1.Актуализация прежних знаний.
а) - Какую большую тему мы заканчиваем изучать? (состав слова)
- Почему я говорю “заканчиваем? (изучили все части слова)
- Из чего возник наш морфемный трансформер?
- Сколько частей может быть в слове? (4,3,2,1)
б) – Я начинаю мозговой штурм. Приготовились давать мне отпор.
(Разбираем трансформер, я делаю попадания в 10 -5 мишеней в зависимости от правильности, точности и полноты ответа)
- Какая часть слова обязательна?
- Что называется корнем слова?
- Какие слова называются однокоренными?
- Что такое приставка?
- Её значение?
- Что такое суффикс?
- О какой части слова мы не сказали? (окончание)
- Его значение?
- Что можно добавить? (окончание)
- Почему остались “лишние” детали? (м.б. 2 приставки, 2 и более суффиксов)
Итог: Результат хороший! …. точных ответов. Молодцы!
2.Этап рефлексивного контроля.
а) – Зачем мы изучаем состав слова?
- Это для нас важно?
- В чём важность?
б) Рефлексия способа проверки безударной гласной. (Появилась грустная дама – орфограмма)
- Кто назовёт орфограмму?
- В какой части слова она может появиться?
- Какая орфографическая проблема возникает с появлением такой орфограммы?
(Появляется выбор букв а/я, е/и, е/и/я)
- Мы знаем, как улучшить её настроение?
(Изменить слово так, чтобы она стала под ударение)
- Объясните, как возникла наша модель.
в) Оценка работы модели.
- Вы прекрасно разбираетесь. Хочу проверить, не делаете ли вы ошибки при письме. Пользуемся опорой.
(Слова на карточках)
З.ма – зимы, л.са – лес, с.сна – сосны, сн.га – снег, д.бы – дуб (ловушка!)
- Почему?
сл.ды – след, л.са – лисы, л.сник – лесники.
(Комментируем: в корне слова без.гл., есть выбор букв е/и. Изменю форму слова “зимы”. Под ударением гласная “и”)
3.Возникновение интеллектуального затруднения.
а) Ситуация, когда перестала работать модель)
л.сник – л.сники
- Что-то мы изменили форму слова, но это нам не помогло!
б) Подвести к предположению нового.
- Наша опора не действует? Но она же действовала! Может быть это словарное слово?
(Нет, можно проверить словом “лес”)
4. Свободная дискуссия по поводу вариантов решения проблемы.
- Слова лесник и лес - это не формы слова, а однокоренные слова.
-Почему так? Как определили?
5. Проверка высказанных гипотез.
6. Вывод и фиксация его в построении модели.
- Какой можно сделать вывод из наблюдения?
а) – Всегда ли можно проверить безударную гласную, изменив только форму слова?
- А как ещё? (подобрав однокоренное)
- Как образуются однокоренные слова?
(При помощи приставок, суффиксов)
б) – Составим себе в помощь опору.
- Проверяем безударную гласную (обсуждение в группах).
- Занесём в тетрадь умных правил.
в) Обсуждение вариантов.
7. Применение на практике.
( работа с карточками: подбор слов группами с разными орфограммами)
- Найти слова с безударной гласной в корне.
- Какую группу этих слов проверим первым способом?
- Какую – вторым?