Интеграция в начальном курсе обучения

Разделы: Начальная школа


В настоящее время перед современной школой ставится важнейшая образовательная задача: сформировать у ребёнка представления о целостной картине мира.

С моей точки зрения в основу такого комплексного образования ложится идея интеграции.

Эта идея возникает на основе всеобщности и единства законов природы, потому что сама по себе она предполагает объединение, соединение, сближение учебного материала отдельных предметов в единое целое.

Анализируя учебные программы, легко заметить, что все они обеспечивают возможности эффективного процесса интеграции, потому что этот процесс посредством синтеза объединяет в систему разобщенные элементы, которые обладают важнейшим свойством – целостностью.

Современная наука предполагает разные подходы реализации интеграции: исторический, личностный, социальный, культурологический и так далее, когда учебные предметы группируются вокруг общественно – значимой проблемы.

Мне интересен культурологический подход, так во главу угла я ставлю предмет литературное чтение, и вокруг него, в зависимости от проблемы, выстраиваю остальные предметы, в большей степени это изобразительное искусство и музыка.

Опыт показывает, что интегрированный урок – это особенный урок: он усиливает интерес к учёбе (мотивацию), позволяет более эффективно использовать рабочее время, на таком уроке возможно решить дидактические (учебные) задачи двух и более предметов.

Конечно и подготовка к такому уроку особая.

  • Важно знать психологические и дидактические основы протекания интеграционных процессов в образовании.
  • Выделить в программе по каждому предмету сходные темы и аспекты.
  • Определить связи между сходными элементами знаний.
  • Откорректировать программы, если это необходимо.

Но цель оправдывает средства.

Работая в системе интегрирования несколько лет, я заметила, что именно эти уроки помогают детям познавать всю красоту окружающего мира, они с огромным удовольствием постигают новое, эти уроки будят во всех ребятах желание творить.

Проводя эти уроки по разным темам школьного курса, легко заметить, что сама система является эффективным средством обучения на основе более совершенных (новых) методов, приёмов, форм, технологий.

А самое главное, на основании интегрирования рождается качественно новое знание; которое и есть целостное представление о мире.

Для меня как для преподавателя начальной школы очень важно, что интегрирование учебных предметов способствует снятию перенапряжения, перегрузки, утомляемости учащихся за счёт переключения их на разнообразные виды деятельности.

Далее представлены темы интегрированных уроков, составленных по учебным материалам традиционной системы обучения 1–4.

Тематика уроков близка по своему содержанию и логически взаимосвязана.

Основным предметом в предполагаемой системе уроков является литературное чтение. Тексты художественных литературных произведений и темы по природоведению подобраны с учётом временных изменений в природе, что поможет учащимся нагляднее и эффективнее сопоставлять свои наблюдения и представления об окружающем мире с изучаемыми художественными произведениями.

Перед проведением интегрированных уроков естественно-научного и гуманитарного циклов следует провести экскурсии. Это важно для эмоционального настроя.

Темы интегрированных уроков во 2-ом классе [1]

Взаимосвязь предметов

Литературное
чтение
Природоведение Русский язык ИЗО,
Худ. труд
Музыка
Русские народные песни Т. “Где мы живём?” Сл.работа (Родина) Рис. на тему “Радуга-дуга” Русская народная песня “Радуга-дуга”
Русская народная Сказка “Лиса и тетерев”   Сл.работа (лисица.). Текст-описание. Рисование лисицы по представлению  
Вн.чтение т. “Краски осени” Стихи русских поэтов об осени Т. “В гости к осени” Словарная работа (ягода) Текст-рассуждение Рис. осенних листьев. Беседа по картине И.Левитана “Золотая осень” А.Вивальди “Времена года” “Осень”
С.Есенин “Берёза” Т. “Какие бывают растения” (закрепление) Словарная работа (берёза) Рис. берёзы (гуашь) Аппликация кроны дерева Русская народная песня “Во поле берёза стояла”
И .Крылов “Стрекоза и муравей” Т. “Невидимые нити в осеннем лесу”   Рис. с натуры стрекозы С.Прокопьев “Кузнечики и стрекозы” из балета “Золушка”
В.Даль “Ветер и солнце” Т. “Неживая и живая природа” (закрепление) Словарная работа (ветер) Рис. на тему “Непогода” Хол. и тёплые цвета спектра. Л.Б.Бетховен “Весёлая. Грустная”
Л.Толстой “Котёнок” Т. “Про кошек и собак” Словарная работа (девочка, деревня, ребята) Лепка котёнка по памяти и представлению Русская народная песня “У кота”
Вн. чтение “Зимушка зима” Стихи русских поэтов о зиме. Т. “В гости к зиме” Сл. работа (мороз) Рис. мелом по памяти и представлению снежинок . Р.Шуман “Зима”
А.Барто “Игрушки”   Текст-описание “Моя любимая игрушка” Рис. с натуры мяча Е. Крылатов “Заводная игрушка”. Чайковский П.И “Болезнь куклы”
К.Чуковский “Федорино горе”   Сл. работа (посуда) Т.Слова предметы” Народные промыслы. Хохлома. Роспись ложки Русская народная песня “Солнышко”
Вн. чтение Стихи о маме Т. “Правила вежливости” Т. “Слова, обозначающие признаки предметов” Объёмная аппликация “Открытка маме” Р.Шуман “Весенняя песенка”
Н.Рубцов “Ласточка” Т. “Перелётные птицы” Т. “Слова-действия” Рис. с натуры ласточки П.И.Чайковский “Песня жаворонка”
Вн. чт. “Весна!” Стихи русских поэтов о весне Т. “В гости к весне” Мини сочинение по опорным сл. Т. “Безударные гласные” Рис. с натуры веточки вербы. И.Левитан “Март” П.И.Чайковский “Подснежник”. Мендельсон “Весенняя песня”

