Цель занятия: познакомить с эмоциональной характеристикой цвета, способами художественного выражения своего настроения и впечатлений.
Задачи:
- Определить настроение, как характеризуются “радость” и “грусть”.
- Выяснить, сочетания каких цветов при рассматривании вызывают ощущение радости, а какие грусти.
- Научить создавать цельность цветового впечатления путем поиска разнообразия оттенков для выражения определенного настроения.
- Формировать эмоциональное восприятие к цвету, поиску ассоциативных связей между цветом и настроением.
- Познакомить с новыми приемами печати поролоном, созданием различных фактур.
- Развивать творческое воображение и фантазию.
- Воспитывать чувство эмпатии (сопереживания), умение слушать друг друга.
Задание: выполнить два живописных упражнения на создание контрастной гаммы цветов, выражающей состояние грусти и радости, используя соответствующие цветовые сочетания. Разместить веселого и грустного персонажей на соответствующий фон, сочинить название работе.
Применяемые методы: метод построения эмоционально-образной драматургии урока, предполагает комплексные формы воздействия музыки, поэзии или сказки, игры, где педагог выступает в роли режиссера, актера, художника, психолога; формы коллективной и индивидуальной работы, беседа с анализом, репродуктивная творческая деятельность.
Техника: гуашь, печать поролоном, коллаж.
Время: 2 часа (1 ч. – теория, 1 ч. – практика).
Наглядные пособия:
- разнообразный иллюстративный материал:
- репродукции работ художников,
- скульптуры,
- декоративно-прикладное творчество,
- книжные иллюстрации и т.п. в соответствующем колорите,
- работы ребят из фонда;
- музыка-настроение и стихи-настроение для создания эмоционального настроя на выбор педагога;
- дидактические игры:
- “Цветные приветики”,
- “Палитра художника”.
Материалы и принадлежности: формат бумаги 30 Х 30 см, 2 вырезанных персонажа, примерно 10 Х 10 см (веселый и грустный), гуашь, кисти, поролон, клей ПВА, палитра, салфетка.
План занятия
Организационный момент. Проверка готовности к
занятию.
I этап занятия “Вхождение в настроение”
Приветствие, дидактическая игра “Цветные
приветики”.
Введение в тему занятия “Карта путешествия”,
выбор плана действий.
Беседа “Грустное настроение”, знакомство с
иллюстративными, литературными и музыкальными
произведениями, выстраивание личностного
отношения к происходящему в данной ситуации,
опираясь на свой эмоционально-чувственный опыт.
Дидактическая игра “Палитра художника”,
заполняем первую половину.
Практическое занятие “Зарисовки путешествия”,
выполнение первого упражнения “Грустный
листочек”
Просмотр рисунков, анализ и рефлексия.
Беседа “Веселое настроение”, знакомство с
иллюстративными, литературными и музыкальными
произведениями, выстраивание личностного
отношения к происходящему в данной ситуации,
опираясь на свой эмоционально-чувственный опыт.
Дидактическая игра “Палитра художника”,
заполняем вторую половину.
Практическое занятие “Зарисовки путешествия”,
выполнение второго упражнения “Веселый
листочек”
Просмотр рисунков, анализ и рефлексия.
II этап занятия “Расположение персонажа”
Игра “Я превращаюсь…” ребенок в пантомиме
или игре осваивает и закрепляет содержание
художественного образа, проживание ситуации
изнутри.
Практическое задание, расположение персонажа в
пространстве фона.
Сочинение названия.
Устраивается выставка в галерее “Грустного
настроения” и “Веселого настроения” для детей
и гостей.
Итог занятия, анализ работы и рефлексия.
Предварительная подготовка к занятию
Рассматривая дома и на занятиях репродукции с
картин художников или иллюстрации в книгах, а
также фотографии, обращайте внимание на то, какое
настроение они несут, какие выразительные
средства – цвет, мимика, поза, композиционное
расположение – помогают передать это
настроение.
Дома попросить ребят подобрать картинки с
персонажами – веселый и грустный, вырезать их
можно из открыток, журналов, календарей и т.п.
