В любви к своей малой Родине объясняются школьники

Разделы: География


География – самый интересный, самый познавательный, один из самых нужных предметов в школе. Свой предмет я искренне люблю, а потому много читаю, постоянно пополняю свои знания. В домашней библиотеке около десяти тысяч томов, в том числе более двух тысяч географической литературы.

Чтобы привить любовь учеников к географии, к своему родному краю, сам занимаюсь краеведением. У нас в школе сложилась большая группа учащихся, любящих это дело, все они объединены в кружок “Микрогеография родного края”. С учащимися определили “свой край” - ближайшие окрестности хуторов Войнов и Московский, которые доступны для постоянного наблюдения и изучения…

Донно-Егорлыкская равнина. На ней раскинулись небольшие, степные хутора Войнов и Московский. Земля Егорлыкская… это моя родная земля! Я люблю бескрайние степи, поля, пологие балки, вечные курганы в мудром молчании берегущие зарытую казачью славу, тихие, словно сонные речушки, бесконечные дали, в которых теряется зной… Из края в край расчерченная зеленым массивом лесополос, цветением садов, блеском летнего золота пшеничных полей. Весной пытаясь талыми водами, в другие времена года – грунтовыми и дождевыми водами тихо течет по отлогим косогорам Шашловой балки древняя степная речка Мокрая Грязнуха. Люблю слушать певцов наших полей жаворонка, вестника весны, олицетворяющую весеннюю радость, надежду и мечту землепашца.

В конце 2004-2005 года мы подвели итоги работы кружка “Микрогеография родного края”. Привожу некоторые выдержки из рассказов учащихся 6-11 классов.

1. Леша Дежа, 11 класс. Хутор Войнов расположен на юге Ростовской области, в 120 км. от г. Ростова-на-Дону, в 15 км восточнее станицы Егорлыкской. Он занимает выгодное географическое положение в сравнении с другими селами и хуторами. Недалеко от хутора проходят автострады: Ростов-на-Дону – Сальск и Ростов-на-Дону – Ставрополь; железнодорожная трасса Ростов-на-Дону – Волгоград. Рядом сады коллектива “Садовод”, конезавод имени Кирова, где можно посмотреть конные скачки, побывать на аукционе по продаже лошадей. Хутор Войнов находится в 50 км от г. Зернограда и в 60 км от г. Сальска. Летом всегда можно отдохнуть, половить рыбу, искупаться в речке Мокрая Грязнуха (приложение 1).

2. Сережа Кожушко, 9 класс. В двух километрах от х. Войнов находится самая высокая точка Егорлыкского района. Её абсолютная высота составляет 114,5 м. когда мы изучали в 6 классе тему: “Относительная и абсолютная высота”, мы приводили ее в пример. На вершине установлена железная пирамида, а на глубине двух метров закопан цинковый цилиндр с координатами этой точки. Это все охраняется законом.

3. Вася Богданов, 8 класс. Речка Мокрая Грязнуха берет свое начало на восточной окраине х. Войнов в неглубокой пологой балке из десятка ключей, уже через 500 метров она превращается в небольшой ручеек шириной 5-6 метров, в центре хутора – до 100 метров. Она протекает через хутор с востока на запад. Мне нравится река весной, когда появляется светлая зелень камыша, рогоза, осоки, распускают свои сережки ивы, по берегам зеленеют сады, кустарники, огороды. В это время приятно слышать звуки разнообразных плавающих птиц, камышевок, кукушек и … хоровое пение лягушек.

Наша речка впадает в реку Куго-Ея, а Куго-Ея – в Ею, а последняя – в Азовское море. (Приложение 2)

4. Оля Меленяко, 9 класс. Я живу в х. Московский, мне он очень нравится. Основан в 1860 году, раньше его называли Грязнухинский, Буденный, а с 1957 года – Московский. У нас есть пруд, там много рыбы. Через хутор проходит автотрасса г. Ростов-на-Дону – г. Ставрополь. Живут в нем люди разных национальностей: русские, украинцы, белорусы, армяне, дагестанцы, румыны.

5. Таня Широкова, 8 класс. Люблю свой родной край, его природу, речку, пруды, поля, лесополосы, сады. Люблю все времена года. Весной, когда цветут сады, цветы, зеленеют поля пшеницы, подсолнечника. Летом, когда колосятся и зреют зерновые культуры. Когда видишь море желтого цвета на полях подсолнечника, зреют фрукты, овощи. Осенью природа готовится к вьюжной зиме, и с тоской смотришь на клинья птиц улетающих на юг, на опавшую листву. Зима… Речка, пруды покрылись льдом, все обозримое вокруг покрыто белой простыней. В хуторе Войнов остались только птицы - старожилы: сороки, воробьи, вороны, грачи, снегири, большие синицы и новый, но уже постоянный житель – пестрый дятел.

