Можно по-разному относиться к ребенку, но нужно, прежде всего, отказаться от взгляда на ребенка как на собрание достоинств и недостатков. Любой ребенок – весь достоинство, хотя бы потому, что сочетание его черт и качеств уникально.
Н.Е. Щуркова
Мир, в котором живет современный ребенок, образ жизни среднестатистической семьи, по сравнению с недавним прошлым, существенно изменился. Социально-экономические проблемы жизни общества порождают условия, при которых значительно снижается уровень физического и нервно-психического здоровья детей.
По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь около 10% среди контингента детей, поступающих в школу; распространенность функциональных отклонений достигает более 70%, хронических заболеваний — 50%, физиологической незрелости — 60%, более 20% детей имеет дефицит массы тела (Инстуктивно-методическое письмо “О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошокольного возраста в организованных формах обучения” от 14.03.2000 №65/23-16).
Количество детей, у которых уже в дошкольном возрасте обнаруживаются отклонения в развитии, весьма значительно. Соответственно, велик риск школьной дизадаптации, неуспеваемости, социокриминальных последствий в будущем.
На современном этапе развития системы образования на первый план выдвигаются задачи создания условий для становления личности каждого ребенка в соответствии с особенностями его психического и физического развития, возможностями и способностями. Поэтому в нашем учреждении особое внимание было уделено организации комплексного психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста, с целью раннего выявления недостатков развития и оказания комплексной лечебно-оздоровительной и коррекционно-психологической помощи в условиях образовательного учреждения.
Система комплексного сопровождения детей позволяет выявить отклонения в развитии, либо способности на ранних этапах и выбрать образовательный маршрут, позволяющий скорректировать развитие ребенка, либо наиболее полно развить его способности.
В практике своей работы творчески интерпретируем методические рекомендации по психолого-педагогическому медико-социальному сопровождению дошкольников специальных (коррекционных) ДОУ г. Санкт — Петербурга и адаптации их к условиям детского сада общего вида.
При организации работы появился ряд проблем, которые требовали своего решения:
- Недостаточное осознание педагогами сущности проблемы и перспективности ее решения.
- Обособленность в действиях специалистов разных систем (здравоохранения, образования, соцзащиты), осуществляющих сопровождение; недостаточная связь между компонентами сопровождения.
- Разрозненность информации.
- Отсутствие необходимых специалистов в штатном расписании.
- Непринятие проблем ребенка со стороны родителей.
Основной целью работы стало выявление отклонений в развитии, склонностей и способностей ребенка, определение их характера и выбор оптимального образовательного маршрута.
Задачи:
- защита прав и интересов ребенка;
- массовая диагностика по проблемам развития;
- выявление групп детей, требующих внимания специалистов;
- консультирование по возможным путям решения всех участников образовательного процесса;
- групповые занятия, семинары и тренинги с педагогами и детьми по изменению стереотипов поведения, коммуникативным навыкам.
Основными направлениями деятельности службы сопровождения в учреждении являются:
- оказание помощи в решении проблем:
- формирования здорового образа жизни;
- личностных проблем развития ребенка;
- выбора образовательного маршрута;
- преодоления затруднений в обучении;
- разработка, уточнение с учетом данных динамического обследования и реализация схем и программ сопровождения;
- гигиеническое нормирование нагрузок;
- обеспечение преемственности и последовательности в работе с ребенком;
- организация и проведение медико-психолого-педагогических консилиумов.
Для организации службы сопровождения в учреждении был проведен мониторинг обеспеченности специалистами, которые будут осуществлять психолого-медико-педагогическое сопровождение детей. Мониторинг показал, что учреждение в целом укомплектовано штатами для создания психолого-медико-педагогического консилиума. Но для обеспечения наиболее полного сопровождения необходимо заключить договора с МОУ “Центр диагностики и консультирования” для привлечения к работе консилиума, в необходимых случаях учителя-дефектолога и с МУЗ “Детская поликлиника №3” для привлечения к работе таких врачей, как: невролог, окулист, кардиолог, отолоринголог и др., а также с МУЗ “Психиатрический диспансер” для консультаций психиатра.
Цикл организации индивидуального сопровождения ребенка учреждением был взят с некоторой адаптацией у М.Р. Битяновой и представлен в следующем виде:
Деятельность службы сопровождения направлена на обеспечение двух согласованных процессов:
- индивидуальное сопровождение детей;
- системное сопровождение, направленное на профилактику или коррекцию проблемы, характерной не для одного ребенка, а для системы в целом.
Основные этапы индивидуального сопровождения:
- сбор информации о ребенке;
- анализ полученной информации;
- совместная выработка рекомендаций;
- консультирование всех участников сопровождения;
- решение проблем;
- анализ выполненных рекомендаций;
- дальнейший анализ развития ребенка.
Первые два этапа индивидуального сопровождения проходят все дети учреждения, дальнейшая работа ведется в случае выявления проблем в развитии ребенка или способностей.
Основные этапы системного сопровождения:
- диагностический этап;
- поисковый этап;
- консультативно-проективный (или договорной) этап;
- деятельностный этап;
- рефлексивный этап.
Служба сопровождения начинает работу с ребенком в следующих случаях:
- выявление проблем в ходе массовой диагностики;
- обращение родителей за консультациями;
- обращения педагогов, администрации;
- обращение специалистов других социальных служб.