Попросить обратить внимание на персонажей
русских сказок, мультфильмов и т.п., постараться
воздержаться от героев Диснея, т.к. они почти
всегда не соответствуют настроению персонажа,
его цветовому решению; даже если персонаж
грустный, цвет одежды всегда яркий, веселый. Это
нам в нашей работе помочь не сможет, а только
запутает. Картинки необходимо вырезать по
контуру персонажа. Здесь вы сможете закрепить
навыки работы с ножницами. Картинки не должны
быть очень большими, постарайтесь подобрать
размер приблизительно 10 х10 см.
Варианты картинок:
Вспомнить сказки, стихи, рассказы, мультфильмы, где встречаются веселые и грустные персонажи, но не по сюжету развития сказки, а по чертам своего характера и взгляда на мир. Какие герои ближе вам, кого вы хорошо понимаете?
Педагог делает карту путешествия, можно сделать карту из листа ватмана, нарисовать в данном случае две дороги, ведущие, например, к домикам. Карту лучше сделать линейную, без использования цвета, т.к. дети заполнят ее цветными элементами. В качестве элементов могут служить бумажные квадратики разных цветов и фактур, флажки или предметы, как объемные, так и плоские вырезки (деревья, цветы, облака, животные, здания, люди и т.п.), выражающие определенное настроение.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I этап занятия “Вхождение в настроение”
Дидактическая игра “Цветные приветики”
На подносе расположены карточки разных цветов. Предложить детям выбрать тот цвет, каким сегодня они хотели бы с нами “поздороваться”, цвет, который сейчас выражает его настроение, а в конце занятия можно сказать “до свидания”.
– У Маши ярко-желтое “Здравствуйте”, а у Кати зеленое “Здравствуйте”, а вот Вася выбрал серое “Здравствуйте”. Как вы думаете, какое настроение несут эти цвета, отражают ли они ваше настроение? Попробуйте сейчас тембром голоса показать настроение и поздороваться с нами цветным “приветиком”.
– Замечательно! У многих ребят цвет настроения
и звучание голоса совпадают, а вот у некоторых мы
заметили разногласие, и, чтобы попытаться
объяснить это несоответствие, мы сегодня
отправимся в путешествие по “Стране
настроений”.
Рассмотрим нашу карту путешествия, здесь перед
нами две тропинки, ведущие к двум домикам.
Вымостим дорогу определенными цветами и
расположим предметы, подберем цвет штор на окнах,
двери, крыши и т.п. Выкладываем дорожку из цветных
квадратиков соответствующих цветов или
располагаем предметы, определим, какая дорожка к
какому “домику-настроению” нас приведет – к
грустному или веселому.
– А какие элементы подойдут, предлагаю вам подобрать самостоятельно.
– Какие вы молодцы, куда какая дорожка нас приведет, вполне понятно. Ну что, в путь?
– Сначала посетим грустный домик, узнаем, что же там происходит, что заставляет всех грустить. Вам интересно узнать?
Начинаем с беседы “вхождение в настроение”
(работа на мягкой зоне).
Музыкальное сопровождение, звучит спокойная,
легкая музыка.
– Почему мы грустим, что заставляет нас грустить, вам когда нибудь бывает грустно?
Ребята поднимают руки и по очереди рассказывают свою грустную историю. Очень важно с понимание выслушать друг друга.
– Когда вы грустите, как вы думаете, что
изменяется в положении вашего тела, головы,
выражении лица? Примите позу грустящего человека
и опишите ее.
Сейчас грустили мы сами, а бывают ситуации, когда
мы грустим вместе с кем-то, переживаем за кого-то
и для нас это очень важно, эти герои живут в своих
историях. Мы можем узнать о них, если только
прочитаем в книгах, сказках, стихотворениях.
– Знаете ли вы грустных героев сказок, грустных по чертам своего характера и взгляду на мир?
Дети называют разных героев – Пьеро, Царевну-Несмеяну, Ослика Иа, Снегурочку, Принца из сказки “Любовь к трем апельсинам” и др.
– Вы помните, какие грустные стихи всегда читал Пьеро из сказки “Буратино”? Может ли кто прочесть нам грустное стихотворение?
– А что еще бывает грустным? (Время года, погода, дождь, туман и т.п.)
