Цели:
- Формировать способность к исследованию изменения расстояния между двумя движущимися объектами по координатному лучу и фиксации его результатов с помощью таблицы; учить читать модели движения в противоположных направлениях;
- Проверить усвоение материала о встречном движении;
- Развивать умение обобщать, делать выводы; тренировать способности коммуникативного взаимодействия; развитие творческих способностей.
Ход урока
I. Организационный момент. Самоопределение к деятельности.
Игра-приветствие “Здравствуйте” (дети стоят в парах).
Желаю успеха большого во всем и везде. Здравствуйте!
Желаю успеха большого во всем и везде. Удачи тебе на уроке!
Учитель:
Математика – королева наук!
Без нее не летят корабли,
Без нее не поделишь ни акра земли,
Даже хлеба не купишь, рубля не сочтешь,
Что почем, не узнаешь,
А узнав, не поймешь!
Итак, начинаем урок математики.
II.Актуализация знаний.
1) Устный счет. Работа по универсальным карточкам.
Откройте тетради. Выполните вычисления по опорному конспекту.
Что надо найти? (Часть числа с.)
Проверка (открываются ответы на доске).
А теперь расположите ответы в порядке возрастания и прочитайте слово:
ДВИЖЕНИЕ
2) Найдите формулы, связанные с движением. Объясните их смысл. Расположите формулы в такой последовательности, как мы изучали эти темы. Откроем и прочитаем получившуюся запись.
“С МАЛОЙ УДАЧИ НАЧИНАЕТСЯ БОЛЬШОЙ УСПЕХ”.
Эта фраза поможет нам на уроке.
3) Индивидуальное задание. – Какое движение изображено на рисунке?
Встретятся ли объекты? Составьте выражение и найдите значение: “Из пунктов А и В, расстояние между которыми 6 км, вышли одновременно в противоположных направлениях 2 пешехода. Скорость первого пешехода 3 км/ч, а скорость второго 5 км/ч. На каком расстоянии они будут через 4 часа?”
(Дети решают)
4) Постановка учебной задачи.
Вопросы учителя | Предполагаемые ответы детей |
- Какое задание выполняли? | Находили расстояние между пешеходами через 4 часа после их выхода. |
- Как они двигались? | В противоположных направлениях. |
- Почему не смогли найти это расстояние? | У нас нет алгоритма его вычисления. |
- Что же нам надо сделать, чтобы решить задачу? Поставьте цель. | Нам надо построить алгоритм нахождения расстояния между объектами при движении в противоположных направлениях. |
- Сформулируйте тему урока. | Движение в противоположных направлениях. |
На доске открывается запись “Движение в противоположных направлениях”
III. “Открытие” нового знания.
Вопросы учителя | Предполагаемые ответы детей |
- Какой способ действия мы выберем? | Координатный луч. |
- Откройте учебники на стр. 93, №1. Найдите координатный луч. Какое расстояние было между пешеходами в самом начале? | 6 км. |
- Какова их скорость удаления? Заполните в учебнике. | 3+5=8 км/ч |
- Что показывает скорость удаления? | Скорость удаления показывает, что пешеходы каждый час удаляются на 8 км. |
- Как же узнать, каким оно стало через 1 час? | 6+8=14 км |
- Что будет происходить дальше? | Они будут удалятся каждый час на 8 км. |
- Как же определить расстояние через 2 часа, 3 часа? | Надо к 6+8*2=22 6+8*3=30 |
Закончите заполнение таблицы. Запишите формулу расстояния d между пешеходами в момент времени t. |
d=6+(3+5)*t или d=6+8*t |
Обозначьте первоначальное расстояние 6км буквой S, а скорости пешеходов V1 и V2, и запишите полученное равенство в виде формулы в тетрадь. | d=S+(V1 +V2)*t или d=S+Vуд.*t |
Как найти расстояние между двумя объектами в данный момент времени при движении в противоположных направлениях? | Надо к первоначальному расстоянию прибавить скорость удаления, умноженную на время. |
IV. Первичное закрепление. Страница 93, № 2.
- Прочитайте задачу. Кто сможет прокомментировать задачу? (Автомобили движутся в противоположных направлениях, поэтому расстояние увеличивается. Скорость удаления равна сумме скоростей этих автомобилей 80+110=190 км/ч. Узнаем, на какое расстояние удалятся автомобили за 3 часа 190*3=570км/ч. Но так как в момент начала движения между автомобилями уже было расстояние 65км, то мы должны прибавить его к 570: 65+570=635 км. Выражение по формуле d=S+Vуд*t 65+(80+110)*3=635км).
А как еще можно было решить задачу? Какой способ удобнее и почему?
V. Физминутка:
Руки за спину, головы назад.
Глаза пускай в потолок поглядят.
Головы опустим – на парты глядим,
И снова наверх – где там муха летит.
Глазами повертим, поищем ее.
И снова решаем. Немного еще.
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой. Страница 94, № 4а.
Составьте задачу. Запишите решение самостоятельно.
Проверка на доске.
VII. Повторение.
1) Работа в группах. Страница 94, № 4(б, в, г).
В группе составьте задачу, обсудите план решения. Запишите решение в тетрадь.
Проверка – Что надо было узнать? Как найти?
2) Творческое задание. Работа в группах. Создание мини-проектов.
Придумайте свои задачи на встречное движение.
(Дети выходят к доске, рассказывают задачи. Задачи вывешиваются на доске в форме схем.)
Решите 1 любую задачу по желанию.
Проверка – Что надо было найти? Результат?
VIII.Итог урока. Рефлексия.
1) - Произойдет ли встреча двух объектов при движении в противоположных направлениях?
По какой формуле можно найти расстояние между объектами при движении в противоположных направлениях?
2) “Дерево успеха”. – Оцените свою работу, создайте дерево успеха по следующим критериям:
Зеленый листик – не допустил ни одной ошибки, доволен собой.
Желтый листик – допустил неточность.
Красный листик – надо постараться и успех придет.
3) Домашнее задание. – Придумайте свои задачи на новый вид движения.
Спасибо за урок!