Цели:
1. Закрепить знания о целостной системе факторов, обуславливающих особенности климата. Продолжить формирование умения пользоваться тематическими картами.
2. Развивать умение применять теоретические знания к конкретной территории.
3. Способствовать формированию индивидуальных возможностей в общении.
Тип урока: урок-зачёт.
Оборудование: атласы, цветные карандаши (жёлтый, красный, синий, зелёный), заготовки схем зеленого шара.
Подготовка к уроку: подготовить три группы ассистентов (по 2 человека) для приёма зачёта.
Подготовка кабинета к уроку:
1. Поставить парты по периметру класса, чтобы получилось три станции:
I) компоненты климата;
II) воздушные массы;
III) климатические пояса.
2. На каждую станцию посадить по два ассистента с контрольными пакетами.
Вступительное слово учителя:
Сегодня мы с вами совершим путешествие по климатическим станциям. Наша задача – закрепить знания о климатах Земли. Для прохождения по станциям каждому необходимо иметь чистый лист бумаги, где вы будете отмечать номер станции, номер билета и отвечать на вопросы, а ассистенты оценят ваши работы. В течение урока каждый получит по три оценки. Итак, в путь!
I станция: “Компоненты климата”
Билет № 1
1. По климатической карте (см. атлас с. 6).
Определите средние температуры воздуха июля и января в широтах, которые показаны на схеме. Сделайте вывод о распределении температуры воздуха на Земле.
2. По схеме определите, в каких широтах выпадает много атмосферных осадков.
Билет № 2
1. Составить из звеньев причинно-следственную цепь:
- Воздух поднимается вверх;
- Высокая температура воздуха;
- Образование облаков и выпадение осадков;
- Охлаждение воздуха.
2. Определите по схеме, в каких широтах выпадает мало атмосферных осадков.
Билет № 3
1. Составьте из звеньев причинно-следственную цепь:
- Воздух опускается вниз;
- Низкая температура воздуха;
- Воздух растекается по земле к другим широтам;
- Образуется область высокого давления.
2. Определите по схеме, в каких широтах преобладают восходящие и нисходящие потоки воздуха.
Билет № 4
1. Поверните стрелки направлений движения постоянных ветров в северном полушарии вправо, в южном — влево, по направлению движения.
2. Выберите правильный ответ. Почему температура воздуха понижается от экватора к полюсам?
- Движение воздушных масс.
- Угол падения солнечных лучей уменьшается от экватора к полюсам.
- Земля имеет форму шара.
- Разная подстилающая поверхность.
Билет № 5
1. Обозначьте на схеме области постоянного атмосферного давления.
2. Как называются господствующие ветры?
II станция: “Воздушные массы”
Билет № 6
1. Дополните. Большие объёмы воздуха тропосферы, обладающие однородными свойствами, называются…
2. Назовите типы воздушных масс.
Билет № 7
Обозначьте на схеме районы формирования основных типов воздушных масс:
а) экваториальные (красным);
б) тропические (жёлтым);
в) умеренные (зелёным);
г) арктические и антарктические (синим).
Билет № 8
Заполните таблицу “Свойства воздушных масс”
Билет № 9
Определите типы воздушных масс:
а) сухой и холодный воздух;
б) летом температуры положительные, а зимой — отрицательные, осадки в течение года распределены неравномерно;
в) воздух сухой с высокой температурой;
г) воздух влажный с высокой температурой.
Билет № 10
Какие воздушные массы действуют в основных климатических поясах?
- Арктический
- Субарктический
- Умеренный
- Субтропический
- Тропический
- Субэкваториальный
- Экваториальный
Билет № 11
Какие воздушные массы действуют в переходных климатических поясах в северном полушарии?
Билет № 12
Какие воздушные массы действуют в переходных климатических поясах в южном полушарии?
III станция: “Климатические пояса”
Билет № 13
Запишите климатические пояса по порядку от экватора к северному полюсу:
- Арктический
- Умеренный
- Субэкваториальный
- Субарктический
- Тропический
- Экваториальный
- Субтропический
Билет № 14
Какой климатический пояс?
а) В этом климатическом поясе весь год наблюдается высокая температура и выпадает значительное количество осадков;
б) Лето очень жаркое и дождливое, зима теплая, но сухая;
в) Господствуют тропические воздушные массы и воздушные массы умеренных широт.
Билет № 15
Какой климатический пояс?
а) Ярко выражены четыре сезона года;
б) Летом и зимой воздух сухой и морозный;
в) Господствуют арктические воздушные массы и воздушные массы умеренных широт.
Билет № 16
Используя атлас с. 6-7, опишите климат экваториального климатического пояса.
Билет № 17
Используя атлас с. 6-7, опишите климат умеренного пояса.
Билет № 18
Используя атлас с. 6-7, опишите климат пустыни Сахара.
Билет № 19
В каком климатическом поясе жил учёный на Новой Гвинее? Запись из дневника: “3 декабря. Вечером опять дождь, гром, молния… Теперь с 8-ми или 9-ти часов вечера дождь, который начался при заходе солнца, будет идти, вероятно, до 3-х или 4-х утра. В октябре ещё было сносно, но в ноябре дождь шёл чаще. В декабре он имеет намерение идти каждый день…”
Подведение итогов урока: выставление отметок.