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК
литературное чтение + изобразительное искусство
с элементами художественного труда во 2 классе

Тема: “Берёза”

Цели:

  • ознакомить учащихся с произведениями устного народного творчества;
  • развивать умение работать со словарём;
  • развивать навыки грамотной устной речи учащихся, её обогащение за счёт интенсивной словарной работы и глубокого проникновения в значение слова;
  • развивать умение чувствовать красоту произведения;
  • применять ранее полученные знания;
  • отрабатывать навыки работы с кистью.

Оборудование:

  • словари: Ожегова, этимологический;
  • произведения русских поэтов;
  • краски, кисти, цветная бумага, клей;
  • магнитофон, аудиозапись, телевизор, видеомагнитофон, видеоролик.

Оборудование для учащихся:

  • рабочие листы;
  • альбом, краски, кисти, цветная бумага, клей

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Проверка готовности учащихся к уроку.

II. Новый материал.

1. Целевая установка.

На широком просторе
Предрассветной порой
Встали алые зори
Над родимой страной.
С каждый годом всё краше
Дорогие края...
Лучше Родины нашей
Нет на свете друзья!

(А. Прокопьев)

2. Сообщение темы урока

- Наше занятие мы посветим символу России.

Работа с загадкой

- Стоят в поле сестрицы: платья белены, шапочки зелены. (Берёза)

3. Беседа

Берёза – самое любимое, родное для каждого русского человека дерево.

Это самое красивое дерево наших лесов.

- Как вы думаете почему?

- Вспомните, как оно выглядит?

Всю увиденную красоту, своё отношение, любовь, человек может выразить словами, звуками, красками, создавая определённые картины.

- Кто и посредством чего будет создавать такие картины?

- Установите соотношения.

(Карточки на доске)

)

- Сегодня на уроке мы будем писателями, художниками и слушателями.

Белоствольная берёза – далёкие предки славян (наши предки) ласково называли её “весёлкой”.

А свою любовь, переживания передавали в песнях.

4. Прослушивание мелодии

(Русская народная песня “Во поле берёза стояла”. Работа над восприятием).

- Вы прослушали мелодию.

- Какое настроение, чувство вызывает эта мелодия? Почему?

Эту песню написал народ.

Это русская народная песня “Во поле берёза стояла”.

Народ ласково называл берёзу берёзкой, берёзонькой. И сравнивал________с кем? Как вы думаете почему?

5. Работа с текстом стихотворения С. Есенина “Берёза”

а) Подготовка к восприятию

Воспевали красоту русских берёз и поэты в своих стихотворениях. Одно из самых красивых стихотворений можно назвать стихотворение С. Есенина “Берёза”

б) Первичное восприятие

- Послушайте стихотворение “Берёза” и определите отношение поэта к дереву?

(Выразительное чтение стихотворения)

- Какое отношение поэта к дереву? Что особенное поэт заметил в берёзе?

- Что он открыл для себя и для нас?

- Как он описывает красоту берёзы? Какие слова, выражения использует для этого?

- В каком темпе надо читать стихотворение?

6. Словарная работа. (словарь Ожегова)

Кайма – полоска, обивка по краю чего-нибудь.

Кисть – пучок ниток, шнуров, употребляемых как украшение.

