зрителями глухую чащу леса, передает состояние природы, только что начинающей пробуждаться. Над густо заросшим оврагом голубеет утренний туман. Первые лучи солнца начинают проникать в чащу, золотя верхушки деревьев. Проснулись и обитатели леса. Играющие медвежата и медведица дополняют образ дремучего леса.
Картина “Полдень” написана в 1869 году. Полдень летнего дня. Только что прошел дождь. На проселочной дороге поблескивают лужи. Влага теплого дождя чувствуется и на золоте хлебного поля, и на изумрудной зелени травы с яркими полевыми цветами. Чистоту омытой дождем земли еще более убедительной делает просветлевшее после дождя небо. Синева его глубока и чиста. Особенно ценно то, что в этой картине Шишкин сумел проникновенно передать обновленную после дождя природу, дыхание освеженных земли и травы, трепет бегущих облаков.
“Березовая роща”, 1870 г.
“Дождь в дубовом лесу” - на этой картине прекрасно показано состояние природы во время теплого летнего дождя. С большим мастерством передана глубина пространства, погруженного в дождливую мглу, сквозь которую проступают неясные очертания деревьев дальнего плана.
“Сосновый бор” – более всего Шишкин любил изображать хвойный лес. Он был первым в русской живописи, кто раскрыл обаяние могучего старого бора, пахнущего мхом и смолой, показал его красоту и величие. В картине “Сосновый бор” все залито ярким летним солнцем. В теплых лучах нежатся стройные сосны, журчит по чистому каменистому дну лесной ручей. Нотки тонкого народного юмора вносят потешные фигуры двух бурых мишек, заглядевшихся на дупло с дикими пчелами. Пейзаж в картине светел и чист.
Прекрасны и другие картины: “Шалаш”, “Мельница в поле”, “Пейзаж с сосной”.
“Корабельная роща” – художник изобразил сосновый мачтовый лес, освещенный солнцем. Он передал тишину, успокоенность леса. Состояние покоя подчеркивает прозрачный, скользящий по чистым камням ручей. “Корабельная роща” - лебединая песня художника. В ней он передал то чувство любви и гордости за красоту земли-матери, которое не покидало его на протяжении всей творческой жизни.
“Рожь” – одно из лучших произведений
в творчестве художника. Это полотно принесло
Шишкину заслуженную славу. Широкие просторы
ржаного поля изобразил художник в картине.
Насколько может охватить глаз, до самого
горизонта раскинулось золотое волнующееся от
ветра море поспевающих хлебов. Высокой стеной
подошли они к дороге, уходящей в даль. Над полем
ржи высятся могучие сосны-великаны, словно
охраняя это несметное золотое богатство. Сосны
уходят в глубину до самого горизонта, и это
усиливает ощущение бесконечного простора
русского равнинного пейзажа. Спокойный ритм
темных силуэтов деревьев придает еще большую
монументальность полотну, помогает созданию
эпического художественного образа.
Знойный летний день предвещает грозу. От долго
стоящей жары небо обесцветилось, утратило
звонкую синеву. Из-за горизонта уже ползут первые
грозовые тучи.
С большой любовью и мастерством написан передний
план картины: и покрытая легкой пылью дорога с
проносящимися над ней ласточками, и тучные
спелые колосья, и белые головки ромашек, и
голубеющие в золоте ржи васильки. Все эти детали
обогащают картину, придают ей жизненную
убедительность и задумчивость.
Картина “Рожь” – это обобщенный образ родины. В
ней победно звучит торжественный гимн обилию,
плодородию, величественной красоте русской
земли. Огромная вера в мощь и богатства природы,
которым она вознаграждает труд человека, – вот
основная мысль, которая руководила художником
при создании этого произведения.
VI. Работа по рисункам ребят
VII. Беседа по выставке книг о Шишкине
VIII. Обобщение
– Иван Шишкин – художник громадной творческой
страсти, целеустремленности. Своей
работоспособностью он поражал современников.
Богатырского роста, сильный, здоровый, вечно
работающий – таким он запомнился своим друзьям.
Он и умер, сидя за мольбертом, работая над новой
картиной. Это было 20 марта 1898 года.
Огромное наследие оставил художник: более 500
живописных полотен, около 2000 рисунков и
графических работ.
Весь творческий путь Шишкина предстает перед
нами как великий подвиг русского человека,
который в своих произведениях прославил родину,
горячо и нежно им любимую. В этом сила его
творчества. В этом залог того, что его картины
будут жить вечно.
“Шишкин – художник народный”, – пиcал В.В.
Стасов еще в 1892 г. И это право на почетное звание
закрепил за Шишкиным наш народ.