Внеклассное мероприятие на тему: "Суд над вандализмом"

Разделы: Внеклассная работа


Задачи:

  1. Познакомить учащихся с вандализмом, как социальным явлением, его историческими истоками и современными проявлениями.
  2. Развивать умение давать оценку комплексную явлениям нашей жизни.
  3. Укреплять позицию гражданской ответственности за свои поступки.

Подготовка к мероприятию:

  1. Помещение, оформленное в стиле зала судебного заседания.
  2. Костюм для судьи и необходимые атрибуты.
  3. Аудиозапись, магнитофон, проектор, видеозапись, видеомагнитофон.

Сценарий мероприятия:

(Звучит музыка. Входит секретарь суда)

Секретарь: Встать, суд идет!

Все встают. Входит судья в мантии и четырехуголке.

Секретарь: Прошу садиться.

Судья: Наверное, сегодня нет в зале человека, который бы не слышал о вандализме. Кажется об этом явлении известно всем. Сегодня на скамье подсудимых – вандализм. Нам предстоит разобраться с ним, вынести по его делу справедливое решение. Я предоставляю слово обвинению.

Прокурор: Что же такое вандализм? По определению Ожегова и Шведовой вандализм – это бессмысленное, жестокое разрушение исторических памятников и культурных ценностей. Я считаю, что вандализм, это то явление сегодняшней жизни, которое заслуживает осуждения. Сегодня, в эпоху формирования демократичного общества, как никогда, актуален вопрос сохранения не только памятников культуры, но всего того, что было накоплено за тысячелетнюю историю существования нашей страны. Ведь у народа без исторической памяти нет будущего!

Судья: Ваш точка зрения суду понятна. Вам слово, господин адвокат.

Адвокат: Я, Ваша честь, считаю обвинение вандализма, или как еще говорят варварства, безосновательным. В обиходе термин варварства употребляется как синоним отсталости, некультурности и пренебрежения к культурным ценностям. Специальное значение было придано ему А.Г. Морганом в XVIII веке и использовалось только в европейской науке. Нельзя судить человека за низкий уровень культуры, если сформировался он в результате жизни в обществе. Я считаю, что вандализм, это этап развития, который проходит в своем становлении любое человеческое общество.

Судья: Мнение обвинения и защиты суду ясны. Переходим к судебному следствию.

Прокурор: Ваша честь, я прошу вызвать первого свидетеля обвинения.

Секретарь: В зал суда приглашается первый свидетель, Ростовцева Татьяна.

Входит свидетель, становится за кафедру.

Судья: Здравствуйте, свидетель, представьтесь суду.

1 свидетель: Я, Ростовцева Татьяна, заведующая читальным залом городской библиотеки.

Судья: Я предупреждаю Вас об уголовной ответственности за дачу ложных показаний, а также за отказ от дачи показаний. Выслушаем вопросы со стороны обвинения.

Прокурор: Спасибо, Ваша честь. Татьяна, скажите, пожалуйста, имеются ли в фондах вашей библиотеки материалы, свидетельствующие о фактах вандализма?

1 свидетель: Да, такие факты имеются. Я расскажу вам о судьбе Сухаревой башни Московского Кремля. (Показ слайда.)

Жуткое что-то! Багровая, красная,
Солнцем закатным освещенная,
В груду развалин живых превращенная
Все еще вижу ее я вчерашнюю –
Гордой красавицей, розовой башнею.

В. Гиляровский

1926 год для Сухаревой башни начался счастливо: после ремонта в ней 6 января открылась экспозиция Московского коммунального музея.

Однако в 1933 году было принято решение о сносе Сухаревой башни, как мешающей уличному движению.

Из телеграммы Сталина и Ворошилова Кагановичу 18 сентября 1933 года: “Мы изучили вопрос о сносе Сухаревой башни и пришли к выводу, что ее надо снести обязательно, для того чтобы расширить движение. Архитекторы, возражающие против сноса, слепы и бесперспективны”.

Итак, в апреле 1934 года Сухареву башню начли ломать. В те дни В. Гиляровский писал в письме к дочери: “…великолепная Сухарева башня, которую звали невестой Ивана великого, ломается… Ты не думай, что ломается она перед Иваном Великим – нет. Ее ломают”

Снос Сухаревой башни признали ошибкой, когда она еще лежала в руинах посреди Сухаревой площади, вскоре переименованной в Колхозную.

Примерно при тех же обстоятельствах были уничтожены, то есть, подвержены сносу:

  • церковь Святого Николы в Мясниках (1930 год);
  • церковь Спиридомея в Спиридовке (21 сентября 1930 года);
  • Казанский собор на красной площади (1936 год).