Реально “сопровождение” заложено в организации взаимодействия между участниками сопровождения в совместно организованной деятельности по созданию благоприятных условий воспитания, коррекции и развития детей в системе дошкольного образовательного учреждения. В системе этого взаимодействия постарались определить четко функции и содержание работы каждого субъекта сопровождения, что представлено в таблице.
В учреждение разработан вариант системы сопровождения через создание условий.
Консилиумы проводятся систематически 1 раз в месяц. Работа службы сопровождения планируется на месяц. Заранее определяется списочный состав детей, проблемы которых планируется обсуждать, извещаются специалисты, которые будут участвовать и должны подготовить материалы.
По результатам докладов и обсуждений выносится заключение, контроль за реализацией которого возлагается на администрацию учреждения.
Эффективность сопровождения определяется не только по частным данным психологической, педагогической, медицинской диагностики, но и по более общим показателям:
- удовлетворенность ребенка и родителей пребыванием в учреждении;
- уверенность ребенка (тенденция к формированию позитивной, адекватной Я-концепции);
- способность ребенка к сотрудничеству с другими детьми и со взрослыми;
- успешность в овладении адекватными возрастному этапу и особенностям ребенка видам деятельности.
Для определения эффективности службы сопровождения используется метод катамнеза. Сбор данных организуется через полгода после перевода ребенка, а затем раз в год.
Примерная схема сбора катамнеза (предложена Шипицыной Л.М., Хилько А.А.)
- Фамилия, имя ребенка.
- Возраст.
- Соматический статус.
- Психический статус.
- Приоритетные интересы в отношении к разным видам деятельности.
- Характер адаптации по мнению специалистов учреждения, в которое он поступил.
- Характер адаптации ребенка по мнению родителей.
Анализ катамнеза выпускников проводится с участием всех специалистов службы сопровождения в ходе педагогического совета.
В результате:
- Созданы условия для гармоничного развития личности каждого ребенка.
- Создана система психолого-медико-педагогического сопровождения детей в группах общего вида.
- Разработан механизм взаимодействия учреждения с МОУ “Центр диагностики и консультирования”, медицинскими учреждениями.
- Разработаны варианты психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста для групп общего вида и специализированных групп (2 варианта).
- Обеспечивается комплексное сопровождение детей, позволяющее оказывать своевременную реальную помощь с учетом личностных и психофизиологических особенностей воспитанников.
- Повысились творческий потенциал, компетентность и мастерство педагогов.
- Понизился уровень психического выгорания сотрудников, улучшился микроклимат.
В своей работе опирались на следующие литературные источники:
- Головченко Г.В., Андреева Л.А., Егорова Л.А., Евстешина О.И. О работе городской медико-психолого-педагогической комиссии Москвы // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.-2002.-№2.-С.52-56.
- Долженко Ю.А. Проблемы формирования “успешного” педагога в системе постдипломного образования. / Практико-ориентированное пособие для руководителей ОУ. — Барнаул: АКИПКРО, 2001. — 569 с.
- Есина Н.Э. Медицинское сопровождение как составная часть процесса реабилитации детей с проблемами в умственном развитии // Дефектология.-2002.-№2.-С.14-16.
- Забрамная С.Д. Программа изучения ребенка различными специалистами // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.-2004.-№3.-С.63-67.
- Ильенко Л.П. Новые модели методической службы в общеобразовательных учреждениях. — М., АРКТИ, 2001.-64с.
- Информационное письмо Министерства образования РФ № 27 12722-6 от3.04.2003 г. “Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект”.
- Кокосова И.В. Организация психологического сопровождения детей с отклонениями в развитии // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.-2005.-№3.-С. 65-67.
- Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста /Под ред. Л.М.Шипицыной.-СПб, Речь, 2003.-240с.
- Леонгард Э.И. Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья как нормализующий фактор жизнедеятельности социума//Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.-2005.-№2.-С.3-7.
- Мастюкова Е.М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. –М., ВЛАДОС. 2003.-С.337-353, 356-361.
- Мастюкова Е.М., Москвина А.Г. Воспитание в семье ребенка с нарушением внимания и гиперактивным поведением // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.-2002.-№2.-С.41-52.
- Новые формы работы с семьей: Из опыта работы дошкольных образовательных учреждений г. Рубцовска. Рубцовск: МОУ ДО “Информационно-методический центр”, 2004.
- Опыт работы психолого-медико-социального центра “Юго-Запад” г. Москвы // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы.-1999.-№2.-С.59-75.
- Остапенко Ю.И. Проблемы реабилитации детей с особыми нуждами.//Дефектология.-2005.-№1.-С.3-8.
- Поздняк Л.В., Лященко Н.Н. Управление дошкольным образованием.-М., Академия, 1999.-432с.
- Психолого-медико-педагогическая консультация: Методические рекомендации / Науч.ред. Л.М.Шипицына.-СПб., Детство –ПРЕСС.-2002.-352 с.
- Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка: Пособие для учителя-дефектолога/Под ред. Л.М.Шипицыной-М., ВЛАДОС, 2003.-528с.
- Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. – М.: ТЦ Сфера, 2003. — 288 с.
- Стребелева Е.А., Браткова М.В. Варианты индивидуальной программы воспитания и коррекционно-развивающего обучения ребенка раннего возраста с психофизическими нарушениями //Дефектология.-2000.-№ 5.-С.86-96.
- Стребелева Е.А., Браткова М.В. Варианты индивидуальной программы воспитания и коррекционно-развивающего обучения ребенка раннего возраста с психофизическими нарушениями //Дефектология.-2002.-№1.-С.80-86.
Материалы по данной теме были представлены в виде презентации.