6. Таня Гончарова, 11 класс. Гуляя по берегу речки Мокрая Грязнуха, я увидела в кустарниках грязный, слабенький ручеек. Я его вычистила от грязи и мусора, и сейчас это чистый, опрятный родничок с холодной и вкусной водой. В свободное время я прихожу к нему и спрашиваю: “Не обидел ли кто тебя?”. В обиду я его никому не дам!

7. Низам Раджабов, 11 класс. Мне очень нравится речка Мокрая Грязнуха и ее пруды. Когда пересох наш пруд, я увидел много скатов, корней, веток, битого стекла и другого хлама. В свободное время, поздно вечером мы с друзьями очистили дно. Жаль, что есть такие люди, которые стремятся пруд превратить в свалку. (Рисунок 1)

9. Аня Москаленко (10 класс) и Маша Брагинец (7 класс). У нас есть самые любимые места – лесополосы. Наши лесополосы распложены с юга на север, они защищают поля в основном от сильных восточных ветров, которые сдувают чернозем с полей. Сильнейший урон нашим полям нанесли пыльные бури в марте 1969 года. Лесополосы задерживают снег, уменьшают сток талых и дождевых вод, защищают почву от размыва и выдувания, уменьшают испарение воды зелеными растениями. Посадкой лесополос в х. Войнов руководил агроном Орехов Андрей Иванович, дедушка Сережи Васильченко, ученика 6 класса нашей школы. Весной, летом, да и осенью они прекрасны для отдыха. Здесь можно хорошо отдохнуть, поиграть в разные игры, спокойно покушать, подышать свежим воздухом, насладиться разнообразными красивыми цветами на полянках с чудесным, ароматным запахом. Цветы мы не рвем (их очень мало осталось), костры не разжигаем. (Приложение 3)

10. Женя Ищенко, 8 класс. Я хочу рассказать о погоде в х. Войнов, привести несколько примеров по нашим наблюдениям в неординарном 2003 году. Господствующее направление ветров: восточное -133 дня, западное – 114. ясных дней было 102. самая высокая температура была 5,6 июля и 1 сентября - +35 градусов. Самая низкая – 17 февраля - -22 градуса. Снежный покров сохранялся 39 дней. С 9 апреля по 29 июня или 2 месяца и 20 дней в хуторе не было осадков. Пятого июня (!) температура опустилась до 0 градусов, на почве – заморозок до -2 градусов, померзла ботва картофеля, овощные культуры. Первый осенний заморозок был 26 октября - -2 градуса. А 18 июня – штормовой ветер, он срывал листья, ломал ветви деревьев, срывал фрукты, на улицах стоял гул дребезжали стекла в окнах. Иногда погода нарушала законы природы: при высоком давлении, восточном ветре, когда ласточки летали высоко в небе – вдруг шел дождь! Многолетние наблюдения хода температуры, осадков и полуденного солнца в хуторе Войнов на графиках. (Приложение 4)

11. Оля Могвинова,11 класс. Я люблю наблюдать за дикими утками, курочками, лысками, на речке просто наслаждаюсь тишиной и спокойствием. Нравится бегать с подружками по скользкому льду. К большому сожалению в хуторе есть люди, которые выбрасывают мусор в речку, хочется крикнуть им: “Остановитесь!”

12. Леша Ольгомец, 9 класс. Больше всего на свете я люблю голубей. У нас живут вяхири, клинтухи, вертуны, чубатые, мохноногие с разнообразной окраской оперения – серовато-голубые, сизые, дымчатые, белые. Я их развожу, кормлю. Они садятся мне на руки, на плечи. Я часами могу любоваться их красотой, прекрасным полетом. Я не допускаю скученности голубей, держу помещение всегда сухим и чистым, кормлю своих любимцев хорошим кормом строго выполняя график тренировок, днем голуби всегда имеют свободный выход на крышу, в вольер, на солнышко”.

13. Настя Коновальцева, 9 класс. Я живу в хуторе Войнов, который основал казак-землевладелец по фамилии Войнов в 1862 году, в его честь и назван хутор. Я люблю Мокрую Грязнуху, ее пруды с рыбой (их всего восемь), водоплавающей птицей, зарослями камыша, осоки, рогоза. Летом мы часто отдыхаем свей семьей на берегу речки, купаемся, жарим шашлыки или варим уху. Еще мне нравится бывать в нашем школьном музее, там можно узнать об истории колхоза, нашей школы, многое о Великой Отечественной войне. В хуторе был отличный Дом культуры, где регулярно проходили концерты, кинофильмы, танцы, сейчас он находится в аварийном состоянии и не работает. Очень хотелось бы, чтобы в школе организовали школу искусств.

14. Ваня Сагайда, 9 класс. Я горжусь тем, что Войновской СОШ №9 в 2005 году присвоено имя Василия Ивановича Сагайда – полковника, участника Великой Отечественной войны, ученика нашей школы. Из рассказов моего дедушки Ивана Семеновича и бабушки Валентины Георгиевны я узнал, что Василий Иванович родился в х. Войнов, участвовал в сражениях под Сталинградом, на Курской дуге, при форсировании Днепра. Он и после войны часто приезжал в х. Войнов, к родителям, родственникам, интересовался жизнью земляков. Когда я увидел фотографию Василия Ивановича, я был удивлен большому количеству боевых наград. Я постараюсь воспитать в себе черты характера, которыми обладал мой двоюродный дедушка Сагайда Василий Иванович.