– Что еще? Конечно, музыка, под музыку очень хорошо грустить, и даже если у вас было веселое настроение, то, слушая спокойную, грустную музыку, вы все равно задумаетесь и взгрустнете. Давайте представим себя под эту грустную музыку в грустной комнате, как она будет выглядеть, опишите обстановку, предметы вокруг.
– Где еще нам может быть грустно? (Одному вечером дома, в больнице, когда болеешь, и т.п.)
– Вы заметили, что “грусть” у нас какая-то
трагичная и несчастная, а ведь она может быть
совсем другая – мечтательная, тоскливая,
меланхоличная, и это все тоже грусть.
Давайте рассмотрим репродукции с картин
художников и поразмышляем, как художники
отражали настроение в своих картинах, какими
выразительными средствами и в первую очередь
цветом. Сюжеты на картинах, как вы успели
заметить, разные; и природа, и животные, и даже
абстрактные картины, но одно у них общее – это
колорит. А как вы считаете, какой цвет у грусти? (Коричневый,
зеленый, серый, синий и т.п.)
Бывает, что очень часто называют черный цвет, здесь необходимо пояснить, черный цвет в данном случае может использоваться в качестве отражения горя, страдания, несчастья и даже смерти, а мы выяснили, что грусть – это немного другое настроение.
Дидактическая игра “Палитра художника”
Игра
используется для подбора колорита. Те цвета,
которые называют дети, составить на палитре.
Выложить кружочки разных цветов на верхнюю
половину палитры. Проследить, достаточно ли
разнообразно её содержание.
Наше практическое занятие включает в себя
выполнение двух упражнений “Зарисовки
путешествия”.
Путем подбора цветовых сочетаний, созвучных
настроению, выполнить первое упражнение
“Грустный листочек бумаги”, создание цветовой
гаммы из спокойных, приглушенных тонов.
Педагог показывает последовательность работы в
материале, смешение цвета на палитре, приемы
нанесения краски с помощью разных способов
печати поролоном – примакивание, растирание,
закручивание и др. Наносить цвет на лист,
используя выразительные композиционные приемы
– ритм цветового пятна и линий.
Показать рисунки ребят из фонда.
Далее дети приступают к самостоятельной
творческой деятельности. Смешивают цвета на
палитре, создают фактуру. Педагог словесно
корректирует и помогает затрудняющимся ребятам.
Может в это время завершить и свой рисунок.
Наглядный пример работы самого педагога
стимулирует творческую активность детей.
Выполненные задания располагаются для
просмотра.
Ребята высказывают свое мнение о проделанной
работе, вместе мы рассматриваем и описываем
рисунки, определяем самый грустный рисунок.
– Вспомните, сколько разных состояний грусти мы с вами определили в процессе беседы, какой она бывает разной, и наши рисунки нам это доказали. Но наше путешествие на этом не закончилось. Сейчас мы отправимся по веселой тропинке к веселому домику.
Звучит веселая, ритмичная музыка. Ребята подходят ко второму стенду репродукций. Здесь у нас “страна веселья, радости и смеха”.
– А что нас радует больше всего?
Беседу можно построить по аналогии с беседой о “грустном настроении”.
Дидактическая игра “Палитра художника”
Заполняем вторую половину палитры, подбираем сочетания цветов, характеризующие веселое настроение.
Практическое задание. Выполняем
второе упражнение “Листочек радости”, создание
цветовой гаммы из радостных, ярких тонов.
Цветовые ассоциации – созвучные настроению.
Выполненные задания располагаются для
просмотра.
Ребята высказывают свое мнение о проделанной
работе, вместе мы рассматриваем и описываем
рисунки, определяем самый веселый рисунок.
– Вспомните, сколько разных состояний радости мы с вами определили в процессе беседы, какой она бывает разной, и наши рисунки нам это вновь доказали. Получилось ли у нас передать состояние грусти и радости, отличаются ли они и чем? Как мы можем использовать эти знания в будущих творческих работах?
II этап занятия “Расположение персонажа”
– Давайте рассмотрим те картинки, которые вы приготовили к занятию, они тоже несут в себе определенное настроение, и поиграем в игру “Я превращаюсь…” (работа на мягкой зоне).