(Речь сопровождается показом слайдов.)

Судья: Спасибо, свидетель. Со стороны защиты будут вопросы?

Адвокат: Да, Ваша честь. Свидетель, а не считаете ли Вы, что разрушение данных памятников является закономерным этапом развития общества, его культурных, а в частности архитектурных традиций. Ведь каждое поколение, так или иначе, осуществляет переоценку ценностей, созданных предшествующим поколением, особенно это заметно при смене формаций в области идеологии. И, говоря о тех фактах, которые вы здесь и сейчас предоставили суду, я могу сказать, что идея заботы о человеке была решающим творческим началом советской архитектуры. Имеется ли в ваших материалах факты, подтверждающие точку зрения защиты?

1 свидетель: Да, имеются. Я считаю, что таким фактом может быть снос храма Христа Спасителя в Москве, с последующим возведением на этом месте бассейна “Москва” в 1961 году. (Показ слайда.)

Адвокат: Что и следовало доказать!

Прокурор: Ваша честь, я протестую! Это был отдельный исторический этап развития общества. Где сегодня находится это грандиозное сооружение советской поры?

Судья: Свидетель, Вы можете ответить на вопрос прокурора?

1 свидетель: Да, Ваша честь. В 1996 году на месте бывшего бассейна “Москва” был восстановлен храм Христа Спасителя во всем своем великолепии и величии.

(Показ слайда.)

Прокурор: Спасибо, свидетель, у обвинения нет больше вопросов.

Судья: У защиты будут вопросы?

Адвокат: Нет, Ваша честь.

Судья: Спасибо, свидетель, Вы можете занять место в зале суда.В силу того, что суду не совсем понятно, что же такое все-таки можно отнести к культурным ценностям, мы предлагаем заслушать мнение эксперта. В качестве эксперта выступает директор Мариинского городского краеведческого музея Бондаренко Виктор Петрович. Поскольку его личное присутствие в зле суда невозможно по уважительным причинам, я прошу секретаря включить видеозапись. (Идет видеозапись.)

Прокурор: Я прошу вызвать в зал суда второго свидетеля со стороны обвинения.

Секретарь: Приглашается свидетель Азарова Мария.

Судья: Здравствуйте, свидетель, представьтесь суду.

2 Свидетель: Я, Азарова Мария, корреспондент редакции Мариинской газеты “Вперед”.

Судья: Я предупреждаю Вас об уголовной ответственности за дачу ложных показаний, а также за отказ от дачи показаний. Господин обвинитель, задавайте вопросы свидетелю.

Прокурор: Поскольку Вы являетесь представителем средств массовой информации, то наверное сможете привести примеры варварского отношения к культурным ценностям города и района.

2 свидетель: Да, такие факты засвидетельствованы в выпусках нашей газеты, так в одном из номеров в подшивке за 1991 год приводятся следующие факты: (читает) “Плачевна судьба храмов Мариинского уезда, как впрочем, и храмов по всей стране, после Октябрьской революции 1917 года, после появления знаменитого декрета об отделении церкви от государства… Церкви в большинстве своем были разграблены, приспособлены под клубы, склады, конторы. Предварительно купола с крестами срубались, сбрасывались с колоколен и исчезли Бог весть куда. Старенькая учительница Иванова Вера Евдокимовна, ныне проживающая в поселке Калининском, вспоминает: “…На территории городского сада находилась церковь и кладбище. (Показ фото.) Вдали от церкви была часовня, а потом эту часовню разорили” Сколько же православных церквей высилось на землях Томской губернии в начале 20 столетия? Сейчас, пожалуй, по всей Западной Сибири не насчитается храмов столько, сколько стояло на Мариинских таежных просторах… ”

В газете за № 3 за 2005 год от 14 января был опубликована статья “Порезвились где вандалы, ныне снежные завалы” (Показ слайда. Зачитывает статью.) Вы видите на снимках снежные фигуры до и после встречи с вандалами. “Что имеем – не храним, потерявши – плачем” – гласит народная пословица. В Мариинске крушат ледовые городки. Ледовому побоищу снежных вандалов подвергаются любые снежные фигуры. Едва ли не полностью разрушены снежные городки на территориях детского сада “Сказка” и школы № 10. В результате хулиганских погромов от хрупкой ледяной красоты остались только обломки.

Не пожалели вандалы и прекрасную ледовую скульптуру на центральной площади города, над которой мастер Юрий Михайлович Михайлов трудился не один день в самые лютые морозы. Радостные эмоции вызывает у нас. Мариинский леденец. Может, не будем его терять?

