Пояснительная записка
В последние годы становится все больше детей с нарушениями психоэмоционального развития, к которым относятся эмоциональная устойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность, что приводит к трудностям во взаимоотношениях с окружающими.
Такие нарушения возникают и проявляются в устойчиво негативном поведении. Соответствующим образом организованная работа по эмоциональному развитию детей способна обогатить эмоциональный опыт ребенка, но и смягчить и даже полностью устранить отмеченные выше проблемы. Программа состоит из трех разделов:
- “Я - это кто?”.
- “Моя семья”.
- “Что я знаю о себе?”.
Цели:
- создание условия для развития ценностно-эмоциональной сферы ребенка;
- формирования здорового, адекватного поведения в обществе;
- социально-эмоциональное развитие ребенка дошкольного возраста;
- формирование его эмоциональной сферы и социальной компетентности.
Задачи:
- формировать навыки подготовки своего эмоционального состояния для более эффективной деятельности с воспитанниками и педагогами;
- развивать эмоциональную отзывчивость, восприятие, умение выражать свои чувства;
- снизить нервозность, агрессивность;
- изучить уровень самооценки и оценки личностных качеств детей.
1. Я - это кто?
Цели:
- помочь раскрыть ребенку окружающий мир, сформировать у него представление о себе как о представителе человеческого рода, о людях, живущих на Земле, об их чувствах, поступках, правах и обязан-ностях;
- развивать творческую, свободную личность, обладающую чувством собственного достоинства и проникнутую уважением к людям.
Темы:
- Кто я такой?
- Я такой какой есть.
- Я не такой как все.
2. Моя семья.
Цели:
- формировать социальные навыки и социальное поведение;
- развивать теплые отношения к членам семьи;
- проявлять симпатии, подвести к пониманию, что каждый в ком-нибудь нуждается, в каждом человеке можно найти хорошее;
- учить заботиться о других людях.
Темы:
- С кем ты живешь?
- Моя семья.
- Как ласково называют тебя дома?
3. Что я знаю о себе?
Цели:
- вызвать интерес и желание рассмотреть себя, сравнивать индивидуальные способности;
- развивать умение находить различия между сверстниками, подвести к пониманию, что каждый человек имеет индивидуальные черты характера;
- выяснить уровень самооценки;
- формировать уверенность в себе.
Темы:
- Мое тело.
- Я - человек.
- Какой я человек?
Использованная литература:
- Анненен Г., Эгельмайер Л., Кесслер Е. Тренинг уверенности и контакта в группе.
- Гофман Р,В. Знай и люби свое тело. Ростов-на-Дону, 1998г.
- Дошкольное воспитание. №1 2003г.
- Дошкольное воспитание. №3 2004г.
- Мазепина Т.Б. Развитие навыков ребенка в играх, тренингах, тестах.
- Ростов-на-Дону. Издательство “Феникс” 2003г.
- Обруч. №3 2002г.
- Павлова М.С. Мин киьибин. (Я человек) Борогонцы 2002г.
- Ребенок в детском саду. №1 2002г.
Занятие №1: Волшебное зеркальце.
Цели:
- учить детей любить себя, свое тело и свой организм;
- помочь ближе познакомиться друг с другом;
- учить эмоциональному и мышечному расслаблению.
Материалы для занятия:
- магнитофон;
- спокойная музыка;
- лист бумаги, краски
- Дети вместе с психологом сидят в кругу. Проводится упражнение “Доброе утро”. Дети приветствуют друг друга по очереди говоря “Доброе утро Лена….Лия…..Маша…”
- Упражнение “Что я люблю?”. Дети сидят в кругу, каждый говорит, что он любит из еды, что любит одевать, какие игрушки любит…
- Проводится игра “Угадай по голосу”. Один из игроков поворачивается, остальные по очереди зовут его по имени до тех пор пока тот, кто повернулся не угадает его.
- Проводится психогимнастика “Ласковушка”. Дети с психологом бросают мяч друг другу, называя ласковым именем того, кому кидают мяч.
В конце занятия психолог предлагает детям нарисовать себя и все то, что он любит (звучит спокойная музыка).
От автора: занятия строятся по темам, психолог может менять поочередность тем занятий по своему усмотрению.
Рекомендуется проводить занятия по подгруппам продолжительностью 15-20 минут один раз в неделю.