15. Кристина Булычева, 7 класс. Мое самое любимое место – это наш школьный исторический музей, который размещен в пяти залах. В первом зале можно многое узнать об истории колхоза “Рассвет”, во втором – об истории нашей школы, в третьем – о Великой отечественной войне, в четвертом – о памятных знаменах, грамотах, дипломах, кубках которыми были награждены труженики колхоза и учащиеся школы, в пятом – о природе.

В музее можно увидеть фотографии всех жителей колхоза, награжденных правительственными наградами. Я каждый раз смотрю на своего дедушку Чуб Георгия Павловича, который награжден орденами Трудовой Славы 2 и 3 степеней. Мне нравится рассматривать экспонаты музея: разнообразные утюги, кувшины, пряхи, самовары, лапти, дедушкину крупорушку. Здесь есть школьная парта, старинные чернильницы, ручки, пионерское знамя, барабан, горн, октябрятский флажок. Интересны военные экспонаты: пулемет Дегтярева, разнообразные гильзы, гранаты, мины, солдатские котелки, фляжки – все они безопасны.

В зале природы я с удовольствием каждый раз рассматриваю настоящий ус кита, огромных омара и краба, гнездо сороки, большой синицы, жаворонка, разнообразные гербарии, собрание морских раковин…. (приложение 6).

16. Кристина Васильченко, 7 класс. На нашей территории располагался колхоз “Рассвет”, в мае 2000 года его расформировали. На его землях было организованно около 100 фермерских хозяйств. Фермеры выращивают озимую пшеницу, ячмень, просо, кукурузу, подсолнечник. Я люблю весну, когда на полях появляются ярко-зеленые всходы зерновых культур. Зарождается новая жизнь, которая впоследствии дает самое главное в жизни – хлеб! И с болью смотрю на небольшие участки полей, заросшие сорняками…

17. Галя Федотовская, 11 класс Я восхищаюсь природой родного края. Надо только увидеть чистое, бирюзового цвета небо, широкие просторные поля, которые тянутся до самого горизонта. Надо услышать бесхитростное пение жаворонка – вечного спутника степи, почувствовать ароматный запах разнообразной цветной гаммы полевых цветов и, когда все это осмыслишь, прочувствуешь, просто не верится, что это наяву, в нашем небольшом, любимом степном хуторе Войнов.

18. Таня Гидиу, 9 класс. Дома у нас долгое время был смирный ручной конь Вася. Я его кормила, ездила на нем шагом, рысью, иноходью, галопом. Возили на телеге, запряженной конем, силос, слому, сено и другое. Я знаю, что когда смотришь в глаза лошади, то ты поймешь какая это лошадь: добрая или злая, веселая или грустная. Васю я обычно подкармливаю чем-нибудь вкусненьким: хлебом, конфетами, печеньем, маленькими кусочками шоколада. В десяти километрах от х. Войнов находится конный завод имени Кирова. При въезде на его территорию стоит памятник жеребцу Пеплу, на котором Елена Петушкова стала чемпионкой Европы, мира и Олимпийских Игр по программе высшей школы верховой езды”.

19. Тагир Халилов, 11 класс Любимое место, где я регулярно бываю – посадки шелковицы на восточной окраине хутора Войнов, в двухстах метрах от нашего дома. Я люблю это место за чистый, свежий воздух. На полянах растет густая, зеленая трава, где можно погонять мяч, почитать интересные книги, просто посидеть, отдохнуть. А раньше листвой шелковицы ученики и их взрослые наставники выращивали тутового шелкопряда.

20. Денис Чуб,10 класс. Когда начал пересыхать наш пруд, очень много в грязи осталось лягушек. Мы с ребятами долго ловили их и переносили через насыпь в реку.

Большинство учащихся 6-11 классов высказали свое впечатление о “микрогеографии” хуторов Войнов и Московский, их окрестностей. Даже краткое содержание всех работ нельзя передать на страницах данной работы. Приятно, что дети высказали свои наблюдения, впечатления, раздумья о природе своей местности, о своих любимых местах, наших маленьких достопримечательностях, явлениях природы, высказали замечания, предложения по самым разнообразным вопросам. Все работы переданы в исторический музей Войновской СОШ №9 имени В.И. Сагайда. Самым главным результатом моей работы я считаю то, что учащиеся искренне, по-детски объясняются в любви к своей Малой Родине.

Моими постоянными помощниками являются члены моей семьи: жена – Валентина Владимировна, учитель начальных классов, старшая дочь - Алла Николаевна, учитель физики, в настоящий момент работает заместителем заведующего отделом образования Егорлыкского района, младшая дочь – Галина Николаевна, учитель географии в Егорлыкской СОШ №1, внуки – Артем и Коля, надеюсь тоже будущие учителя.