Прокурор: Я прошу данные материалы приобщить к делу.

Судья: У защиты есть вопросы к данному свидетелю?

Адвокат: Нет, Ваша честь.

Судья: Спасибо, свидетель, Вы можете занять место в зале суда.

Адвокат: Ваша честь, я прошу пригласить в зал суда свидетеля со стороны защиты.

Секретарь: В зал суда приглашается свидетель Сербина Светлана. (Свидетель занимает место за кафедрой.)

Судья: Здравствуйте, свидетель, представьтесь суду.

3 свидетель: Я, Сербина Светлана, кандидат исторических наук. В данное время работаю над диссертацией по проблеме вандализма.

Судья: Я предупреждаю Вас об уголовной ответственности за дачу ложных показаний, а также за отказ от дачи показаний. Господин обвинитель, задавайте вопросы свидетелю.

Адвокат: Уважаемый суд, вандализм – это явление, которое сопровождает развитие общества на протяжении 2000 лет. Свидетель, не считаете ли Вы, как историк, что в самом обществе складывались и складываются предпосылки для проявления вандализма?

3 свидетель: (дает краткую историческую справку)

Адвокат: Ваша честь, защита настаивает, акты вандализма в данном случае только содействовали завершению эпохи падения Рима, которая была вызвана и рядом других причин. Логика развития общества показывает, история развития цивилизации представляет последовательное чередование разрушения и возрождения культуры на более высоком уровне.

Судья: Уважаемый свидетель, не могли бы Вы подтвердить мнение защиты?

Свидетель: Да, частично с этим можно согласиться, так как после эпохи падения Великой империи наступила эпоха возрождения и свидетельством этому могут быть произведения искусства и памятники культуры той поры.

Судья: Спасибо, свидетель, Вы можете занять место в зале суда. Господин адвокат, ваше мнение будет учтено при вынесении судом решения.

Прокурор: Я прошу вызвать эксперта – психолога Климову Анну Сергеевну.

Секретарь: Приглашается эксперта – психолог Климова Анна Сергеевна.

Судья: Я предупреждаю Вас об уголовной ответственности за дачу ложных показаний, а также за отказ от дачи показаний. Господин обвинитель, задавайте вопросы эксперту.

Прокурор: Анна Сергеевна, имеются ли у Вас данные о том, что в принципе любой человек способен совершить акт вандализма, как на этом настаивает защита?

2 эксперт: приводит анализ анкеты “Личностный рост”.

Судья: У защитника и обвинителя будут еще вопросы к психологу? (Нет.) Уважаемый эксперт, займите свое место в зале суда. На этом судебное следствие закончено, если нет возражений, переходим к прениям сторон. Слово предоставляется обвинению. Господин прокурор, пожалуйста.

Прокурор: Буду краток. Я считаю, что в ходе судебного следствия безоговорочно доказано, что вандализм является антиобщественным явлением. В результате варварского отношения сегодня утрачены для нас и будущих поколений прекрасные образцы культуры и памятники истории. Можно привести бесчисленное количество примеров тому, как в зарубежной истории, так и в истории России и в истории нашей малой Родины, как неотъемлемой ее части. Мои обвинения имеют веские основания, что и было доказано показаниями свидетелей и единодушным мнением экспертов.

Судья: Мнение обвинения ясно, слово предоставляется защите.

Адвокат: Конечно, уважаемый суд, во многих случаях акты вандализма носят антиобщественный характер, но согласитесь, уничтожить вандализм, как явление – невозможно. Оно было, есть и будет сопровождать нашу жизнь. А вот направить деятельность людей, склонных к вандализму, в правильное русло можно и даже нужно. Так, например, графитти некоторые считают искусством, а некоторые актами вандализм. Но если в качестве объектов творчества предоставить неформальным художникам специально отведенные для этого места, то вполне возможно, что мы не увидим экстравагантные рисунки на остановках и зданиях города.

Судья: На этом прения сторон закончены. Суд удаляется на совещание.

Секретарь: Встать, суд идет. (Судья удаляется )

Показ фильма об историческом центре города Мариинска либо беседа с залом о вандализме по вопросам:

  • Могли бы вы привести примеры деятельности вандалов?
  • Как вы думаете, какое решение вынесет суд?
  • Какое бы решение приняли вы?

Секретарь: Встать, суд идет. (Входит судья)

Судья: Рассмотрев доводы обвинения и защиты, заслушав свидетелей и учтя мнение экспертов, суд выносит следующее определение. Мы осуждаем вандализм в любых его проявлениях, как антиобщественное явление (читает обращение к молодежи города).