– Что же делают ваши персонажи? Примите позу персонажа, попытайтесь описать возникающие ощущения, рассказать, что он испытывает, как себя чувствует, где может находиться и т.д.
Важно выслушать каждого ребенка.
– Сейчас наш персонаж отправится в путешествие по выполненному вами фону. Рассмотрите его внимательно, наша фактура не однородна, где-то есть темные и светлые пятна, сочетание линий разного изгиба, все они могут что-то обозначать. Расположим персонаж на листочке, но не просто так, а сочиним целую историю; если, например, персонаж находится в лесу, то вот это темное пятно вполне может стать “норкой”, вот туда мы его и поместим. А вокруг будет недружелюбный лес, и наш лисенок залез в норку и грустит, что не успел добраться домой до вечера.
Дети приступают к самостоятельной работе. Внимательно рассматривают рисунки и размещают персонажи каждый в соответствии с колоритом. Аккуратно подклеивают. Педагогу необходимо поддерживать идеи ребенка, предлагать ему искать варианты, пробовать, экспериментировать.
– Сейчас еще один важный момент – нам
необходимо дать название вашей работе. Вы
помните, какую важную роль играют в картинах
названия. Они во многом помогают понять, что
хотел передать нам художник, или заставляют
задуматься.
Наше название не должно быть скучным, оповещая
только о том, что это, например, “грустный
мальчик” или “веселый чебурашка”, нам важно
описать не только настроение, но и действие
персонажа в этом пространстве фона. Например: “А,
может, здесь я найду свою маму?”, “Как же грустно
плавать одному!” и т.п.
Устраиваем выставку по окончании занятия в галерее “Грустного настроения” и “Веселого настроения”. Рассматриваем работы. Делимся впечатлениями.
– Понравилось ли вам наше путешествие? Что понравилось больше всего?
– Теперь, рассматривая картины, старайтесь видеть настроение в целом, как персонажа, так и фона, это поможет вам в создании выразительных рисунков настоящих картин.
Мотивация к следующему занятию.
Педагогические рекомендации по проведению занятия
Педагогу необходимо подобрать зрительно-иллюстративный ряд, разделяя материал на два стенда, один - отражающий веселое настроение, другой – грустное настроение, но на начало занятия воздержаться от показа. Необходимо, чтобы дети обратились к своему опыту, проанализировали свои чувства, постарались описать свои ощущения и свое восприятие цветовых сочетаний.
Дидактическую игру “Цветные приветики” желательно проводить все занятия, связанные с изучением основ цветоведения, это поможет ребенку начать соотносить цвет с каким-либо ощущением, в данном случае с настроением. Можно использовать в качестве момента рефлексии занятия.
Дети практически всегда находятся в веселом настроении, особенно если собираются заниматься своим любимым делом – рисованием. Настроить его на грустное настроение является трудной задачей, поэтому большую часть беседы мы ведем о “грустном настроении” и, когда переходим на обсуждение “веселого настроения”, то переключение происходит мгновенно, кажется, что радость увеличивается вдвое, даже если вначале занятия она не была ярко выражена. Не следует переживать, что беседа о “грустном настроении” может слегка затянуться. В разговоре о “веселом настроении” обратите внимание на цвет, чтобы сочетания цветов “веселых и грустных” не дублировали цвета “теплые и холодные”.
Педагогу необходимо иметь варианты запасных картинок (персонажей); если картинка, принесенная ребенком, не совсем соответствует определенному настроению, предложить возможность выбора и замены. При замене картинки обязательно обсудить с ребенком, что именно не соответствует, по вашему мнению, и согласен ли он с этими изменениями.
Важно, чтобы педагог проделывал все упражнения вместе с детьми, выступая в роли ребенка. Наглядный пример работы самого педагога оказывает стимулирующее действие на творческую активность детей.
По аналогии этого занятия можно построить еще ряд занятий, изучающих другие настроения, чувства, состояния и ощущения. Построенные таким образом занятия не требуют особых рисовальных навыков, но дают положительный результат в формировании творческих способностей, хорошо развивают чувство цвета и помогают ориентироваться в композиционном расположении на плоскости листа. В младшем возрасте такое задание может проводиться как самостоятельная работа, в старшем возрасте – в качестве упражнений в подготовке к основной работе.