Бахрома тесьма для обшивки какого-либо изделия с рядом свободно свисающих шнуров и кистей.

- Почему поэт для описания пушистых веток зимней берёзы использовал слова, которые обозначают украшение одежды, шали, платка?

Повторное выразительное чтение стихотворения под видеоролик.

7. Организационная работа.

От образа, который мы создали, подойдём к слову берёза с научной точки зрения.

- Что такое берёза?

(Повторение знаний полученных на уроке природоведения)

8. Орфографическая работа. (словарь Ожегова)

Слово берёза словарное – мы научимся правильно его писать. Для этого обратимся к ЭТИМОЛОГИЧЕСКОМУ словарю. Этот словарь рассказывает о происхождении слов.

Слово берёза исконно русское (славянское) восходит к корню “bhe”, уходящему в глубокую древность и означающему “блеск”, “белизна”.

Ведь и кора берёзы – береста – носит название, связанное с тем же корнем.

Делаем вывод, слово берёза пишется с гласной Е.

Работа в рабочих листах. Приложение1 (Организационный момент – правило посадки при письме, положение тетради)

Ход работы:

1. Минута чистописания.

2. Запись слова берёза (3 раза), проговаривая про себя по слогам с выделением орфограммы, постановкой знака ударения.

3. Чтение родственных слов (вставить на место безударную гласную).

4. Проверка.

- Какую букву вставили?

5. Составление предложения с одним из этих слов. Запись с комментированием.

9. Творческая работа. Приложение2

Прослушивание рассказов, сказок, наблюдений учащихся.

10. Физминутка.

11. Использование берёзы, бересты.

Берёза не только радовала глаз человека, она была ещё доброй помощницей крестьян.

В длинные зимние вечера, когда в деревнях не знали про электричество, избы освещали лучины. Лучины были берёзовые. Они горели ярко, но быстро не сгорали, не коптили.

Когда строили избы, потолок непременно поверху покрывали листами тонкой берёзовой коры – берестой. Она не пропускала влагу, даже если крыша прохудилась. Часто из бересты мастерили вёдра – туеса, в которых хорошо сохранялась вода и молоко.

Конечно нельзя забывать и про берёзовые веники. А секрет этих веников том, что в берёзовых листьях много пахучих веществ – фитонцидов, которые уничтожают гнилостные бактерии.

А ещё берёза помогала русским людям овладевать грамотой. Когда в Древней Руси ещё не было бумаги, дети учились писать на бересте, процарапывая буквы костяной палочкой-писалом. [2]

И сейчас используют бересту в различных промыслах. Делают шкатулки, аппликации, украшения.

(Показ изделий)

12. Изобразительное искусство. [3]

- Мы передадим красоту берёзы в рисунке.

У берёзы прямой, белый с чёрными полосками ствол, немного ветвей, которые располагаются в верхней части ствола, большое множество мелких веток, тонких и длинных, которые под своей тяжестью плавно изгибаются и опускаются книзу.

Попробуем передать эти характерные особенности берёзы на рисунке.

(Организационный момент – правило посадки, расположение листа)

Выполняем набросок в карандаше. (Вспомнить правило выполнения наброска)

- Рисование любого дерева начинается с изображения ствола.

Обозначаем ствол дерева и его высоту.

Показываем толщину ствола у земли и его постепенное сужение к верхней части.

Отмечаем расположение крупных веток.

Работа красками и кистью. (Вспомнить правило работы с кистью)

Прорисовываем маленькие ветки волнистыми линиями.

Мелкими росчерками показываем чёрные полоски на стволе.

Дерево готово.

13. Художественный труд (Организационный момент – правило работы с клеем)

- И на прощанье с осенью оставим несколько листочков на наших берёзках.

Для этого мелко нарываем цветную бумагу и наклеиваем на крону дерева.

Выставка работ. <Рисунок1>

III. Итог урока.

- Что нового, интересного узнали на уроке? Вывод занятия.

- Чтобы сохранить красоту окружающего мира, что должен помнить и делать человек?

IV. Рефлексия

- Закончите рисунок лица так, чтобы его мимика соответствовала вашему настроению, полученному на этом уроке.

Приложение 2

Список литературы:

1. Интегрированный эстетический курс для начальной школы/ ИльенкоЛ.П. – М.: АРКТИ, 2001.

2. Деревья от “А” до “Я” /“Детская Энциклопедия”№ 5’98 – с.6; Учредитель ЗАО “Аргументы и факты”.

3.Учимся рисовать/ Курбатова Н.В. – М.: Филологическое общество “СЛОВО”: OOO “Издательство АСТ” , 2002 .