Внеклассное мероприятие, посвященное Великой Отечественной войне: "Они не стреляли"

Разделы: Внеклассная работа


Цель: воспитание патриотических чувств к историческому прошлому нашей Родины.

Оборудование: магнитофон, мультимедийный проектор, фортепиано

Ход мероприятия

Обучающиеся входят в класс, рассаживаются по местам под музыку “Марш Победы” (Д. Тухманова)

Учитель: сегодня мы будем говорить о историческом прошлом нашей Родины, о тех страницах Великой Отечественной Войны, которые не вправе забывать.

Нас встретила удивительная музыка, настроение которой понятно без слов, опишите его

( Радостное, приподнятое, торжественное ).

Этот марш связан с великим для нашего народа праздником - Днём Победы, о котором говорят, что он “со слезами на глазах”. Почему? (война несла горе, потери, лишения для миллионов людей).

Начиная с 22 июня 1945 года, народы нашей страны в течение четырёх лет слушали страшную музыку войны (звучит запись со звуками стрельбы, разрывов снарядов и т. д.). И сегодня мы поговорим о тех, кто наравне с солдатами заставили музыку войны смолкнуть. Эти люди не держали оружия, не были на передовой, не участвовали в боях, потому что во время войны ОНИ НЕ СТРЕЛЯЛИ. Кто эти люди? (Старики, женщины, дети) – одним словом ТЫЛ.

Наша первая страничка войны посвящена вашей сверстнице и всем детям, которые заменили ушедших на фронт отцов на заводах и фабриках. Называется она “Маша- работница авиационного завода” (авт. М. Добросердов). Рабочий день детей, стоявших у станка длился по 12 часов и сопровождался тяжелейшим трудом, от которого немела спина, не слушались руки, смыкались от усталости веки. Но спешить в работе нельзя, ведь чтобы сделать снаряд необходимы мастерство и точность. Так дети приближали Победу и били врага прямо в цель своим героическим трудом.

Юноши и девушки, женщины и старики – все по-разному вносили свой вклад на благо Родины, кто - то из них растил хлеб, шил обмундирование, лечил солдат.

За годы войны было сшито 100 млн. гимнастерок, 35 млн. шинелей, 64 млн. пар обуви. Если бы удалось найти весы, чтобы на одну чашу можно было положить военный подвиг наших солдат, а на другую – трудовой подвиг, то чаши весов стояли бы вровень, как стояли не дрогнув в одном строю с мужьями, братьями, отцами их близкие, их ТЫЛ.

Перед вами слова (на плакате), звучавшие в то время как клятва стойкости духа в сердцах каждого. Попробуем, ныне живущие, передать главную интонацию и почувствовать их силу. (Дети встают и вместе с учителем, подражая его интонации, мимике, жесту выразительно произносят текст.)

Будет холодно - перетерпим
Будет голодно - туже затянем ремни
Будет трудно - выдержим
Выдержим и победим!

Следующая страничка нашей летописи посвящена городу – крепости, городу – герою, в который так и не вошли завоеватели.

Это имя как гром, как град

Петербург - Петроград - Ленинград

Ленинградцы сражались 900 дней, это самое продолжительное сопротивление в истории и ОНИ НЕ СТРЕЛЯЛИ – их оружием были Мужество, Воля, Сила Духа.

8 сентября 1941г. город был окружен врагами в кольцо. “Не будем брать Ленинград приступом, задушим голодом и непрерывным обстрелом” – заявил на весь мир Гитлер.

Нет воды, только в Неве, запас продуктов ограничен, булка хлеба делилась на 400 человек. 125 гр. – норма хлеба на день, из мучной пыли и разных примесей.

Но город жил и боролся: заводы, фабрики – выпускали танки, самолеты, снаряды, 38 школ работало без перерыва в самые трудные блокадные дни:

Об этих страшных днях написала поэтесса, пережившая блокаду О. Бергольц:

Девчонка руки протянула
И головой о край стола
Сначала думали, уснула,
А оказалось, умерла.

Весь мир наблюдал за Ленинградом, в Европе зародилась надежда, что фашизм можно победить. Тогда Гитлер оповестил весь мир, что Ленинград пал, сдался.

Но в ответ из осажденного Ленинграда зазвучала симфония Д.Д. Шостаковича, названная Ленинградская, это была симфония Непокоренного города, которая на весь мир возвестила: “Город жив и будет стоять вечно!”(звучит фрагмент симфонии №7 Д.Д.Шостаковича, на фоне которой звучит стихотворение)

И летели листовки с неба
На пороги обмёрзших квартир
Будет хлеб! Вы хотите хлеба?
Будет мир! Вам ведь снится мир?
Дети плача хлеба просили,
Нет страшнее пытки такой!
Ленинградцы ворот не открыли
И не вышли к стене крепостной.
Умирали и говорили
Наши дети увидят свет!
Но ворот они не открыли
На колени не встали, нет!

Из 3,5 млн. ленинградцев в живых осталось 600 тысяч! И мы ныне живущие не смеем об этом забыть!

Следующая страничка памяти расскажет о красках войны. Представим себя художниками тех лет и создадим с вами палитру войны.(предлагается участие в групповой работе -составить коллаж из заготовленных цветопятен, созвучных духу войны), на фоне музыки Э.Грига “Смерть Озе”.Давайте сравним наше видение с художниками тех лет. Автор этой работы НЕ СТРЕЛЯЛ, он боролся кистью и красками. Далее разговор о важности, роли искусства в дни войны. Композиторы вместе с поэтами, певцами, артистами внесли свой вклад в победу. Они не стреляли, их оружие – творчество! (предлагается чтение стихов, песен о войне)

Сегодня мы узнали маленькую частичку героического прошлого великого русского народа, освободившего и Родину, и Европу от фашизма. Эту битву выиграли не только доблестные войны , но и трудившиеся в тылу, непокорённые блокадники Ленинграда, художники, музыканты, поэты- они противостояли Злу без единого выстрела и Победа принадлежит им по праву! Звучит вновь “Марш Победы” (Д.Тухманов)