Тема урока: "Выявление способа проверки безударной гласной в корне слова" (программа "Школа-2100"). 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


1.Актуализация прежних знаний.

а) - Какую большую тему мы заканчиваем изучать? (состав слова)

- Почему я говорю “заканчиваем? (изучили все части слова)

- Из чего возник наш морфемный трансформер?

- Сколько частей может быть в слове? (4,3,2,1)

б) – Я начинаю мозговой штурм. Приготовились давать мне отпор.

(Разбираем трансформер, я делаю попадания в 10 -5 мишеней в зависимости от правильности, точности и полноты ответа)

- Какая часть слова обязательна?

- Что называется корнем слова?

- Какие слова называются однокоренными?

- Что такое приставка?

- Её значение?

- Что такое суффикс?

- О какой части слова мы не сказали? (окончание)

- Его значение?

- Что можно добавить? (окончание)

- Почему остались “лишние” детали? (м.б. 2 приставки, 2 и более суффиксов)

Итог: Результат хороший! …. точных ответов. Молодцы!

2.Этап рефлексивного контроля.

а) – Зачем мы изучаем состав слова?

- Это для нас важно?

- В чём важность?

б) Рефлексия способа проверки безударной гласной. (Появилась грустная дама – орфограмма)

- Кто назовёт орфограмму?

- В какой части слова она может появиться?

- Какая орфографическая проблема возникает с появлением такой орфограммы?

(Появляется выбор букв а/я, е/и, е/и/я)

 - Мы знаем, как улучшить её настроение?

(Изменить слово так, чтобы она стала под ударение)

- Объясните, как возникла наша модель.

в) Оценка работы модели.

- Вы прекрасно разбираетесь. Хочу проверить, не делаете ли вы ошибки при письме. Пользуемся опорой.

(Слова на карточках)

З.ма – зимы, л.са – лес, с.сна – сосны, сн.га – снег, д.бы – дуб (ловушка!)

- Почему?

сл.ды – след, л.са – лисы, л.сник – лесники.

(Комментируем: в корне слова без.гл., есть выбор букв е/и. Изменю форму слова “зимы”. Под ударением гласная “и”)

3.Возникновение интеллектуального затруднения.

а) Ситуация, когда перестала работать модель)

л.сник – л.сники

- Что-то мы изменили форму слова, но это нам не помогло!

б) Подвести к предположению нового.

- Наша опора не действует? Но она же действовала! Может быть это словарное слово?

(Нет, можно проверить словом “лес”)

4. Свободная дискуссия по поводу вариантов решения проблемы.

- Слова лесник и лес - это не формы слова, а однокоренные слова.

-Почему так? Как определили?

5. Проверка высказанных гипотез.

6. Вывод и фиксация его в построении модели.

- Какой можно сделать вывод из наблюдения?

а) – Всегда ли можно проверить безударную гласную, изменив только форму слова?

- А как ещё? (подобрав однокоренное)

- Как образуются однокоренные слова?

(При помощи приставок, суффиксов)

б) – Составим себе в помощь опору.

- Проверяем безударную гласную (обсуждение в группах).

- Занесём в тетрадь умных правил.

в) Обсуждение вариантов.

7. Применение на практике.

( работа с карточками: подбор слов группами с разными орфограммами)

- Найти слова с безударной гласной в корне.

- Какую группу этих слов проверим первым способом?

- Какую – вторым?

8. Итог урока.